КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
На ковер!:    Параметрический эквалайзер
PPI PMQ-210
$522 Журнал "Автозвук"   № 10 / 1999

Марк ГАСАНОВ

При прочих равных

      Вопрос из публики, чем отличается графический эквалайзер от параметрического, находится в верхней десятке так называемых «часто задаваемых вопросов» по мобильной аудиотехнике. Несколько выше в списке - вопросы про свист от генератора, несколько ниже - про то, помогает ли цифровой процессор. Ответы специалистов обычно гордые и уверенные: графический - это когда много полос с фиксированными частотами, параметрический - это когда мало, но с перестраиваемыми. А теперь, уважаемые специалисты, давайте встанем рядом и вместе посчитаем до десяти.

Именно столько полос у полностью параметрического эквалайзера PPI PMQ-210. Что ставит его особняком от других приборов такого назначения. В принципе специалисты правы. В том смысле, что большинство эквалайзеров устроено по принципу: или много фиксированных полос регулировки, авось найдется нужная, либо - регулируемая центральная частота полос, но тогда, уж извините, вот вам три, ну, четыре полосы, постарайтесь ими управиться.

PPower.jpg

     Опыт профессионалов показывает: закон Мерфи, по которому любой процесс развивается в наихудшем возможном направлении, в полной мере распространяется на мир эквалайзеров. «Много» применительно к графическим означает семь и больше. Эквалайзер с числом полос менее семи - это многополосный регулятор тембра, не более. Выровнять с помощью такого устройства пики и провалы на АЧХ в непредсказуемой акустической обстановке салона автомобиля - почти нереально. То есть, если вам это вдруг удалось, - будьте осторожны. Должно трагически не везти в любви или картах. Скорее всего - и в том и в другом. Десять полос дают некоторую надежду, но чаще всего (см. закон тов. Мерфи) частота, требующая коррекции, оказывается в промежутке между полосами октавного эквалайзера, хоть плачь.
     Радикальным решением считается либо использование 1/2 или 1/3-октавного эквалайзера (20 или 30 полос соответственно), либо переход к параметрическим устройствам.
     Параметрический эквалайзер позволяет независимо регулировать три параметра (отсюда и название) частотной характеристики в полосе воздействия: центральную частоту, усиление на этой частоте и ширину полосы, в пределах которой изменяется усиление при регулировке. То есть для каждой полосы должно быть три отдельных регулятора. При таком расточительстве неудивительно, что у большинства «параметриков» три-четыре полосы регулировки. Которых (см. закон) опять-таки иногда не хватает.
     PMQ-210 - полностью параметрический прибор, имеющий десять полос регулировки. Если ЭТОГО не хватает, - бросайте все и быстро за карточный стол: состояние в первый же вечер вам обеспечено.
     Центральные частоты полос регулировки PMQ-210 такие:

20 - 70 Гц 900 Гц - 2,2 кГц
40 - 130 Гц 1,9 - 4,4 кГц
80 - 270 Гц 4 - 4,9 кГц
160 - 530 Гц 9,2 - 15,5 кГц
350 Гц - 1 кГц 14,2 - 20 кГц

     Как видно, полосы сделаны с перекрытием, особенно значительным на нижних частотах (до 500 Гц), где наиболее часто возникают суровые по глубине пики-провалы из-за стоячих волн. На верхних частотах перекрытие сделано минимальным, но, тем не менее, диапазон частот перекрыт полностью.
     Усиление на каждой частоте регулируется в пределах от -12 до + 12дБ, причем потенциометр имеет фиксирующий «щелчок» в положении единичного усиления (0 дБ), что облегчает работу с прибором: печка, от которой плясать, хорошо обозначена даже при управлении вслепую.
     Добротность, то есть полоса регулировки, может изменяться в очень широких пределах: от 1,5 до 4. Меньшему значению соответствует широкая полоса частот (почти две октавы по уровню -3 дБ), а большему - узкая, меньше трети октавы по тому же уровню.
     PMQ-210 - в высшей степени профессиональный аппарат, поэтому его сквозной тракт и устроен по-профессиональному. Общее усиление тракта равно единице и регулировке не подлежит. Зато уровень сигнала, который может без искажений проходить со входа на выход эквалайзера, достигает 8 В (RMS). То есть в нормальных условиях никакой сигнал не может вызвать перегрузку на выходе. Для особых случаев, например, если применяются линейные усилители, введен ступенчатый аттенюатор на входе, ослабляющий сигнал на 12 дБ.
     Конструктивно PMQ-210 выполнен в прямоугольном корпусе, мягко говоря, немаленьких размеров: примерно 500 мм в длину и 130 в ширину. Большая часть верхней панели занята регуляторами, а все присоединительные узлы сосредоточились на торцевой стенке.
     На этом месте разумный и не лишенный практического опыта читатель должен спросить: а куда такую штуку ставить-то? В пределах досягаемости с водительского места (а хоть бы и с пассажирского) - габариты не позволяют. А при установке в багажнике - непонятно, как регулировать. Ведь настраивать АЧХ с помощью эквалайзера желательно с переднего сиденья. Бегать, что ли, каждый раз от багажника в кабину и обратно?
     Здесь - приятный сюрприз в конструкции. Если отвернуть один из винтов под шестигранник на панели управления, вся панель отделяется от корпуса и оказывается соединенной с остальной частью устройства коротким шнуром с «телефонными» коннектами на концах. В комплекте эквалайзера есть шнур с такими же разъемами, но шестиметровой длины. Теперь можно, оставив основную часть эквалайзера на своем месте, с подключенным по постоянной схеме питанием и сигнальными кабелями, взять с собой в кабину панель с регуляторами и преспокойно заниматься регулировками.

PPower1.jpg

     Испытывая прибор, мы попробовали следовать тем рекомендациям, которые дают создатели PMQ-210. Речь идет о настройке гладкой АЧХ по данным RTA-анализатора, то есть, глядя на экран или дисплей, на котором высвечивается кривая частотной характеристики. Предлагаемая методика следующая: обнаружив пик на частотной характеристике, надо выбрать полосу, в пределах которой он расположен (например, если пик на частоте 250 Гц, нужна 4-я полоса регулировки с пределами от 160 до 530 Гц), выставить в этой полосе максимальное значение добротности Q = 4, то есть самую узкую полосу, и максимальное усиление (+12 дБ). На кривой АЧХ появится ясно видимый узкий пик, который теперь следует, меняя центральную частоту, совместить с тем, который мы хотим устранить. Полное совмещение пиков АЧХ даст еще более бурный выброс на частотке. Вот теперь регулятором усиления и давите его до полного искоренения. При этом скорее всего окажется, что подавите вы только самую середину горба, а по краям АЧХ по-прежнему будет иметь подъем. То есть одногорбый пик превратится в двугорбый. Но не исчезнет совсем. Теперь нужно постепенно уменьшать добротность фильтра Q, пока ширина полосы коррекции не станет равной ширине полосы дефекта АЧХ. И так - до тех пор, пока не исчезнет последнее обидное место на частотной характеристике системы. Для того чтобы процесс проходил под полным вашим присмотром, на панели регуляторов предусмотрен выключатель EQ/DEFEAT, которым можно для контроля пустить сигнал в обход регуляторов и посмотреть, что получается.
     Мы попробовали (благо кривая акустика в тест-машине это позволяла) выправить АЧХ в одной из наихудших возможных ситуаций: пик на частоте 220 Гц и провал - примерно на 300 Гц, совсем рядом. Действуя перекрывающимися полосами (3-ей и 4-ой), удалось выправить характеристику до идеального состояния.
     Кстати, говоря об «идеальной» форме АЧХ, авторы руководства сразу предостерегают от соблазна выставить строго горизонтальную характеристику. По их мнению, отправной точкой должна стать форма характеристики с подъемом около 9 дБ ниже частоты 400 Гц и примерно таким же спадом, начинающимся выше 3 - 4 кГц. Для начала - вполне разумно. А дальше - только слух подскажет.


Мед & Деготь

     Немалая цена прибора может расстроить, но нужно иметь в виду, что по возможностям привести в нужный вид АЧХ десять полос полностью параметрической регулировки - это больше, чем тридцать полос графического эквалайзера. При одном «но». В принципе, графическим эквалайзером можно пытаться настраивать систему интуитивно и на слух, поскольку результаты вмешательства в форму АЧХ относительно заметны. Браться за регулировку «параметрика» вслепую - дело безнадежное. Поэтому, если нет (или не предвидится) доступа к RTA-анализатору, PMQ-210 - красивое, дорогое и не очень полезное устройство. Зато под наблюдением аудиоанализатора пределов регулировочных возможностей прибора просто не наблюдается.
     Великолепное решение - съемная панель регулировок, хотя, как нам кажется, она могла бы быть все же поминиатюрнее.
     А в целом - прибор, намного превосходящий фантазии того, кто им управляет.


На ковер!:    Параметрический эквалайзер
PPI PMQ-210
$522 Журнал "Автозвук"   № 10 / 1999
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования