КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2000

Нетто и брутто


Сабвуферная головка
Boston Acoustics Competitor 1000      $215

Корпусной сабвуфер
Boston Acoustics C110      $400

Юрий ЕВТУШЕНКО

Нечасто выпадает возможность протестировать одну и ту же сабвуферную головку, так сказать, «ню» и ее же, но в фирменном акустическом оформлении. И когда такая возможность нам представилась, мы, конечно, от нее не отказались. Тем более что головка сама по себе небезынтересная, а уж оформление — так и вообще. Даже с орденом...

Однако же, как выяснилось, в кажущейся одинаковости скрывается некоторый подвох. Заключается он в том, что все сабвуферные головки серии Competitor выпускаются как с четырех-, так и с двухомными катушками. Так вот, та головка Competitor 1000, которая была сама по себе, оказалась четырехомной, а вот в акустическую «упаковку» угодила ее двухомная сестренка. Потом, по мере необходимости, мы еще разберемся с их различиями, а пока пару слов о семействе Competitor’ов (вроде как «Соревнователей»).

Серия поступила в продажу в 1999 году и была разработана с явным намерением примирить устремления эспиэльщиков и нормальных потребителей автозвука. (Если я ненароком кого обидел — прошу прощения, только какой же это эспиэльщик, если он «нормальный».) Ведь обычному потребителю нужно что? Чтобы хороший бас (низкий, громкий и чистый) разместить в возможно меньшей «таре». Ну а тем, кто желает померяться басом, надо, чтобы головка держала космическую мощность, да и чувствительность хорошо бы иметь повыше. Впрочем, последнее требование вступает в антагонистическое (как между трудом и капиталом) противоречие с предыдущим, и тут уж разработчикам приходится вертеться, отдавая приоритет тому или другому требованию. Ну, в данном случае у них особого выбора-то и не было, ибо сказано же: головки должны работать в «малых формах». А чтобы басовый динамик в тесном ящике не превратился в среднечастотник, он должен иметь жесткий подвес, то есть малый эквивалентный объем Vas. Но при этом для обеспечения низкой резонансной частоты Fs необходимо, чтобы у динамика была тяжелая подвижная система — то есть диффузор со звуковой катушкой и приведенными массами подвеса и центрирующей шайбы. Правда, в этом случае неизбежно снижается чувствительность головки — ее к.п.д. Поясняю без всяких формул. Смотрите: полезная работа динамика заключается в перемещении массы воздуха, создающего волну давления. Чем меньше металла, резины и пластика требуется для этого перемещать, тем выше к.п.д. С ростом массы подвижной системы (обозначается Мms) к.п.д. динамика становится примерно как у трехтонного джипа, загруженного водителем, а то и меньше.

В нашем случае факт применения тяжелой подвижной системы изготовитель не только не замалчивает, но всячески подчеркивает. Основная массовая составляющая приходится на утолщенный диффузор из полимерного композита. Заявленная величина Mms составляет 86 граммов, у меня по расчетам получилось даже больше — около 90. Надо сказать, что полученная величина не является чем-то совсем исключительным — даже у восьмидюймовой сабвуферной головки нам попалась одна с массой подвижной системы около 80 граммов. (По правде говоря, это опять же был Boston из серии Pro). Но в большинстве случаев для 10-дюймовых динамиков Mms удерживается в пределах 50 — 70 г. (Мы сейчас говорим только о «наших» динамиках — для эстрадных 10-дюймовых среднечастотников типичным будет 25 граммов.)

Известно, что максимальную подводимую к динамику мощность лимитируют прочность диффузора и подвеса, а также «тепловая смерть» катушки. Жесткий подвес и толстый диффузор у Competitor должны, судя по всему, выдерживать серьезные нагрузки. А для улучшения охлаждения звуковой катушки здесь применена особая конструкция корпуса магнитной системы. При движении центрирующей шайбы она продувает воздух вокруг звуковой катушки и выталкивает его наружу через специальные отверстия, расположенные у самого кольцевого магнита. В результате для модели 1000 скромно указана рекомендуемая мощность усилителя от 50 до 850 Вт. Есть и другие конструктивные особенности. Например, торец магнитной системы закрыт декоративной сеткой с фирменной надписью, что сразу вызывает соблазн монтировать его «вверх дном». Другая типично бостоновская подробность — резиновый подвес диффузора, составляющий одно целое с уплотнительным кольцом. Это создает идеальную герметизацию при монтаже «снизу» или «сверху», но вверх дном. Ну а поскольку желающих монтировать головки «изнутри» находится немного, Competitor комплектуется самоклеящимся мягким уплотнителем. Конструкция клемм несколько необычна, но позволяет обеспечить очень хороший плоскостный контакт с подводящим проводом. Параметры Тиля — Смолла изготовитель приводит такие: Fs = 34 Гц, Vas = 35 л и Qts = 0,531. По нашим измерениям с частотой собственного резонанса получилось прямо-таки снайперское попадание (33,8 Гц), а эквивалентный объем и полная добротность составили соответственно 42,3 и 0,654 литра. В результате «разминки» головки закономерно уменьшатся механические потери в подвесе, что приведет к уменьшению механической добротности, а значит, и полной добротности Qts.

продолжение >>


Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2000
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования