КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • тест Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2001

ТВ-ресиверы и мультимедийные системы от 300 до 2200 у.е.

Петр ХОХЛОВ

Кажется, что может быть проще телевизора? Даже если его по-модному назвать ТВ-ресивером и даже если в нем куча AV-входов и выходов, развитое меню и запоминание кадров – это все оболочка. А ядро остается все тем же: есть ТВ-тюнер, который принимает эфирные сигналы и выделяет из них информацию аудио и видео, и есть устройства отображения этого самого видео и аудио. Это монитор и звуковой усилитель с одним-двумя динамиками. Вот и все. Есть еще разные тонкости насчет того, в каком стандарте работает тюнер и с какой кодировкой цветности и частотой развертки – монитор, но на суть все это не влияет: телевизор – это просто. Но все кардинально меняется, когда разрабатывается сложный мультимедийный комплекс для автомобиля, и телевизионные функции – это только часть обширного круга задач, которые этот комплекс должен решать.

Сначала о простом, то есть об автомобильных телевизорах, построенных в рамках традиционных представлений. От всем привычных домашних ящиков они отличаются, прежде всего, размером. Ну, согласитесь: даже малыш с кинескопом 10 дюймов в машине окажется не очень кстати, а кухонно-дачный 14-дюймовый аппарат в автомобиле тоже чаще всего оказывается в компании бара и холодильника. То есть как бы не в «Таврии». Да и аппетит у таких телевизоров не совсем детский – несколько десятков ватт требуются только для поддержания кинескопа в рабочем состоянии. И наконец, при всей прочности современных кинескопов, наличие в салоне стеклянной трубки с вакуумом не способствует безопасности, поэтому кинескопные телевизоры так и не прижились в автомобиле. Исключение составляют только туристические автобусы и «пожиратели дорог« – магистральные грузовики, но вы ездите на другом. Однако кинескопам была найдена замена – жидкокристаллические дисплеи (ЖКД), насколько адекватная – это вопрос отдельный, но для мобильного использования они подходят почти идеально. У них на порядок более низкое энергопотребление, малая масса и габариты, нет бьющихся частей. Правда, качество изображения заметно отличается от того, которое обеспечивают кинескопы. Хуже или лучше – это вопрос субъективный: объективно ЖКД свободны от некоторых искажений, вносимых кинескопами, зато имеют свои, специфические. Чтобы разобраться в их происхождении, надо знать, как работает ЖКД.

Свет можно представить себе как электромагнитное колебание, вектор которого ориентирован хаотическим образом в плоскости, перпендикулярной направлению распространения луча. Жидкие кристаллы, как и кристаллы твердые, обладают способностью поляризовать проходящий через них свет. То есть из всех возможных направлений вектора будет выделена только их проекция на плоскость, называемую плоскостью поляризации. В лучшем случае поляризатор пропускает немного более половины светового потока. Отметим это и пойдем дальше. Если теперь на пути луча поставить второй поляризатор, то произойдет вот что. Когда у них плоскости поляризации совпадают, то световой поток пройдет без изменения, а если плоскости окажутся строго перпендикулярными, то поток будет задержан полностью. Особенность жидких кристаллов в том, что под воздействием приложенного к ним напряжения изменяется ориентация кристаллической решетки, а вместе с ней – и плоскости поляризации. Вот тут отметим, что процесс этот не мгновенный и требует какого-то времени. Жидкокристаллические индикаторы на часах вы все видели и о чем идет речь, представляете. Правда, в часах индикатор работает на отраженном свете, а в ЖКД – на проходящем. Источником света обычно является флуоресцентная лампа с холодным катодам, расположенная сзади светоклапанных ячеек. Чтобы получить цветное изображение, ячейки снабжаются светофильтрами одного из основных цветов (которые тоже, понятно, светового потока не добавляют). Если до сих пор вам все было понятно, то наберитесь еще терпения – осталось совсем немного. Чтобы подвести к ячейкам модулирующее напряжение, используются два ряда транзисторов – одни из них коммутируют строки, а другие – столбцы. (Транзисторы имеют тонкопленочную структуру, отсюда и происходит английская аббревиатура TFT.) Так что ячейки в таких мониторах расположены строго по рядам и столбцам, а не со сдвигом, как в кинескопах.

Вот теперь можно поговорить о том, что хорошо и что плохо в ЖКД. Во-первых, поскольку у них нет электронного луча, то нет и геометрических искажений изображения, зато по яркости картинки, а часто и по контрастности, ЖКД уступают кинескопам. Вследствие ограниченного быстродействия кристалла, на динамичных изображениях появляются характерные «тянучки». С понижением окружающей температуры подвижность кристаллов снижается, и изображение «замерзает», а когда в машине слишком жарко, то кристаллы норовят перейти в нормальное (аморфное) состояние, отчего снижается их способность к поляризации и ухудшается контрастность изображения. Типичным рабочим диапазоном является +5 – 40 или 0 – +45 градусов, одним словом, без климат-контроля не обойтись. Четкость по горизонтали у ЖКД не хуже (а то и лучше), чем у малогабаритных кинескопов, а по вертикали количество рядов в два с лишним раза меньше числа строк телевизионного изображения, поэтому движение иной раз передается рывками, а тонкие горизонтальные полосы при движении могут даже исчезать и появляться. Наконец, поскольку изображение возникает в недрах ЖКД, а не на поверхности (как в кинескопах), угол наблюдения экрана довольно ограничен – за его пределами контрастность резко падает, а картинка может стать негативной.

Теперь еще несколько слов об особенностях телевизионного приема вообще и в автомобиле в частности. Все мы знаем, что на свою встроенную штыревую антенну переносные телевизоры принимают не шикарно. Объясняется это в первую очередь тем, что чувствительность ТВ-приемника в несколько десятков раз ниже, чем, к примеру, у звукового ЧМ-тюнера. К тому же штыревая антенна требует точной ориентации, что в условиях движущегося автомобиля не очень удобно. Поэтому в автомобильной ТВ-аппаратуре применяют две пары активных антенн, которые подсоединяют к так называемому «диверсити»-адаптеру. В его функции входит подключение той из антенн, на которой обнаружен более сильный сигнал. (Английское diversity можно перевести как «разнообразие». За неимением подходящего русского термина придется так и использовать довольно несуразное в нашем написании словцо.) Бывает так, что диверсити-адаптер входит в состав тюнера, и, соответственно, будем называть его диверсити-тюнером.

Измерений на этот раз было совсем немного. Чувствительность измерялась по сохранению цветности. Вообще, более признанным параметром является чувствительность, ограниченная синхронизацией или же шумами (по звуку), но, как оказалось, у участников теста синхронизация сохраняется даже тогда, когда картинки не видно вовсе. Кроме того, при слабом сигнале тюнеры иной раз норовят перескочить с нашего (D/K) на «родной» (B/G) стандарт звука и, соответственно, принимают только шум. Так что решили мерить по включению декодера (PAL) – ведь в тесте главное получить сопоставимые результаты. Разрешение по горизонтали определялось по таблицам тестового DVD, в том числе по таблице Снелла и Вилкокса (Snell & Wilcox). Разрешение по вертикали заметно ниже и составляет немного меньше 200 линий. Светимость экрана определяли по сигналу белого поля профессиональным люксметром Gossen (Германия), при этом яркость устанавливалась такая, при которой были различимы восемь градаций серого клина («положенные» для домашних телевизоров десять градаций для некоторых из участников теста были недостижимы).

В тех ТВ-системах, которые призваны играть роль головного устройства в мобильной мультимедийной системе, функций намного больше, поскольку они могут быть «укомплектованы» аудиотюнером и/или CD (MD) проигрывателем и усилителями. Параметры этих систем мы не измеряли, поскольку предметом разбирательства у нас сегодня является только «кино».

Karat LA5600

Eton LCM 1730

Pioneer AVX-P7000CD/GEX-P7000TVP/ AVM-P7000R

Alpine CVA-1005R/
TUE-T012s/KCE-100V

МЕД & ДЕГОТЬ


Рубрики • тест Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования