КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2001

Портрет басов в интерьере


Корпусные сабвуферы стоимостью от 100 до 430 у.е.

Юрий ЕВТУШЕНКО

Сегодня в нашем тесте сабвуферы в акустическом оформлении, попросту говоря, корпусные. В нашей области пассивные сабвуферы распространены намного шире, чем, скажем, в домашнем аудио. Причины очевидны: у них там консерваторы до сих пор норовят пользоваться двухканальными усилителями, да и театральных ресиверов немало, в которых для саба предусмотрен только линейный выход. У нас ситуация такая, что выделить лишний канал усиления (да хоть три) под сабвуфер – нет проблем. Поэтому пассивные басовые громкоговорители используются сплошь и рядом, хотя чаще всего их делают под заказ для данного конкретного автомобиля – так его легче интегрировать в конструкцию. Ну, а если вы покупаете готовое изделие, то будьте готовы к тому, что он станет непременной составной частью интерьера вашего авто, а интерьер – важнейшим фактором в звучании сабвуферов...


Урал СП-У010

Mac Audio Red Attack
Reflex 30

Blaupunkt SWT 300

Mac Audio Mac Nitro 300

Hertz HBX 25

MTX T410X3

Kicker SE-S12L7

МЁД & ДЁГОТЬ

Вот эта-то особенность их функционирования и накладывает вполне определенные ограничения на конструкции. Вернее, не на конструкции как таковые – сами по себе они достаточно консервативны, – а на габаритные размеры. Оно и понятно: если уж вам надо подобрать для сабвуфера место в салоне (или даже в багажном отделении универсала или хэтчбека), то не хотелось бы, чтобы он был размером с платяной шкаф. Ящики более или менее универсальной формы, не подогнанные под очертания имеющихся у данного конкретного автомобиля полостей и ниш, получаются относительно тесными. И тут начинает срабатывать известный закон басовой акустики.

Три фактора басового громкоговорителя вступают между собой в непримиримое противоречие. Персонально: габариты, отдача и нижняя граничная частота. Улучшить одну из этих характеристик можно, лишь пожертвовав одной (или двумя) другими. Улучшается отдача, при прочих равных, либо увеличением объема акустического оформления, либо принесением в жертву нижних басов. Это – случай акустики для озвучивания больших помещений, площадок и сцен. Можно сделать ящик компактнее, но за это придется заплатить либо отдачей, если при этом применить головку с низкой резонансной частотой, тяжелым диффузором и жестким подвесом), либо нижними басами: в тесном объеме резонансная частота динамика сильно повысится. Аналогичный компромисс получается, если при том же объеме поставить головку калибром поменьше. Из-за меньшего эквивалентного объема такая головка будет в том же объеме играть ниже, но в силу меньшей площади диффузора и звуковое давление создаст меньше, чем крупнокалиберная. Ну, и так далее, во всех возможных сочетаниях, можете поупражняться.

Большинство серийных корпусных сабвуферов, по наблюдениям, сделаны теснее по объему, чем полагалось бы для того калибра головок, которые в них применены. Логика здесь понятна: пользователь готового корпусного сабвуфера потому и выбрал такой путь решения своих басовых проблем, что не хочет городить сильно большой огород в багажнике. А это относится и к конструкции, и к объему. В то же время и производители «бас-боксов» это правильно ущучили, счастливый обладатель готового сабвуфера желает получить от него баса сразу и много. Поэтому отдачу стараются все же сохранить. Получается, что головку ставят побольше, корпус делают поменьше, и – никуда не денешься – АЧХ готовых сабвуферов (большинства, во всяком случае) приобретает характерный акцент: максимум звукового давления приходится на «кикбас» – 50 – 60 Гц, а ниже отдача падает, в той или иной степени.

Трудно ожидать от таких изделий аудиофильски ровной частотной характеристики, это факт. Но факт также и то, что «разумный» горб на АЧХ, если он приходится на требуемый частотный диапазон (скажем, 40 – 120 Гц), делу не повредит, даже послужит благородному делу повышения отдачи. Что вы сказали? Да, конечно, любой горб на АЧХ является следствием незадемпфированного резонанса и не лучшим образом влияет на переходные характеристики, ФЧХ и ГВЗ. Но если вы так лихо оперируете такими понятиями, то у вас два пути: либо делать ящик на заказ, либо поручить его расчет и изготовление человеку, которому доверяете на все сто, то есть себе самому.

Отметим, однако, что, судя по участникам сегодняшнего теста, разработчики корпусных сабвуферов, замышляя АЧХ своих изделий, держатся в рамках, принятых в приличном обществе, и патологической горбатости мы не выявили ни у одного участника. Но, поскольку АЧХ все же неплоские, мы в таблице технических характеристик приводим через дробь сразу два значения чувствительности. Первое – это то, которое получилось при измерениях в частотной области, где не сказывается акустическое оформление, а второе – это осредненное значение (фактически -3 дБ по отношению к пику отдачи) в той области, где реально используется сабвуфер. Соответственно, нижняя граница частотного диапазона в той же таблице, это та частота, где звуковое давление снижается на 3 дБ по отношению к последнему значению (или, что то же самое, на 6 дБ по отношению к пику). Кстати, АЧХ мы на этот раз приводим только с учетом типичной характеристики звукопередачи салона автомобиля, соответствующей подъёму 3 дБ на частоте 63 Гц, и в этой связи надо отметить еще вот что. Как известно, ниже частоты примерно 30 Гц (в зависимости от автомобиля) на звуковое давление начинают влиять утечки, связанные с негерметичностью салона, а также его нежесткость, и здесь закон «+12 дБ/окт.» уже не соблюдается. Кроме того, и погрешности измерения на этих частотах тоже дают о себе знать. Поэтому к графикам АЧХ на самых нижних частотах надо относиться с осторожностью, гарантии, что приведенная у нас АЧХ абсолютно точно повторится в вашем личном автомобиле – никакой. А вот то, что именно таким будет общий ход кривой, – мы гарантируем.

Глядя на графики, не воспринимайте буквально цифры звукового давления по оси ординат. Комплекс MLSSA не врет, и он честно отразил ту величину звукового давления, которому был подвергнут измерительный микрофон. Но измерения проводились в ближнем поле, и конкретное расстояние между излучателем и микрофоном зависело от геометрии испытуемого сабвуфера, в частности, относительного расположения центров диффузора и тоннеля фазоинвертора, где он был. Чувствительность и предельная величина звукового давления, которое может обеспечить сабвуфер, потом вычислялось отдельно, и все результаты приведены в итоговой таблице.

Интересная ситуация сложилась и с измерением нелинейных искажений. Во-первых, в разных сабвуферах использованы головки разных калибров, и при этих испытаниях мы прикладывали к ним неодинаковую мощность. Если точнее, то так: на 10 дюймов – 65 Вт, на 12 дюймов – 90 (ну, вы же знаете, это наша стандартная методика). В одном из сабов использовано целых три «десятки», соответственно, мощность была 195 Вт. Как говорится, большому кораблю – большое плавание, а иначе зачем огород городить. Не раз уже мы отмечали, что «осредненный коэффициент нелинейных искажений» это не слишком информативный показатель – куда интереснее знать конкретные показатели по частотам, но это уже тема для лабораторной НИР, а не для журнальной статьи. В случае с корпусными сабвуферами зависимость искажений от частоты встала в полный рост: на крайне низких частотах показатели искажений у некоторых участников приняли пугающие размеры. Происходило это исключительно с сабвуферами, устроенными по принципу фазоинвертора. Ведь сказано в писании: ниже частоты настройки амплитуда колебаний диффузора в фазоинверторе растет до неприличия. Вот ровно это мы и наблюдали, на самой что ни на есть практике. Знаем-знаем: за все нужно платить, и расширение нижней границы частотного диапазона с помощью фазоинвертора тоже не дается бесплатно. А в некоторых случаях свою лепту вносит и недостаточная жесткость ящика. Для справки: по самым прикидочным расчетам звуковое давление внутри ящиков при измерениях нелинейных искажений достигает 140 – 150 дБ, и если ящик начинает «играть» на кратных частотах, то рост искажений неизбежен. Поэтому на сей раз мы приводим два показателя нелинейных искажений: на суббасовых частотах (30 – 50 Гц) и на тех частотах, которые принято считать зоной «музыкального баса» (60 – 100 Гц). Попутно мы решили привести ориентировочный нетто (то есть внутренний) объём ящика, вычисленный в предположении, что толщина стенок 18 мм. Как нам кажется, для многих это будет весьма поучительно.

Попутно хочу сообщить о результатах ещё одного наблюдения: в отличие от широкополосной акустики суббасовые громкоговорители почти не имеют внутреннего заполнения или же имеют, но минимум. Конечно, это сразу же развязывает руки всеразличным стоячим волнам внутри ящика, но не пугайтесь: они возникают на тех частотах, которые находятся далеко за пределами нормального рабочего диапазона частот сабвуфера. Кстати, на некоторых графиках АЧХ их влияние очень хорошо заметно. И последнее. Если внимательно посмотреть на графики АЧХ, то хорошо видно, что спад характеристики обычно начинается на частотах 63 – 70 Гц (иногда чуть ниже), и тут же становится ясно, что при правильном пользовании «бустом» в усилителе нижнюю границу можно заметно снизить, ведь бас-буст в большинстве усилителей имеет центральную частоту 40 – 45 Гц. Только пользоваться им надо аккуратно – ну так в звуке (или вообще в этой жизни?) это золотое правило. А теперь вам предлагается аккуратно и вдумчиво ознакомиться с нашим тестом.


Рубрики • Тест Журнал "Автозвук" •  № 9 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования