КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2000

Малолитражки

Магнитолы стоимостью до 100 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Автомобили, как известно, бывают разные. В какие-то не садятся, а восходят (типа, как на трон). К услугам водителя — системы контроля тяги (ETC), противопробуксовочная система (ABS) и прочая умная электроника. Движок от двухсот лошадей. Кожаный салон, подогрев сидений, климат-контроль... В другие тоже не садятся, а заныривают. Лошадей и электроники здесь меньше. Приспособлений, украшающих жизнь в салоне, — тоже. Одним словом — малолитражка. Но ведь главную функцию она выполняет — доставляет из пункта А в пункт B. Причем вовсе не без комфорта — об этом позаботился общий ход технического прогресса. Прогресс ведь как бульдозер — он не разбирает, что на его пути, и толкает к техническому совершенству и дорогие, и дешевые предметы с равной силой. Из-за этого теперь нередко получается, что владелец малолитражки это не обязательно тот, кто мечтает о верстовом лимузине, но не имеет на него средств. Это довольно часто тот, кому такого автомобиля по его (или ее, чем черт не шутит) жизни достаточно. Ну достаточно, и все тут. Не уговорите вы иного обладателя «Оки», «Дэу Тико» или «Ниссана Микры», что надо дослать в процесс еще вдвое денег за наслаждение от прохождения поворота на дикой скорости. Владельцу малолитражки надо «отсюда туда», и без лишних затрат.

С автомобильными «головами» почти то же самое. Вот только по размеру они все одинаковые. А по существу... Есть такие брэнды, одно имя которых работает на ваш имидж. Правда, за очень отдельные деньги. Есть марки и модели, с помощью которых звуковой энтузиаст или просто человек, любящий наслаждаться жизнью, стремится возможно ближе подойти к идеальному звуку и абсолютному комфорту в обращении с аппаратурой. Это все тоже далеко не бесплатно. А если задача стоит так, чтобы играла музыка, говорило радио и всем этим было разумно удобно пользоваться, приятно взглянуть, то для таких, вполне, надо признать, разумных граждан, строятся автозвуковые малолитражки.

Они ведь тоже совершенно добросовестно выполняют свою функцию — «музыку играть». Хотя, по правде говоря, на нашем свободном рынке все еще предостаточно мутных поделок, у которых и с музыкой-то большие трудности. Сразу оговоримся, что такие аппараты к нам в тест не попадают. Их затейливые названия, произведенные с помощью ножниц и клея из торговых марок известных фирм, украшают просторы Митинского рынка, там им и место, удачи вам, братки. Сюда пригласили другие модели. Пусть недорогие, пусть несложные, но все должно быть по-честному. А не так, чтобы выходы левого и правого каналов приходили с одного оконечного усилителя типа TDA 2003, стоимостью сорок центов в розницу. Конечно, от аппаратов «малого литража» было бы несерьезно ожидать всевозможных наворотов, типа автоматической настройки громкости по каналам (в машине это была бы адаптивная коробка передач) или функции аудиокруиз (там же — круиз-контроль). Многополосные эквалайзеры или звуковые процессоры (адаптивная подвеска) — это тоже не про них. Кассетники будут, как правило, без электронного управления и без переключения коррекции в зависимости от типа ленты. Соответственно, нет в них всевозможных поисков-повторов, да и включения кассетой не предусмотрено. Тюнеры однозначно не предполагают работы в системе RDS (автозапоминание станций есть — и на том спасибо). Кстати, отсутствие RDS объясняется, скорее всего, не тем, что это так уж дорого. Просто все доступные «головы» происходят из стран ЮВА и разработаны были изначально «для себя», а там у них RDS не очень-то в ходу. Тем же, по всей вероятности, объясняется и «американская» (вернее, американо-азиатская) кривая частотной коррекции, которая встречается в большинстве тюнеров магнитол этой категории. При приеме передач с европейской частотной кривой такой тюнер будет немного (на 3 дБ примерно) «валить» верха, что, в принципе, нетрудно скомпенсировать регулятором тембра. Однако же с формальной точки зрения АЧХ такого тюнера уже на частотах 8 — 10 кГц выходит за трехдецибельный допуск. Кстати сказать, при оценке инженерного уровня мы за это балл не снимали — тюнер же не виноват, что он «американец», он свою работу выполняет.

У половины из сегодняшних конкурсантов налицо признаки смешения рас: «американская» частотная коррекция сочетается с «нашим» ЧМ-диапазоном (68 — 74 МГц), который, если разобраться, никакой и не «наш». В свое время двумя международными организациями были предложены два стандарта на ЧМ-вещание. CCIR (Comite Consultatif International des Radiocommunications — Международный консультативный комитет по радиовещанию) предлагал использовать диапазон 87,5 — 108 МГц, а OIRT (Organisation Internationale de Radiodiffussion et Television — Международная организация по радиовещанию и телевидению) — от 68 до 74 МГц. В странах Западной Европы был принят стандарт CCIR, ну а члены «Восточного блока», само собой, пошли другим путем, путь-то вон еще когда один гимназист указал, даже картину написали, маслом. Во-первых, это в какой-то степени позволяло сдерживать проникновение чуждой нам идеологии, а во-вторых, в Советском Союзе на пятом телевизионном канале (92 — 100 МГц) прочно обосновалась вторая общесоюзная программа (ныне РТР). И по сей день в странах наших бывших «солагерников» (в частности, в Венгрии, Болгарии и др.) ведется вещание в этом диапазоне. Ну а наши «торговые обозначения» этих двух диапазонов — FM и УКВ — представляются попросту безграмотными. «FM» означает всего лишь ЧМ, то есть частотную модуляцию, которая, понятно, используется и там и там. А, кстати, в немецко-говорящих странах тот же частотный диапазон называют UKW (то бишь, Ultra Kurze Wellen). Кое-кто, возможно, возразит что, мол, неужели вместо «УКВ и Эф-Эм» надо говорить «ОИРТ» и «МККР»? На наш взгляд, вполне можно обойтись терминами «верхний» и «нижний» ЧМ-диапазоны. Мы так и поступаем, по понятиям. Хотя, скорее всего, прижившийся дурной терминологический выверт насчет FM и УКВ окажется жизнеспособнее, за ним — полчища радиожурналистов и бизнесменов, полагающих, что децибел — это денежная единица Тайваня. Ну, это — по понятиям. А по жизни главное различие между «нижним» и «верхним», как их ни назови, — в том, что хоть все «верхние» станции и большинство «нижних» ведут вещание в стереорежиме, ни одна из магнитол — участниц этого теста передачи на «нижнем», социалистическом поддиапазоне не воспринимает как стереофонические: там другая система кодирования (гимназисту Володе — привет пламенный), а установка второго декодера, по опыту линейки «Стерео Плюс» у Sony, существенно удорожает проект. Так что «Русское Радио» будет стерео, а «Маяк», извините, — нет.

А по программе теста все как обычно, за одним исключением. На сей раз мы не стали оценивать качество звучания кассетной секции. Понятно, что различия в характере звука есть у всех аппаратов, но интегральное качество у них довольно близкое. И, как нам кажется, магнитолы этой ценовой категории вряд ли кто-то будет выбирать по характеру звучания или нюансировке звуковой сцены. Так что результаты объективных измерений и удобства пользования приобретают решающее значение. И в этом плане нельзя не отметить одну особенность, которой отличились четыре аппарата из шести. У этих кассетников АЧХ воспроизведения оказалась в большей или меньшей степени перекорректирована по высоким частотам. В результате расширяется частотный диапазон, но неизбежно возрастает и уровень шума, а звучание получается излишне резким, некомфортным. Хотя, в условиях реальной (и бюджетной) инсталляции, эту разницу, наверное, услышать будет трудно. Поскольку в таких установках и акустика, понятное дело, выбирается, как правило, не из верхних линеек эксклюзивных фирм. Наиболее вероятно, что «малолитражные» магнитолы будут работать в связке с недорогими коаксиалами, а то и вовсе с широкополосной акустикой, штатно установленной в автомобили. У таких динамиков возможности по части верхних частот обычно не фантастические, поэтому небольшая помощь со стороны магнитолы может даже пойти на пользу.

И еще одна деталь, характерная для аппаратов этой ценовой группы. Забегите вперед, не поленитесь и посмотрите в таблицу основных характеристик. Там в разделе «Кассетный проигрыватель» видно, насколько заметно у многих моделей параметры воспроизведения отличаются в зависимости от направления движения ленты. Там же видно, что у многих, но не у всех, и это тоже немаловажно. Однако к делу — малолитражки уже стоят с заведенными моторами.

NRG CK-2042XG «Мира»LG TCC-6030Prology KX-500R«Урал» РМ-101СА
Prestige P-87Daewoo AKF-0275XМед & Деготь


Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2000
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования