КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 4 / 2000

БЕЗ УЛЬТИМАТУМОВ

Ultimate Sound Max12 $157


Хотя, вообще-то, Ultimate означает “последний, окончательный”, в русском этот корень встречается лишь в слове “ультиматум”, где последнее и окончательное — это требование, как правило, не очень-то приемлемое. Новый сабвуфер от Ultimate Sound, как неожиданно выяснилось, ультиматумов владельцу не предъявляет. Ни экономических, ни технических.

Марк ГАСАНОВ

У нас уже по разным поводам побывали сабвуферы этой фирмы, серий SB и UB. Там более чем приличное качество сочеталось с забавной ценой. Но было известно, что есть и относительно дорогая серия MAX dB, представителей которой мы пока видели только в каталогах. И вот один из первых прибывших образцов “максимальной” серии попал к нам на ковер. Уже по накладной, пришпиленной к коробке с динамиком, стало ясно: ценового ультиматума не будет. Полтораста с небольшим неувядающих условных за 12-дюймовый саб — это немного, каким бы он ни был. То есть — не совсем мало, но и не много. А узнав, за что их, собственно, просят, ситуация вообще стала нравиться. Мысль о жестких и невыполнимых требованиях начала как-то растворяться в тумане.

По конструкции MAX dB очень похож на вошедшие в моду в последнее время “истинные сабвуферы” — жесткие длинноходовые агрегаты, требующие для нормальной работы небольшого объема, но мощность потребляющие от большой до безумной.

Здесь все внешние признаки — совершенно аналогичные. Мощная литая рама классических очертаний, с четырьмя Г-образными “лапами”, широкий резиновый гофр и бесшовный вогнутый диффузор. Рамы эти, кстати, стали на удивление одинаковые у мощных сабвуферов, производимых совсем разными фирмами. Видно, мировое сабвуферное сообщество дорвалось до одного и того же литейного производства и заказывает заготовки там, оставляя себе только окончательную отделку отливок перед сборкой. В данном случае окончательной отделкой стало покрытие из твердой, по виду — порошковой эмали. Демпфирование рамы — отличное, не резонирует она совершенно. Дополнительной защитой от резонансов и призвуков стала и резиновая “рубашка” на магните и мягкое кольцо, вклеенное в паз внешнего фланца. На раме — два комплекта пружинных клемм для присоединения проводов. Два, потому что сабвуфер — двухобмоточный. Пока все по классике. Отклонения от накатанного пути начинаются дальше. Широченный гофр на удивление мягкий, как и подвес динамика в целом. То есть о жестком и прожорливом “истинном” речь не идет. Действительно, параметры динамика однозначно относят его к семейству “мягких и пушистых”. Эквивалентный объем — больше 120 литров, это более или менее типичное значение для 12-дюймовых головок, обычных, не новомодных жестких. Резонансная частота — уже, пожалуй, ниже типичной. А вот полная добротность, равная 0,24 — 0,26, смотря чему верить, заявке или измеренному значению, относится к разряду очень низких. Не рекордно, но очень. При таком сочетании параметров появляется возможность поместить MAX12 в довольно небольшой корпус, несмотря на большое значение эквивалентного объема. Происходит это потому, что при работе в небольшом объеме частота резонанса повысится, и сильно, но она изначально низкая, поэтому — не страшно. А добротность, то есть степень демпфирования, изначально такова, что даже при работе в объеме 20 — 25 литров динамик сохраняет степень демпфирования ниже критической баттервортовской (0,707), что есть прямое показание для хорошо контролируемого, артикулированного и музыкального баса, без бубнения и горбатой АЧХ. При всем этом у динамика на удивление неплохая отдача, намного выше, чем бывает у похожих на него по виду (но не по параметрам) жестких и жадных до мощности длинноходовых “истинных” сабвуферов.

По сочетанию параметров Тиля — Смолла MAX12 занимает промежуточную позицию между “закрытым” и “фазоинверторным”, то есть может с успехом применяться и так, и так. (Параметр энергетической полосы Fs/Qts получается около 100). Результаты моделирования работы динамика в наиболее подходящих для него вариантах акустического оформления — на графике. Посмотрите: в объеме всего-то 20 литров АЧХ с учетом акустики салона выходит почти идеально ровной и горизонтальной. Такой бас — услада для любителей классической или джазовой музыки. Тем более что полная добротность динамика в оформлении получается всего около 0,6, то есть система паредемпфирована, а это для строгого симфонического звучания самое то. Если есть надобность в более энергичном и напористом басе, можно воспользоваться другим вариантом. Фазоинвертор несколько большего объема (33 литра), с тоннелем, настроенным на 36 Гц, даст широкий горб, центрованный на любимой частоте поклонников убойного баса: 40 Гц. Тоннель получается длиной около 30 см при диаметре 10 см, то есть — вполне реальный для изготовления.

Производитель рекомендует еще и вариант бандпасса 4-го порядка, но присоединиться к такой рекомендации мы не можем, как ни гоняли параметры, получалась очень горбатая и нескладная АЧХ. Кто согласен на такое ради ломовой отдачи (примерно на 9 дБ выше, чем в закрытом объеме), сами считайте, мы — за цивилизованные басы, поэтому вам не помощники.

Интересно, что при такой музыкальной культуре MAX12 обладает пусть не рекордным, но более чем достойным рабочим ходом диффузора (10 мм). Это означает, что запас по звуковому давлению у него немалый (это для любителей силовых методов в car audio), а для тех, кто на первое место выводит качество звучания басовой акустики, запас хода диффузора означает меньшие искажения благодаря повышенной линейности подвеса. Измеренная величина нелинейных искажений при немалой мощности 100 Вт (RMS) это подтверждает: показатель не уникальный, но достойный.

Еще одна особенность MAX12 — это необычный выбор величины номинального импеданса. Вы можете смеяться, но принятое фирмой на этот счет решение мы считаем важным элементом социальной политики, направленной на защиту интересов трудящихся. Не верите? Давайте вместе разберемся. Типичный двухобмоточный сабвуфер имеет две катушки по 4 Ом каждая. Его можно подключить или к двум каналам басового усилителя, или, соединив параллельно, к этим же каналам, но мостом. Теперь смотрите. При поканальном соединении много выжать из басового усилителя не удастся. В обычном включении мощность будет относительно невелика, если речь не идет о каком-то суперусилителе. А в мосту аппарат, способный работать на 2 Ом — это про деньги. Получается, что либо недобор мощи, либо вынужденные траты.

Каждая из двух катушек MAX12 имеет сопротивление 2 Ом. Подключаем поканально (в обычном включении на 2 Ома любой аппарат будет работать не пикнув) и сразу добиваемся существенного форсажа усилителя, идеально — вдвое по сравнению с номиналом на 4 Ом. Или же соединяем катушки последовательно, получаем 4-омный динамик и нагружаем на него те же два канала, но мостом. В мосту на 4 Ом опять же работают все и без осложнений. То есть бюджетный для своих показателей MAX12 и к выбору обслуживающих его усилителей ультиматумов не предъявляет, за что фирме, разумеется, благодарность трудящихся за заботу об их трудовых сбережениях.

Обращает на себя внимание точность попадания измеренных показателей в заявленные. Мы больше привыкли, что у свежего, неразмятого динамика все три параметра Тиля — Смолла заметно отличаются от штатных значений. Здесь — то ли динамики поставляются уже прогретыми, то ли калифорнийцы добились такой стабильности параметров, но-взгляните сами на кривую импеданса: сказано 27 Гц и — вот они, 27 Гц как одна копеечка.

Прослушивание MAX12 в пробном объеме 27 литров (несколько больше оптимального) подтвердило все предположения о характере его звучания, оно, действительно, оказалось очень рельефное и “подконтрольное”. Но замечен был и недостаток: ход диффузора и вправду немалый, но при больших амплитудах появлялись небольшие шелестящие призвуки, вероятно — из-за невысокой жесткости диффузора его край, вблизи сопряжения с гофром, входил в режим зонных колебаний.

Мед & Деготь

Шкала комментариев
Комментарий Оценка по десятибалльной шкале
Без комментариев 0 — 1
Так уж вышло 2 — 3
Не хуже других 4 — 5
Стандарт 5 — 6
Супер 7 — 8
Вот вам! 9 — 10
 
Параметр Заявка Факт Комментарий
Цена (в условных)      
Максимальная мощность, Вт (RMS) 325 - Стандарт
Номинальный импеданс, Ом 2 х 2 2 х 1,9 (110 Гц) Вот вам!*
Чувствительность, дБ/Вт, 1 м (150 Гц) 90 89 Стандарт
Коэффициент нелинейных искажений, % (100 Вт) - 4,8 Стандарт
Резонансная частота Fs, Гц 26,9 27 -
Полная добротность Qts - 0,24 0,26 -
Эквивалентный объем Vas, л 128 118 -
Ход диффузора, Xmax, мм 10 - Супер

*Комментарий относится, главным образом, к выбору номинального значения изготовителем (см. текст), но попадание в заявленное значение — тоже достойное, это не всегда случается.

По качеству изготовления, продуманности характеристик и конструкции MAX12 озадачивает. Мы готовились к существенно более скромным показателям. Главный наш вывод по результатам теста: MAX12 — инструмент именно для музыкального, качественного и хорошо артикулированного баса, а не для безумного долбежа. То есть долбит он душевно, но не это его сильная сторона. MAX12 гибок в применении и позволяет выбрать тип акустического оформления в соответствии с требуемыми результатами.

А выбор импеданса катушек дает возможность выжать максимум именно из доступных и недорогих басовых усилителей, что будем считать эквивалентом дополнительной экономии. Некоторые огрехи при работе на больших мощностях есть, это так. Но появляются они на настолько уже высоких значениях звукового давления, что большинство нормальных пользователей до этого может так никогда и не добраться. Так что общий баланс меда и дегтя существенно положительный.


Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 4 / 2000
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования