КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2001

Шутки в сторону

Многоцелевой процессор AudioControl HPX

Марк ГАСАНОВ

Заполучить на тест что-либо марки AudioControl это всегда небольшой праздник в отделе испытаний. И не потому, что здесь «работа всегда праздник» – просто уж очень занятно эта фирма составляет сопроводительную документацию на свои изделия. От обычных сухих «мануалов» брошюрки, прилагаемые к изделиям AudioControl, отличаются, как стенограмма заседания Госдумы нынешнего созыва от материалов XXV съезда родной партии.

Ну, например, на первой же странице новоиспеченному обладателю процессора HPX предлагают не забыть налить себе холодненького и продолжить чтение технического документа уже подготовленным. А замечание по технике безопасности написано куда убедительнее, чем это делается обычно. Вот оно, полностью: «Немного просвещения: отключите минусовый провод аккумулятора, прежде чем начнете что-то присоединять. Забыв это сделать, вы можете добавить огня в свою жизнь». Ну и так далее. При этом, что самое интересное и завидное, без иронии, вся необходимая информация в описании есть, с подробностями, ясно и доходчиво, и то, что полезные сведения и практические рекомендации пересыпаны удачными хохмами, делает содержание руководства лишь более запоминающимся и удобным для чтения.

Итак, что же там придумали затейники из AudioControl, кроме описания? Официально прибор называется «процессор и кроссовер». На деле это довольно многоцелевое устройство, каждая подсистема которого полезна сама по себе.

Прежде всего, HPX – это очень эффективный линейный усилитель. В практике car audio задача усиления сигнала с линейного выхода головного устройства возникает сплошь и рядом. По двум причинам. Первая: уровень сигнала на линейном выходе головных устройств далеко не всегда соответствует обещанным значениям 2 или 4 В. В этом нетрудно убедиться, если проглядеть тесты головных устройств в нашем журнале. Там «проектной отметки» достигали считанные модели, а у многих максимальная амплитуда сигнала на выходе не превышала 1 – 1,5 В. Это, заметим, при максимальном уровне записи на диске. А где он, максимальный? Только на эталонных тестовых. Обычный музыкальный, который вы купите в магазине, будет записан с уровнем на 10 – 20 дБ ниже. Вот и бывает, что в одной системе встречаются «слабосильный» источник, вполне устраивающий в других отношениях, «туповатый» усилитель (тоже, возможно, отлично звучащий, просто требующий довольно большого сигнала на входе) и в довершение драмы – не самая чувствительная акустика. Акустика, как выражаются в таких случаях установщики, «не раскачивается», и в этом начинают винить либо ее саму, либо усилитель. А всего-то надо повысить уровень сигнала между «головой» и входом усилителя.

Есть и вторая причина, по которой линейный усилитель – компонент небесполезный. Путь сигнала от источника к усилителю опасен, как военная тропа, в смысле помех от бортовой электрики и электроники. Чем выше уровень сигнала в кабеле-межблочнике, тем меньше будет относительный уровень помех. Поэтому желательно сразу после выхода сигнала из источника усилить его по максимуму, потом гнать через всю машину по «высоковольтной линии», а обратно в рамки приличий вернуть регулятором чувствительности усилителя.

В этом отношении HPX предоставляет почти безграничные возможности. Общее усиление от входа к выходу может достигать 20 дБ по напряжению, то есть входной сигнал усиливается в 10 раз. Теперь, даже если на выходе источника уровень сигнала 1 вольт, на выходе HPX его можно превратить в 10. Установка оптимального уровня в HPX решена очень профессионально. Максимально допустимый уровень сигнала на входе устройства регулируется двумя раздельными потенциометрами, расположенными «на спине» корпуса. Там же – светодиод, загорающийся при достижении максимального неискаженного уровня. Процедура предполагается такая: на вход подается сигнал с уровнем, близким к максимальному, после чего оба регулятора поворачиваются до загорания светодиода, а потом – чуть обратно. Все, входной сигнал установлен оптимально. Уровень выходного теперь будет определяться собственным регулятором громкости на передней панели процессора. Испытывая прибор, мы обнаружили, что искажения на выходе наступают при уровне сигнала 8,5 В (RMS), что «раскачает» самый тупой усилитель. Это же само по себе станет изрядным барьером на пути помех и наводок, но чтобы сделать этот барьер совсем уже непреодолимым, конструкторы HPX предусмотрели возможность подключения по балансным линиям. Режим работы входов (балансные-небалансные) устанавливается перестановкой перемычки-джампера на плате, при снятой крышке. Там же – вторая фирменная фенечка AudioControl – переключатель общего провода. Проблема «земляной петли» и связанных с ней наводок – вечное родовое проклятие установщиков, как собака Баскервилей, только страшнее. Никто заранее не может сказать, в какой конфигурации система окажется наиболее защищенной от блуждающих в общем проводе помех: когда он сидит на общей «земле», изолирован от нее или соединен через дополнительное сопротивление. На плате внутри корпуса HPX есть перемычка, которая способна избавить от мучительных догадок. Все три возможных конфигурации можно попробовать за три минуты и определить, как лучше. Лучше – это когда нет помех, элементарно, Ватсон.

Интересно, что на всякий случай HPX снабдили и входами для подключения к головным устройствам, лишенным линейных RCA-выходов. Этот факт в руководстве никак не комментируется, но по общему настрою ясно, что это – на случай, если богатая аудиосистема развертывается на базе штатного источника. Они в некоторых машинах бывают очень неплохие, но при этом линейных выходов может и не оказаться, случай вполне реальный.

Будь HPX просто линейным усилителем с такими параметрами, он уже заслуживал бы внимания. Тем более что усиление происходит суперлинейно и супербесшумно. По нашим измерениям коэффициент нелинейных искажений на уровне выходного напряжения 5,5 В составил 0,009%, а отношение сигнал/шум оказалось равным 102 дБ. То есть, запишем, усиление есть, а искажений и шумов – нет. Плюс регулятор громкости и фейдер, распределяющий сигнал между двумя парами выходов, для фронта и тыла, ну, или как вы сами решите.

Однако HPX – еще и активный кроссовер. Причем, как оказалось, очень даже серьезный. Кроссовер в HPX – четвертого порядка, с характеристикой Линквица – Райли (это многое говорит тем, кто понимает). Частота деления полос устанавливается фиксированно, с помощью резисторной сборки на плате. В нашем экземпляре была установлена сборка на 90 Гц. Сняв АЧХ каналов «фронт/тыл» и сабвуферного, убедились: перед нами образец прецизионного кроссовера. Посмотрите на график: ровно обещанные 90 Гц, ни на полгерца в сторону, а пересекаются кривые на отметке -6 дБ, как предписано святыми апостолами частотного деления, подарившими этому типу фильтров свои имена. Задействован кроссовер или нет, определяется еще одной перемычкой на плате. В положении «bypass» на выходах фронта и тыла сигнал имеет АЧХ почти неправдоподобно горизонтальную в принятых у нас пределах измерения: от 10 Гц до 20 кГц, попробуйте ее найти на графике, где она спряталась за осью 0 дБ. А в положении включенного кроссовера появляется возможность управлять с водительского места уровнем сигнала на сабвуферном выходе, причем в очень широких пределах, от -20 дБ до +4 дБ по отношению к сигналу «фронт/ тыл».

Теперь, когда разобрались с общим проводом и кроссовером, крышку можно наконец закрыть, осталось только одно – выбрать цвет подсветки ручек управления: зеленый или желто-оранжевый.


Рубрики • На ковер! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования