КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2001

РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ВИД

Четырехканальные усилители от 280 до 500 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Среди семейства автомобильных усилителей вид «усилители четырехканальные» является, пожалуй, самым распространенным. Его ареал простирается от простых систем начального уровня до сложных «соревновательных» инсталляций. Только экологические ниши во всех этих случаях будут различными.

В простейшем случае два канала усилителя используют для работы с фронтальными громкоговорителями, а оставшиеся два, включенные мостом, «качают» сабвуфер. (При этом неплохо было бы, чтобы мостовой канал работал от одного входа.) Тут будет очень даже кстати поговорить о требованиях, которые предъявляются к сабвуферу в такой установке. Как показывает наш опыт, выходная мощность при включении двух каналов мостом (на те же 4 Ом) увеличивается в 3 – 3,3 раза (в качестве осредненного показателя неплохо подходит число «пи»). А чтобы сабвуфер в одиночку создал такое же по величине звуковое давление, что и два мидбаса, то на него нужно подать учетверенную мощность – это при условии, что у всех одинаковая чувствительность. Отсюда следует, что сабвуфер должен иметь чувствительность хотя бы не ниже, а в идеале – на 1 – 2 дБ выше, чем фронтальная акустика. Понятно, что «эспиэльные» сабы с чудовищным запасом по мощности и низким «чутьем» тут не подойдут. Впрочем, они и не для таких систем создаются.

Другой простой вариант использования четырехканальника – это когда к нему без затей подключают фронт и тыл, а «артиллерийскую поддержку» басами возлагают на отдельную систему. Понятно, что тут понадобится парочка линейных выходов (в принципе, хватит и одного). А вот требования к фильтрам усилителя в таких системах минимальные: достаточно будет ФВЧ и ФНЧ (а то и просто ФВЧ) на свою пару каналов и с диапазоном регулирования частот среза примерно 50 – 150 Гц.

Неплохо бы использовать четырехканальник для би-ампинговой работы, положим, с фронтами (это когда пищалки и мидбасы подключены к отдельному усилителю). Тут диапазон регулировки фильтров совсем уже другой – идеально от 2 до 7 кГц, но может хватить и 5,5 кГц по верху. А поскольку организовать полосовой фильтр недорогие четырехканальники, как показывает практика, обычно не могут, то для «обрезки» мидбаса снизу понадобится пассивный ФВЧ, в простейшем случае хватит и одного конденсатора. И опять же, пара линейных выходов будет никак не лишней. Но поскольку при таких делах используется только одна пара входов, то вполне приемлемо, если вторая пара превратится в выход, такие решения в бюджетных моделях встречаются.

Ну а в самых сложных инсталляциях, как правило, используются активные кроссоверы, вследствие чего фильтры усилителя или не применяются вовсе, или, по крайней мере, широких возможностей от них не требуется. А между тем мы уже фактически сформулировали требования к фильтрам, входам и линейным выходам четырехканального усилителя. Итак. Число входов 4/3/2. Одна пара выходов. Диапазон перестройки фильтров 50 – 5500 Гц. Входы высокого уровня? В сущности, их имеет смысл использовать не для подключения грошовой «мыльницы», а когда вы непременно хотите сохранить штатную магнитолу вашего авто. То есть для повышения продаваемости усилителя входы высокого уровня нужны однозначно, но требуются ли они вам, это уж каждый решает для себя сам. Басовый подъем, он же «буст» – это типичный пример техники компромисса. Смотрите: грамотный и правильно воспитанный установщик просто обязан сделать так, чтобы в звуке ничего не «торчало», будь то верх или сабвуферный низ. А иной заказчик (иной, а не всякий) в силу тех или иных стереотипов воспитания приучен к басу «ломовому», «убойному» и какому угодно, только не аудиофильски точно выверенному. Вот тут-то и приходит на помощь «буст». Поставил его в ноль – получил систему типа «голая правда». А заказчик потом может крутить его сколько влезет и производить впечатление на молодых, длинноногих и не обязательно музыкально образованных. То есть, «буст» не очень нужен, но совершенно необходим. Для полного удовлетворения, конечно, он должен иметь плавную регулировку. В этом разе, кстати, иной раз удается поправить и огрехи басовых систем, особенно «бандпассов».

Теперь о технических характеристиках. Коль скоро усилители называются усилителями мощности, то выходную мощность по традиции считают самым главным параметром. И ошибаются, по крайней мере, применительно к усилителям автомобильным. Наши «салоны для прослушивания» по своей кубатуре различаются гораздо меньше, чем комнаты в домах. И еще учтите, что, к примеру, 60-ваттный усилитель может развить звуковое давление лишь на 1 дБ выше, чем 50-ваттник, так что разницу вы можете и не услышать. А если мощность усилителя по 100 Вт на канал и выше, то будет очень непросто найти к нему адекватную (не басовую) акустику. И потом, могучие СЧ и ВЧ-головки чаще всего не очень хорошо звучат на малой громкости. Короче, по параметру выходной мощности мы усилители никак не оцениваем. Куда более важным показателем является, на наш взгляд, переходное затухание – давно замечена устойчивая взаимосвязь между этим параметром и таким субъективным показателем, как построение звуковой сцены. Причем измеренные характеристики обычно заметно хуже, чем приведенные в описании. Мы измеряем в соответствии с рекомендациями IEC, когда оба канала подключены к нагрузке. А вот если канал «донор» не подключен, то показатели будут куда как привлекательнее, но только, как говорил персонаж одного анекдота, «какое отношение имеет?». Другим слабым местом «наших» усилителей является сравнительно высокий уровень шумов, что обусловлено в значительной мере наводками от высокочастотного преобразователя питания. Впрочем, лучшие представители своего вида по этому показателю не так уж отстают от типичного домашнего интегрального усилителя (105 – 110 дБА). Конечно, уровень шумов будет неизбежно зависеть от входной чувствительности усилителя.

На правах напоминания: Входной чувствительностью, или просто чувствительностью, называется величина напряжения на входе, при которой усилитель развивает номинальную мощность на номинальной нагрузке (в нашем случае это та мощность, которую мы мерили, и нагрузка 4 Ом. На двухомной нагрузке чувствительность повышается на пару процентов, т.е. напряжение входного сигнала при номинальной мощности будет чуть меньше).

При самой низкой чувствительности отношение сигнал/шум будет, как правило, на 2 – 9 дБ выше, чем при самой высокой. Мы всегда измеряем относительный уровень шумов при чувствительности, установленной на уровень 1,0 В.

Теперь о нелинейных искажениях. Искажения этого типа в современных транзисторных усилителях стали настолько незначительны, что, по мнению многих (хоть и не всех), уже не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на качество звука. Но при всем при этом, у аппаратов разных производителей значения коэффициента нелинейных искажений различаются чуть ли не на порядок. И их мы упрямо измеряем и приводим, поскольку, помимо уже упомянутых «многих», есть и другие многие, считающие, что в силу специфического спектрального состава гармоник на выходе транзисторного усилителя они заметны даже при очень небольших уровнях. Пусть себе спорят, наше дело – факты.

Что касается АЧХ усилителей, то нас с вами больше всего интересует ее нижняя граница. Да, в музыкальном сигнале мало составляющих ниже 30 Гц, да и воспроизводит их далеко не всякий саб. Но нижняя частотная граница усилителя обусловлена действием некого ФВЧ, который, как и всякий фильтр, крутит фазу. Если, скажем, частота среза такого фильтра 15 Гц, то его влияние на фазу сигнала скажется и на частоте 30 Гц, а это может отразиться на характере баса. Поэтому с этой точки зрения желательно, чтобы нижняя частотная граница (по уровню -1 дБ) была не выше 10 Гц. Ну а если сабвуфер в ящике с фазоинвертором – тогда песня другая была, и другие в ней были слова, бог с ней, с фазой, надо динамик спасать, и тут нелишним становится подтональный фильтр.

И последнее. Похоже, что усилки, которые «дают по ушам» при их включении и/или выключении, канули в Лету, о чем мы, понятно, ничуть не жалеем. «Дают по ушам» – это эквивалентно при измерениях примерно 1 В среднеквадратичному, а чтобы щелчок хоть сколько-нибудь беспокоил, надо хотя бы 0,2 – 0,3 В. У нас же обычно получается от 2 до 20 милливольт. Поэтому мы не будем теперь в каждом тесте повторять фразу «щелчки отсутствуют» – в нормальном усилителе это теперь подразумевается само собой. А где возникнет хоть малейший повод для придирок – мы вам непременно (и со злорадством) сообщим. На том стоим. Хотя, в общем, стоять-то некогда – надо идти дальше. То есть переходить к тесту.

MacAudio Cyclone 6000 • DAXX RA 2450 • PPI PC 4200.2 • SoundStream Lil’Wonder 4 • m-Dimension Pro 3.4x • Audison Millennium Power 4 • Steg AQ 105.4 • Мед & Деготь


Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования