КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2000

Бас по-питерски

Готовые сабвуферы серии «Bloodhound»

Андрей ЕЛЮТИН

Почему питерская фирма «ПМ» выбрала такое название для своих сабвуферов, неизвестно. Альтернативное наименование серии «Instant Box» тоже звучит как-то сильно импортно. Видимо, там, где двести лет назад прорубили окно в Европу, до сих пор западные ветры дуют из всех щелей неплотно закрытого окна.

Есть, однако, добрые вести и для патриотов. Во-первых, таинственное «ПМ» означает «Петербургская музыка», а во-вторых, своих «гончих псов» питерцы спроектировали не просто специально, а исключительно для установки в глубоко отечественные автомобили: ВАЗ-2110 («десятки»-седана) и ВАЗ-2111 (тоже «десятки», но универсала). Забегая вперед и экономя время отдельных читателей, предупредим: для ВАЗ-2112 («десятки»-хэтчбека) сабвуферы не подходят, там у багажного пространства несколько иная геометрия.

«ПМ» в автомобильной музыке недавно, а в домашней – давно. Специализацией фирмы всегда было изготовление корпусов для высококачественной домашней акустики, от уникальной до малосерийной (но не дальше). Вот и решили питерцы попробовать свои силы в малосерийном (а потом, может, и дальше) изготовлении сабвуферов для все более массового семейства ВАЗовских «десяток».

К нам на испытания привезли три разновидности сабвуферов. Все три имеют одинаковую форму, повторяющую, с точностью до плоских поверхностей цельнодеревянного (точнее – из МДФ) корпуса, внутренний объем правого заднего крыла. Форма корпуса сделана универсальной, хотя в седане есть мешающая занять все крыло петля багажника, а в универсале ее нет. Сабвуферы устанавливаются в крыло с креплением в одной-единственной точке, с помощью прилагаемого к акустике кронштейна. Для монтажа саба даже не требуется сверлить отверстий: геометрию кронштейна подобрали так, что он крепится к уже имеющемуся в багажнике «десятки» технологическому отверстию.

Все три сабвуфера укомплектованы головками фирмы Peerless, давно и успешно выпускающей динамики для домашней акустики и только недавно в открытую вышедшей на рынок акустики мобильной.

Интересным моментом в технологии создания серии сабвуферов Bloodhound было то, что в практике индивидуального «сабостроения» при выборе параметров оформления довольно часто исходят из потребного, основываясь на характеристиках выбранного басового динамика. Здесь питерцы пошли от обратного: объем ящика жестко задавался условиями его размещения в машине, и уже к этому объему подбирались динамики, способные обеспечить нужные характеристики.

Самый простой (концептуально) сабвуфер в серии – закрытый ящик. Его оснащение – одна десятидюймовая головка Peerless модели 830241. В том состоянии, в котором сабвуфер попадает к пользователю, он полностью укомплектован, включая защитную решетку, панель с универсальными зажимами и кронштейн для крепления в багажнике.

Вторая разновидность «гончих» – фазоинвертор. Внутренний объем у него, как уже говорилось, такой же, как у закрытого ящика, и, для того, чтобы обеспечить требуемые характеристики, головка установлена меньшего калибра: восьмидюймовая Peerless 850249. Внешность и присоединительные характеристики сабвуфера остались, естественно, теми же, только на передней панели рядом с динамиком (под защитной решеткой) появился тоннель фазоинвертора диаметром около 60 мм.

Третья модель Bloodhound – необычная сразу по нескольким основаниям. Это – полосовой сабвуфер-бандпасс, укомплектованный двумя 6-дюймовыми головками Peerless 850117 в изобарической конфигурации. Кто не в теме, поясним: изобарическая конфигурация – это нечасто применяемая схема монтажа низкочастотных головок, когда они устанавливаются на одну стенку «лицом к лицу» и включаются в противофазе, так что два диффузора движутся как одно целое. При этом резонансная частота и добротность такого сдвоенного динамика получаются такими же, как у каждой из составляющих его головок, а эквивалентный объем уменьшается вдвое. Результат – уменьшение вдвое потребного объема корпуса сабвуфера любого типа оформления.

Изобарическую схему применяют редко, поскольку выходит дорого: требуются две головки там, где в обычной схеме достаточно было одной, причем без увеличения звуковой отдачи. Поскольку отдача у бандпассов по жизни самая высокая из всех типов низкочастотного акустического оформления, а имеющийся объем был ограничен, питерцы пошли на удвоение стоимости динамиков, и получилось довольно необычного вида изделие.

Снаружи, кроме выходного фланца тоннеля, через который, согласно принципу своей работы, полосовой сабвуфер излучает весь звук, видна только панель соединителей – другая, нежели у закрытого ящика и фазоинвертора, сейчас поясним, почему.

Для того чтобы понять, как устроен Bloodhound-бандпасс внутри, мы воспользуемся снимком демонстрационного макета, сделанного в «ПМ» специально для интересующихся сутью вещей.

Объем сабвуфера-бандпасса разделен внутри перегородкой, к которой с обеих сторон притянуты динамики. Меньшая по объему часть корпуса – задняя, закрытая камера. Ее объем благодаря изобарическому включению динамиков оказался совсем невелик. А остальной объем образует переднюю, «вентилируемую» камеру, составляющую, вместе с выходным тоннелем, вторую резонансную систему бандпасса. Тоннель по расчету получился длиннее, чем глубина корпуса, и его сделали изогнутым, так что большая часть проходит внутри корпуса наискось.

Теперь о соединителях. В варианте бандпасса клеммная колодка установлена сдвоенная. К каждой паре зажимов подведены провода от «своего» динамика в нужной полярности. Теперь, если оставить на месте золоченые перемычки, оба динамика оказываются включенными параллельно и обеспечивают суммарный импеданс 2 Ом для басового канала усилителя. А можно перемычки не устанавливать и присоединить каждый динамик изобарической группы к своему каналу, если их два.

Вот этот последний вариант питерцы специально предназначают для установок, в которых внешнего усилителя не предусмотрено вовсе. По мысли конструкторов, два канала встроенного усилителя современного головного устройства вполне способны раскачать сабвуфер-бандпасс до требуемого уровня звукового давления благодаря большой отдаче этого типа акустического оформления. Специально для такого применения внутрь корпуса упрятали катушки собственного пассивного кроссовера 1-го порядка, который, совместно с собственной АЧХ полосового сабвуфера, просто обязан обеспечить правильную частотку даже при подключении напрямую к выходу магнитолы.

Сабвуфер от магнитолы – концепция редкая и обещает по сумме затрат солидную экономию, перекрывающую возросшую от сдвоенных головок стоимость сабвуфера. Впрочем, деньги мы потом посчитаем, отдельно. Сейчас проверим, как питерские изделия ведут себя в смысле частотных характеристик и вообще.

АЧХ мы измеряли в реальных условиях, то есть в салоне, при подключении через усилитель с кроссовером, настроенным на 125 Гц. Выше частоту раздела на практике уже не делают, а ниже – неинтересно, поскольку, помимо прочего, мы хотели выяснить и собственные возможности фильтрации сигнала

АЧХ сабвуфера с оформлением в виде закрытого ящика – на графике.

АЧХ сабвуфера с оформлением в виде закрытого ящика.

АЧХ сабвуфера-фазоинвертора.

АЧХ сабвуфера-бандпасса.

В максимально широкой (в терминах практики) полосе видна неравномерность АЧХ в виде довольно плавного горба с центральной частотой 80 Гц. Наиболее вероятно, однако, что в реальных условиях частота раздела полос мидбас/сабвуфер будет ниже, чем принята нами при измерениях, и часть горба окажется «съеденной» кроссовером. А ниже 80 Гц общая неравномерность не превышает 4 дБ, что более чем пристойно. Максимальное развиваемое в салоне звуковое давление составило 109 дБ. Предел росту давления был положен начавшейся на этой мощности механической перегрузке динамика из-за выхода амплитуды колебания диффузора за пределы рабочего хода.

У фазоинвертора, при тех же условиях измерения и той же подведенной мощности, отдача оказалась на 3 дБ больше, правда, не в среднем, а в области максимума АЧХ. Максимум пришелся на 70 Гц и выражен гораздо ярче, чем у закрытого ящика. И спад ниже частоты максимальной отдачи идет быстрее, как, собственно, и предписывает теория. С учетом такой особенности Bloodhound- «фазика», частоту раздела полос имеет смысл выбирать ниже, чем у закрытого ящика, чтобы несколько придушить горб на АЧХ.

Максимальное звуковое давление до появления слышимых искажений оказалось выше, чем у закрытого ящика, но ненамного, около 110 дБ. Но здесь предел был положен не перегрузкой динамика: ее как раз не было, хотя калибр головки – меньше. Просто на уровне 110 дБ стали слышны струйные шумы на выходе тоннеля фазоинвертора. Он выполнен в виде цилиндрической трубы с плоским фланцем, и на острых ребрах в месте стыка с фланцем возникают завихрения. Если питерцы заменят тоннель другим, с плавным переходом трубы во фланец, максимум отдачи возрастет.

И, наконец, бандпасс. При прочих равных он дает отдачу на 6 – 7 дБ больше, чем закрытый ящик, а совместная работа встроенного пассивного кроссовера и естественного спада АЧХ выше частоты настройки передней камеры сместили частоту среза «естественного» кроссовера к отметке 80 Гц.

То есть, действительно, при подключении к усилителю без кроссовера сам попадает в нужную полосу, и это подтверждает реальность предложения питерцев подсоединять его прямо к выходу магнитолы.

Форму АЧХ, правда, аудиофильской назвать трудно, уж очень заметно она горбит в полосе 60 – 80 Гц. Для поклонников энергичной манеры звуковоспроизведения это, разумеется, не помеха, а вот любителям классической музыки посоветуем вернуться и изучить более внимательно предыдущие две модели.

Максимум звукового давления, полученный нами при испытаниях, был зафиксирован на отметке 113 дБ. Может ли Bloodhound-бандпасс дать больше, не знаем. На том уровне, на котором мы остановились, заметных на слух искажений не было, но полосовые сабвуферы тем и знамениты, что даже когда динамик внутри начинает перегружаться, на выход признаки этой перегрузки появляются в сильно приглушенном особенностями акустики виде. При некоторых способностях и запасе мощности так удается пропустить момент, когда динамику внутри становится совсем нехорошо, а в задачи теста это не входило.

Входило другое: установить, можно ли ожидать реально слышимого (как минимум) баса при подключении бандпасса Bloodhound непосредственно к выходу магнитолы. Как оказалось, можно. Раздельно подключив «половинки» изобарического динамика к двум каналам обычного по мощности CD-ресивера Kenwood (модели KDC 6060R, кому интересно), удалось получить звуковой давление в салоне около 97 дБ (среднее значение в полосе пропускания сабвуфера). Для системы вообще без усилителя, да еще учитывая, что получившаяся полоса без больших потерь простирается до 40 – 45 Гц, такой показатель следует признать достижением.

Теперь про деньги, как обещали. Процесс изготовления сабвуферов, несмотря на их сложную форму, в «ПМ», похоже, сумели организовать эффективно, поэтому цены на готовые изделия получились далеко не фантастические. За полностью укомплектованный сабвуфер в варианте закрытого ящика с 10-дюймовой головкой предлагается заплатить 140 условных, за фазоинвертор с 8-дюймовой – около 150, за бандпасс – 195. Можно купить и «пустой» ящик, для самостоятельной установки головок в соответствии со своими конструкторскими идеями. Только не бандпасс, он окончательно собирается и окрашивается после установки головок. На такой вариант из бюджета надо будет выделить примерно 70 все тех же условных. А условные в Москве и Питере ходят одинаковые...

Мед & Деготь

Отлично придумали «Питерские Музыканты», вполне своевременно и дальновидно. Их изделия оказались выполненными очень качественно, а цены – далеко не убийственные, с чем ни сравнивай: с готовыми ли, но импортными сабвуферами, или отечественными «заказными». Сказался, несомненно, опыт в изготовлении домашней акустики. Опыт по части акустики автомобильной у «ПМ» существенно меньший, и это отразилось на полученных результатах: частотные характеристики могли бы быть и поровнее. Впрочем, если сравнить то, что получилось у сабвуферов Bloodhound, с результатами аналогичных измерений у фирменных активных сабвуферов, то выясняется, что вышло довольно неплохо. И особенно интересно – с бандпассом. Ценой несколько необразцовой АЧХ удалось заставить пассивный сабвуфер работать, и даже неплохо, прямо от головного устройства, что надо признать достижением нешуточным.


Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2000
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования