КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 7-8 / 1999

Район бедствия

устройство цифрового восстановления басов Audio Control EPICENTER $250

Алексей ГВИШАНИН

Со словом «эпицентр» у журналистской братии беда. Им забыли сказать, что центр и эпицентр – не одно и то же. ЭПИцентр – это точка, расположенная над центром чего-либо. Заимствовали словцо, польстившись на красоту и научность, из сейсмологии. Там, действительно, стихия бушует под землей, а неприятности происходят наверху, где живет народонаселение.

Специалисты по высококачественному звуковоспроизведению обнаружили, что нечто похожее происходит при звукозаписи. Бушевавшая в исходной, сырой фонограмме басовая стихия при переносе на носитель тиража очень часто безжалостно урезается фильтрами, ограничивающими (а то и вовсе подавляющими) наиболее низкочастотные составляющие.

Расчет тут столь же прост, сколь и несправедлив по отношению к разборчивым слушателям (не обязательно даже записным аудиофилам). Фирмы, занимающиеся массовым выпуском записей, знают наверное: большую часть их продукции будут слушать на аудиосистемах и устройствах, принципиально не способных воспроизвести частоты ниже 60 – 80 Гц. Зато способных, при попадании таких частот в тракт на реалистично высоких уровнях, перегружаться ими, хрипеть и бубнить. Вот в угоду массовому слушателю и делают «массаж» исходной живой фонограмме.

Да, конечно, можете вы сказать, кто же ожидает аудиофильского качества от массовых записей? Здесь нужны Telarc, Sheffield, Cheski и тому подобные студии, у которых ни одна нотка не убежит. Но здесь получается парадокс: чем выше тираж (то есть, чем популярнее артист), тем больше вероятность того, что его грохнет миллионным опять-таки тиражом звукозаписывающая компания, которая не очень-то волнуется по поводу интересов некоторых, не очень многих, но капризных артистов. А значит, баса без потерь можно ожидать, главным образом, в записях редких, выборочных и специальных. «Кино не для всех», одним словом. Обидно, да?

Компания Auido Control решительно вступилась за обиженных звукорежиссерами, выпустив редкое, отходящее от традиций фирмы цифровое устройство обработки сигнала, призванное вернуть на место утраченные басы.

Вопрос, почему этого нельзя было сделать «напрямки», скажем, поднять самые низкие частоты эквалайзером? Можно попробовать, но такая частотная обработка будет неизбирательной и поднимет не только полезные составляющие, но и всяку грязь фонограммы. Кроме того, студийная обработка иногда делается с помощью фильтров с такой крутизной характеристики, что ниже 50 – 60 Гц вовсе ничего не остается, как это ни усиливай.

Интересно при этом, что чернокожий юноша с «бластером» на мускулистом плече от фильтрованных фонограмм страдает не сильно. При отрезании глубоких басов в фонограмме остаются их гармоники (составляющие с удвоенной, утроенной и т.д. частотой исходной басовой ноты). Они-то и «намекают» нашему слуху, что, мол, вот здесь полагается бас.

Эту особенность слуха и заложили в основание устройства, названного «Эпицентром», но реализовали его [устройство] так, чтобы бас можно было услышать, а не додумать.

Основа алгоритма проста: Epicenter анализирует спектр сигнала ниже 110 Гц и, встретив там явно выраженный сигнал, предполагает, что это – вторая гармоника басового сигнала с частотой вдвое ниже. Половинная частота генерируется цифровым синтезатором и добавляется в сигнал.

Такова основа, но, как известно, работоспособное устройство определяет не принцип, но выявляет массу подробностей. Подробность первая: а может, это была не гармоника, а действительно сигнал с частотой, скажем, 90 Гц, и к нему «не полагается» сигнала с частотой 45? Для того чтобы избежать таких артефактов в восстановленном сигнале, Epicenter проверяет, есть ли заметная составляющая с частотой, равной 1,5, обнаруженной в спектре входного сигнала. Если есть – значит это третья гармоника отсутствующей басовой ноты и надо побыстрее восстановить исходную основную частоту. Если нет, то, стало быть, так и шло с самого начала и восстанавливать ничего не надо. Это – первая хитрость.

Вторая: ранние попытки организовать восстановление басов на основе гармоник (а они были и до «Эпицентра»), приводили в действие крайне неприятный на слух механизм искажения звучания низких мужских голосов. Спектральный состав голоса богаче, чем у инструментов, и предыдущие системы услужливо «подставляли» к голосу частотные составляющие, которых там никогда не было.

Epicenter, прежде чем взять в работу сигналы с «подозрительными» частотами, вначале пытается определить, принадлежат ли они инструментам или голосу. Задача, на первый взгляд, непосильная для любого устройства, внутри которого не сидит живой человек или пентагоновский суперкомпьютер. Тем не менее, эта задача была решена с помощью одной маленькой хитрости, точнее, знания привычек противника. Солирующий голос в 99% записей звучит из середины сцены. А басовые инструменты – смещены к одному из ее краев, хотя этого может быть и не слышно.

Отдельный блок в «Эпицентре» сравнивает суммарный и разностный сигнал и по их пропорции судит, где находился источник низкочастотных звуков, а уже по его положению принимает решение – что это было.

Таков принцип и таковы подробности. А как все это работает в реальных условиях? Начнем с экстерьера. Epicenter – единственное устройство в широкой гамме Audio Control, выполненное с относительно затейливым декором, – светящимся логотипом на корпусе. Все остальное как раз очень типично для аппаратуры, выпущенной под маркой Audio Control. Например: блок рассчитан на неискаженное воспроизведение сигналов очень высокого уровня – до 10 В (RMS). Уровень сигнала устанавливается в привычной для Audio Control манере: перемычками на плате. Пока снята крышка, можно заодно и настроить инфразвуковой фильтр на выбранную частоту. Стандартные значения: 25, 33, 35, 40 или 45 Гц. Если нужны другие частоты, то это не проблема. Установка частоты выполняется резисторной сборкой, а номинал резисторов считается по формуле, приведенной в описании. Затраты – три копейки: панелька под микросхему DIP и кучка резисторов, можно заранее собрать целый набор и потом спокойно подобрать наиболее подходящий.

Так же, как и в других устройствах Audio Control, предусмотрено переключение общего провода: изолированно от массы, на массе или развязано с общим проводом системы сопротивлением 200 Ом. Как правило, какой-либо из вариантов срабатывает, то есть устраняет помехи, вызванные наводками в «земляной петле».

«Наружных» органов управления только три. На корпусе – два регулятора, обозначенные «Wide» и «Sweep». В технических терминах это – центральная частота полосы обработки сигнала и ширина этой полосы. Третий орган управления выполнен дистанционным: небольшая коробочка с потенциометром, которым регулируется глубина обработки. Если установить рукоятку в крайнее левое положение, Epicenter, по существу, выключается из тракта, за исключением инфразвукового фильтра, который остается.

Прослушивание устройства оказалось крайне увлекательным занятием, поскольку главным образом сводилось к попытке его обмануть и заставить восстанавливать басы там, где их не было, или не восстанавливать там, где они были. Мы пропустили через «Эпицентр» немало фонограмм самого разного качества и происхождения, всякий раз сравнивая полученный эффект с действием третьоктавного эквалайзера Phoenix Gold EQ232, с тем, чтобы определить, нельзя ли было вытащить басовые составляющие без интеллектуальных премудростей.

В ходе экспериментов мы обнаружили, например, что партия бас-гитары в «Brothers in Arms» Dire Straits, и без того довольно выразительная, может звучать заметно четче и «вкуснее».

Но самые интересные результаты были получены на двух записях. Первая – с диска IASCA «Setup & Test». Там запись «Vikings», которая на судейском диске служит для оценки качества воспроизведения суббаса, пропущена через фильтр верхних частот шестого порядка (48 дБ/окт.), отрезавший все составляющие ниже 50 Гц. Для сравнения там же приведена оригинальная запись и отфильтрованная ее часть. Так вот: если без «Эпицентра» разница в звучании полной фонограммы и фильтрованной была хорошо слышна на системе с достаточно грамотно настроенным сабвуфером, то с помощью «Эпицентра» удалось заставить фильтрованную запись играть практически неотличимо от исходника.

Вторым пробным камнем послужила дорожка 12 с диска «Митьковские песни» (студия «Союз», SZCD-0632-96). Там записана известная, главным образом по исполнению Б.Б. Гребенщикова, песня «Рай» («Под небом голубым...»). Только здесь ее поет противоестественно низким голосом Алексей Хвостенко. Голос – низкий, но ниже его в фонограмме ничего не должно быть: кроме голоса в исполнении участвует только гитара, а басовых инструментов нет вообще.

«Эпицентр» испытание выдержал с блеском: мгновенно разобравшись, что это не гармоники бас-гитары, а безбожно фальшивящий «Хвост», прибор наотрез отказался приставлять к фонограмме низкочастотную часть и запись звучала абсолютно так же, как и при выключенной обработке.

«Ломом» из анекдота про импортную пилораму оказался только случай сильно сбитого баланса на головном устройстве. Здесь «Эпицентр» начинал немного путаться и пришивать к утробному голосу еще более утробные нотки. Но это – если действительно сильно перекосить баланс, а зачем это делать?

Мед & Деготь

Epicenter действительно работает, и работает по-умному. Цена прибора может показаться высоковатой для устройства довольно узко специализированного, но это справедливо. Оправданием служит то, что, устанавливая в тракт сигнала Epicenter, вы, по сути дела, получаете больше от уже вмонтированного (и полным рублем оплаченного) качественного сабвуфера. Его занятость теперь возрастет благодаря тому, что он будет получать глубокий фундаментальный бас, достойный своей мощности и граничной частоты.

Заодно вместе с «Эпицентром» ваш сабвуфер получает надежную защиту от нехороших инфразвуковых сигналов, а электрический тракт системы – помехозащищенный предварительный усилитель, с помощью которого будет намного легче отстроиться от помех в «проблемных» машинах.


Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 7-8 / 1999
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования