КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест • Сабвуферы 12'' (75 - 205 у.е.) Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2001

Бас про запас?

Сабвуферы калибра 12 дюймов (от 75 до 205 у.е.)

Юрий ЕВТУШЕНКО
Марк ГАСАНОВ

По крайней мере, один из авторов этого теста, в силу своего специфического профессионального опыта, испытывал (может быть, не вполне осознанное) ощущение, что 30-сантиметровые басовые динамики в машине – это перебор. Проще говоря, пальцовка – и ничего кроме. Помилуйте, господа – в кинотеатральных залах стоят 18-дюймовые головки (четыре штуки – это стандарт), но там объемы помещений совершенно не сравнимые с нашими «залами». То есть сравнимые, конечно, но «уравнивающий коэффициент» будет трехзначным, и не иначе. Следственно, 12 и тем паче 15 дюймов в машине – это то, что в Новом Свете называют словом «overkill», то есть явный перебор – так? Но давайте разберемся.


MTX T4124

Farenheit MXW-12S

Hertz HS 300

Audiobahn AWC 12X

Cerwin-Vega! S-12.4

Orion XTR 12S

MB Quart RWC 304

Kicker F12C4

Alpine SWR-1240

Rockford Fosgate RFP 3212

Мед & Деготь

Положение первое в нашем разбирательстве будет заключаться в том, что басовые динамики калибром уже восемь дюймов способны адекватно передать спектр реального музыкального сигнала. В концертном зале – нет, дома – далеко не всегда, а в машине – да. Тут, конечно, помогает специфика нашего «концертного зала», в котором компрессионный режим наступает на частоте примерно 65 герц. Если кто не верит – посмотрите наши тесты восьмидюймовых динамиков (скажем, в №5 за прошлый год), и вы увидите, что 30 герц они отыгрывают в нулях – с учетом салона, конечно. Ниже вроде бы мало что играет, по крайней мере, в типичных записях. Опять же, для проверки можете раздобыть статейку «Диета для динамиков» (№2/2000), там все мотивированно изложено.

Положение второе будет сводиться к тому, что резервы по мощности у головок 12 и 10 дюймов, как правило, не сильно отличаются, а то и совпадают. Опять же, кто не верит, можете сравнить табличные данные из сегодняшнего материала и теста 10 дюймовых сабвуферных головок (№2 за этот год). А как может быть иначе, если динамики одной серии делают чаще всего с одинаковой магнитной системой и звуковой катушкой, так что условия охлаждения у них одинаковые.

Тогда что же получается: применяя большие динамики, вы ничего вроде и не получаете, кроме мучительного заболевания, которое лечат свечами? Не совсем так. Есть еще одно фундаментальное акустическое свойство, которое действует даже в мире car audio. А заключается оно в том, что при прочих равных условиях у динамиков большего калибра должен быть и выше к.п.д., или в привычных нам терминах – характеристическая чувствительность. Теперь возьмем реальный пример. Пусть в машине установлены фронты и тылы (итого – четыре громкоговорителя) с чувствительностью вблизи нижней частотной границы 82 дБ на ватт (с расстояния 1 м). Они создадут суммарное звуковое давление 82 + 3 + 3 = 88 дБ. Далее, обычная практика настройки предусматривает выставить усиление басового оконечника так, чтобы он создавал такое же давление при входном сигнале того же уровня. (Скажем, если частота раздела 100 Гц, то на фронт и тыл подают 125 или немного выше, а на сабвуфер – 80 Гц.) Допустим теперь, что отдача у сабвуфера – те же 88 дБ на ватт, тогда он создаст то же давление при мощности 1 Вт, что все остальные динамики, «принимая» в сумме 4 Вт. Постойте, скажете вы, в басовом усилителе ведь мощности совсем другие, а тут получается, что при таком раскладе с него будет «востребована» мощность не выше, чем с каждого из усилителей фронтов. Верно, но то при одинаковом сигнале, а кто вам сказал, что сигнал тут и там одинаковый? Если обратиться к кривым спектрального распределения (тот же №11/2000), то там хорошо видно, что ниже примерно 150 Гц плотность распределения растет примерно на 6 дБ. Это, конечно, для «напряженных» современных жанров музыки, кто слушает в машине классику, может не беспокоиться. Пока. Потому что есть еще один подводный камень, который статистическая обработка никак раскрыть не может. А камень сей заключается в том, что у басовых инструментов гораздо выше отношение пиковой амплитуды к средней. Рекордсмен тут, конечно, басовый барабан, у которого кратковременный выброс сигнала раза в четыре превосходит осредненный уровень. Бас-гитара имеет пик-фактор чуть пониже, а контрабас – еще ниже. Но зато в классических произведениях попадается «театральный» басовый барабан, который ничем не уступит бочке. Вот и получается, что для того, чтобы избежать ограничения сигнала, басовый усилитель должен «пропустить» мощность в четыре (это для классики) – шестнадцать (для всех прочих жанров) раз выше, чем усилитель фронта. К классике мы хотели было добавить «народную музыку», но как вспомнили про басовую балалайку и африканский басовый же барабан, так сразу и передумали. Короче, если на фронтах у вас стоят усилители по 50 Вт, то в канале сабвуфера потребуется минимум 200, максимум – 800 Вт (если тылы не используются, то вдвое меньше). Поскольку 800-ваттные и головки, и усилители редкость, то, возможно, придется ставить два сабвуферных комплекта или... Или подобрать сабвуферную головку с высокой чувствительностью. Например, повышение отдачи на 2 дБ позволяет снизить мощность усилителя больше, чем в 1,5 раза: 500 ватт вместо 800 это уже разговор. Также не вредно, когда в оформлении обеспечивается ровный подъем АЧХ сабвуфера по звуковому давлению. Например, вполне реальный подъем на 6 дБ позволит для нашего примера ограничить мощность величиной 200 Вт – а это уже совсем не проблема. Правда, в последнем случае придется раздел между сабвуфером и всем остальным организовать на частоте порядка 60 Гц, и тогда 5-дюймовыми мидбасами точно не обойтись, идеально будет перейти на трехполосные фронты. Дорого? Но зато высокий балл по уровню неискаженного звучания вам обеспечен. Подводя черту под затянувшимися теоретическими изысканиями, отметим, что использование «крупнокалиберных» сабвуферов позволит сэкономить на их количестве и/или мощности усилителя. Все это, конечно, при условии, что вы стремитесь к бескомпромиссному звучанию и одинаковой перегрузочной способности всей акустики. При этом басовый усилитель и сабвуфер подавляющее большинство времени будут работать в сильно недогруженном режиме. Тут как раз такой случай, когда басовые возможности выбираются «про запас». Правда, все практические достоинства «крупнокалиберных» басов сводятся на нет, если у них невысокая отдача.

А с этим ситуация складывается забавная. По понятным причинам производители «наших» сабвуферных головок стремятся сделать их способными работать в малых корпусах. Для этого можно либо сильно уменьшить резонансную частоту, либо увеличить жесткость подвеса, сохраняя приемлемую частоту резонанса. Тот и другой подход выливается в одно и то же: увеличение массы подвижной системы, а значит, и неизбежное снижение к.п.д. Мы уже как-то писали, что сабвуферы, используемые в нашей отрасли, можно разделить на две категории: те, разработчики которых попытались остаться в рамках традиционного подхода, «соткав» конструкцию из компромиссов, и те, где конструкторы главной своей задачей видели обеспечение компактности громкоговорителя и «живучести» головки, иногда преступая рамки здравого смысла. В приложении к 12-дюймовым головкам «водораздел» проходит по массе подвижной системы примерно 150 граммов.

О конструкциях сабвуферных головок было нами писано уже неоднократно. Жесткие, литые корзины для сабов – это не роскошь, но в пределах сегодняшней нижнесредней ценовой группы преимущественно встречаются диффузородержатели, штампованные из стали. Целлюлоза в качестве материала диффузоров не только не собирается сдавать позиции полипропилену, но в этой группе даже доминирует. Вогнутые крупные центральные колпачки, вклеенные в конус диффузора (иногда и с усиливающим кольцом – «шпангоутом») обеспечивают дополнительную жесткость, что немаловажно при больших звуковых давлениях. В качестве материала подвеса примерно одинаково часто попадается резина и вспененные пластики (обычно полиуретан). Гофры большого радиуса хоть и попадаются, но не часто. Изредка встречаются вогнутые центрирующие шайбы (так называемый асимметричный привод), которые ограничивают ход катушки вниз и не допускают ее удара о магнитопровод. Этой же задаче служит и проточка в торцевой шайбе магнитной системы. Обычно наличие этой проточки сопровождается соответствующим увеличением толщины магнитопровода. Поэтому, когда мы будем говорить, что шайба магнитопровода снабжена конусными утолщениями, это надо рассматривать как указание на наличие той самой проточки. Ну, а наличие вентиляционного отверстия нынче стало нормой, и мы лишь будем указывать, где его нет. Размеры магнитов мы приводим для ориентира – они могут характеризовать магнитное поле только косвенно, подобно тому, как размеры двигателя характеризуют его мощность. Там, где ферритовые кольца имеют стандартную высоту 20 мм, мы ее указывать не будем, а если высота другая – обязательно отметим. Наконец, звуковые катушки в большинстве сабвуферных головок имеют одинаковый диаметр – 50,8 мм, 2 дюйма по-нашему. Попались отступления от этого правила в ту и другую сторону, и об этом мы тоже скажем, а по умолчанию будем считать, что катушки двухдюймовые. Кстати, для тех динамиков, где звуковая катушка имеет две 4-омные обмотки, мы измеряли чувствительность при параллельном соединении обмоток, но напряжении, стандартном для 4-омных катушек (2 В). Это означает, что чувствительность такой головки при одноваттной мощности, характеризующая к.п.д., будет на 3 дБ ниже. А чувствительность по отношению к подведенному напряжению (что как раз у нас в системах происходит) у таких головок теоретически должна быть повышенной. Какая она на практике – сами увидите, там есть свои нюансы. И, наконец, впервые мы в таблице приводим значение максимальной пиковой мощности, заявленной изготовителем. Теоретически при выборе усилителя можно было бы руководствоваться этим значением, если бы наши пользователи не имели обыкновения «добавлять баску» по своему усмотрению и вкусу. Этот показатель может пригодиться в профессиональных инсталляциях, где ручки крутят (надо думать) осознанно и когда надо.

Параметры Тиля – Смолла мы измеряли, как всегда, невзирая на то, приведены они производителем или нет. Стопроцентного совпадения нигде не было, хотя бы потому, что изготовитель приводит данные усредненные, а у нас они – для конкретного образца. Иногда, правда, совпадение получается неплохое даже без учета этих оговорок. Разумеется, нельзя не учитывать разминку подвеса в ходе эксплуатации, когда резонансная частота Fs и полная добротность Qts уменьшатся, а эквивалентный объем воздуха Vas возрастет. Конечно, частота «съедет» не на 10 Гц, а эквивалентный объем увеличится не на 70 – 80% (а если это произойдет, то грош цена таким динамикам). Поэтому ориентироваться, как нам кажется, надо на графики с логотипом журнала, хотя мы не можем лишать вас права выбора.


Рубрики • Тест • Сабвуферы 12'' (75 - 205 у.е.) Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования