КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест • комплекты магнитола/CD-чейнджер Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1998  

Звуковой тандем

Валентин ТИМОФЕЕВ, Николай МИЛОВИДОВ

Намучившись с заменой компакт-дисков на ходу и поцарапав дюжину самых любимых из них, владелец простейшей автомобильной аудиосистемы начинает понимать, что в ней чего-то не хватает. Ответ напрашивается сам собой и давно уже найден фирмами-производителями сar Hi-Fi-оборудования – не хватает фонотеки с автоматической сменой дисков, а иначе говоря, CD-чейнджера. Остается только найти агрегат, подходящий по цене, качеству и количеству компактов в магазине. На чем же остановиться?

Оказывается, выбора практически нет: подобные устройства стыкуются, как правило, только со своими «родными» «головами». Поэтому часто они продаются парами: магнитола + CD-чейнджер. Именно такие комплекты мы сейчас и рассмотрим, памятуя о том, что пределов совершенства не существует и покупку очень сложных (и дорогих) комплексов с большими автомобильными дисплеями, телевизионными тюнерами и спутниковым навигационным оборудованием можно пока отложить на будущее.

Попавшие в наш тест «двойки» позволяют с высоким качеством прослушивать почти все распространенные источники музыкальных программ: радио, кассеты и CD. Автомагнитола располагается, как обычно, на приборной доске в штатном отсеке, а чейнджер на 6 – 12 дисков – где вам удобно, хоть в багажнике. Управляется такой аппарат с передней панели автомагнитолы, и доступ к нему нужен лишь для перезарядки, что делается не так часто, потому что музыки на 7 дисках вполне хватит на весь восьмичасовой рабочий день за баранкой.

Кроме собственно комплекта придется приобрести и приличные динамики. Выбранные нами для теста магнитолы весьма высокого уровня, и нет никакого смысла нагружать их посредственной акустикой. Любой комплекс работает не лучше, чем самое плохое его звено. Зато, не пожалев денег на громкоговорители, соответствующие классу головного аппарата, и правильно их установив, есть шанс добиться основательного звучания.

Что же касается CD-проигрывателей в чейнджерах, то на сегодняшний день, пожалуй, они являются самым качественным источником в сar аudio. Более того, их параметры намного превосходят те, что могут быть реализованы в машине. Возьмем, например, полосу воспроизводимых частот, которая, судя по паспорту, простирается от 5 Гц до 20 кГц. Басы с частотой 5 Гц не то что в авто, а даже в студийных условиях воспроизвести чрезвычайно трудно. Кстати, частоты ниже 16 Гц – инфразвуки, их мы уже не слышим, но они могут оказывать вредное влияние на организм. Реальное значение нижней границы составляет порядка 80 – 100 Гц для автомагнитолы с рядовой акустической системой и 30 – 40 Гц для сабвуфера с отдельным усилителем. Так что в данном случае неважно, какие цифры указаны в техническом паспорте устройства, 5 Гц – 20 кГц или 20 Гц – 20 кГц. 20 кГц могут воспроизвести лишь очень качественные акустические системы с отдельными твитерами. «Плавания», подвывания, дрожания и других дефектов звука, связанных с нестабильностью скорости воспроизведения, в отличие от кассетных дек, у CD-чейнджеров вообще обнаружить нельзя даже самыми чувствительными приборами. Отношение сигнал/шум у подобных аппаратов достигает 90 – 96 дБ. Это намного выше, чем у встроенных усилителей автомагнитол. Реально же, учитывая уровень акустического шума в салоне, вряд ли в автомобиле можно рассчитывать на значение выше 50 – 60 дБ.

У CD-проигрывателей есть другой существенный недостаток – они боятся толчков и тряски. Это хорошо известно и конструкторам, поэтому они создали для этой «нежной» техники антишоковые устройства. С хорошей системой защиты тряска и вибрации, характерные для движения по ровной дороге, вообще никак не сказываются на воспроизведении, и лишь сильный и жесткий удар по корпусу CD-чейнджера может вызвать очень кратковременное пропадание звука, причем никаких щелчков и посторонних звуков из динамиков при этом не раздается! Для защиты сейчас используется амортизирующий подвес и буферная электронная память. Подвес ориентируется при монтаже специальным регулировочным движком или болтом в соответствии с инструкцией. Одни модели CD-чейнджеров могут быть установлены только в двух положениях: горизонтальном или вертикальном, другие имеют до пяти различных углов наклона корпуса, что особенно удобно в салонах и багажниках геометрически неправильной формы.

От сильных толчков или ударов, которые не в силах поглотить амортизатор подвеса, считывающая головка вместе с лазерным лучом теряет дорожку. В дело теперь вступает электронная система ESP (Electronic Shock Protection), которая запасает данные с диска на 3 – 10 секунд вперед и постоянно хранит их в буферной памяти. Заранее прибереженная информация начинает расходоваться в тот момент, когда сбившийся с дорожки луч лазера ищет свое прежнее место и пытается возобновить проигрывание. Раньше музыка перед записью в буферную память подвергалась сильному сжатию, и при ее воспроизведении натренированное ухо могло уловить характерные признаки «компрессированного» звучания. Теперь же адаптивный алгоритм сжатия усовершенствовался, а память подешевела настолько, что восстановленный из буфера звук неотличим от исходного.

CD-чейнджер – изделие точной механики, и на его работу (особенно системы амортизации) может неблагоприятно повлиять температура. В паспортах некоторых моделей (например, Aiwa) скромно указан диапазон от -10 до +60, в других – от -15 до +70. Это означает, что если машина постоит ночь на крепком морозце (крепкий – это -10 градусов, а не -40, как полагают некоторые), то включать CD-чейнджер можно только после прогрева салона или багажного отсека. Если же вы живете на Севере, то аппарат придется ставить в «бардачок».

Приемники тестируемых автомагнитол построены с использованием самых современных достижений радиоэлектроники. У всех них есть встроенный синтезатор, исключающий саму возможность «ухода» частоты настройки, и цифровой отсчет частоты, индицируемой на дисплее. Работают они обычно в диапазонах длинных, средних волн и УКВ-FM. Лишь некоторые модели, специально адаптированные для России, имеют и наш отечественный УКВ-диапазон. Но надо сказать, что и вещание на УКВ у нас постепенно переходит на западный стандарт. Однако тем, кто захочет послушать «Радио России», «Маяк» или «Радио Ретро», отечественный диапазон необходим. Вдали же от больших городов, в дальних поездках, обязательно нужны диапазоны ДВ и СВ, иначе, выехав из зоны действия УКВ-радиостанций (а она ограничена практически «прямой видимостью»), можно остаться вообще без радио.

Технология производства кассетных дек достигла сейчас очень высокого уровня, их конструкция отработана до предела, и играют они, как правило, замечательно. Достижимое отношение сигнал/шум составляет обычно около 55 дБ даже без шумоподавления, чего как раз достаточно для автомобиля. Диапазон воспроизводимых частот в большинстве случаев не уступает диапазону, передаваемому на УКВ-FM. К основным недостаткам кассетных дек можно отнести нестабильность движения ленты, которая приводит к детонации (хрипению и плаванию звука). Это может заметно испортить впечатление, и одна и та же запись даже для неискушенного уха звучит лучше с диска или из эфира, чем с кассеты.

Управляются магнитолы вместе с их приемником, декой и CD-чейнджером с помощью встроенного микропроцессора, что очень упрощает обращение с ними и дает дополнительно массу удобств. Требуются обычно лишь легкие нажатия кнопок на передней панели, чтобы выполнить ту или иную операцию. Кроме того, у микропроцессора есть память, которую можно заполнить частотами радиостанций, названиями дисков и т.д. Но такой комфорт предусмотрен далеко не у всех моделей.

Устанавливая хорошую аудиосистему в автомобиль, следует позаботиться и об исправности его электрооборудования: аккумулятор необходим мощный и «свежий», напряжение в бортовой сети должно строго поддерживаться реле-регулятором, а генератор – запросто отдавать дополнительный ток в 10 – 15 ампер на пиках громкости, ведь эти современные «аудиоштучки» довольно прожорливы! Особенно опасны пикники, если усилители мощные, а аккумулятор старый. После нескольких часов отдыха под музыку на природе можно так его подсадить, что заводить мотор придется вручную, старинным «кривым стартером», а если его нет или конструкция автомобиля заводной ручки не предусматривает, то и уезжать на буксире. Рассказывать об особенностях современных автомобильных аудиосистем можно еще долго, но пора переходить к самому тесту.

Aiwa CT-FR928M + ACD-M55 • JVC KS-FX830R + CH-X99 • LG TCC-683 + TCH-C60 • Panasonic CQ-RD815LEEP + CX-DP801EN • Prology ARX-9752 + CDS-605 • Philips RC559 + RC032 • Мед & деготь

Рубрики • Тест • комплекты магнитола/CD-чейнджер Журнал "Автозвук" •  № 5-6 / 1998  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования