Портрет басов в интерьере
Корпусные сабвуферы стоимостью от 100 до 430 у.е.
Юрий ЕВТУШЕНКО
Сегодня в нашем тесте сабвуферы в акустическом оформлении,
попросту говоря, корпусные. В нашей области пассивные сабвуферы
распространены намного шире, чем, скажем, в домашнем аудио. Причины
очевидны: у них там консерваторы до сих пор норовят пользоваться
двухканальными усилителями, да и театральных ресиверов немало, в
которых для саба предусмотрен только линейный выход. У нас ситуация
такая, что выделить лишний канал усиления (да хоть три) под сабвуфер
– нет проблем. Поэтому пассивные басовые громкоговорители используются
сплошь и рядом, хотя чаще всего их делают под заказ для данного
конкретного автомобиля – так его легче интегрировать в конструкцию.
Ну, а если вы покупаете готовое изделие, то будьте готовы к тому,
что он станет непременной составной частью интерьера вашего авто,
а интерьер – важнейшим фактором в звучании сабвуферов...
• Урал СП-У010
• Mac Audio Red
Attack
Reflex 30
• Blaupunkt SWT 300
• Mac Audio Mac
Nitro 300
• Hertz HBX 25
• MTX T410X3
• Kicker SE-S12L7
• МЁД & ДЁГОТЬ
|
Вот эта-то особенность их функционирования и накладывает
вполне определенные ограничения на конструкции. Вернее, не на конструкции
как таковые – сами по себе они достаточно консервативны, – а на
габаритные размеры. Оно и понятно: если уж вам надо подобрать для
сабвуфера место в салоне (или даже в багажном отделении универсала
или хэтчбека), то не хотелось бы, чтобы он был размером с платяной
шкаф. Ящики более или менее универсальной формы, не подогнанные
под очертания имеющихся у данного конкретного автомобиля полостей
и ниш, получаются относительно тесными. И тут начинает срабатывать
известный закон басовой акустики.
Три фактора басового громкоговорителя вступают между
собой в непримиримое противоречие. Персонально: габариты, отдача
и нижняя граничная частота. Улучшить одну из этих характеристик
можно, лишь пожертвовав одной (или двумя) другими. Улучшается отдача,
при прочих равных, либо увеличением объема акустического оформления,
либо принесением в жертву нижних басов. Это – случай акустики для
озвучивания больших помещений, площадок и сцен. Можно сделать ящик
компактнее, но за это придется заплатить либо отдачей, если при
этом применить головку с низкой резонансной частотой, тяжелым диффузором
и жестким подвесом), либо нижними басами: в тесном объеме резонансная
частота динамика сильно повысится. Аналогичный компромисс получается,
если при том же объеме поставить головку калибром поменьше. Из-за
меньшего эквивалентного объема такая головка будет в том же объеме
играть ниже, но в силу меньшей площади диффузора и звуковое давление
создаст меньше, чем крупнокалиберная. Ну, и так далее, во всех возможных
сочетаниях, можете поупражняться.
Большинство серийных корпусных сабвуферов, по наблюдениям,
сделаны теснее по объему, чем полагалось бы для того калибра головок,
которые в них применены. Логика здесь понятна: пользователь готового
корпусного сабвуфера потому и выбрал такой путь решения своих басовых
проблем, что не хочет городить сильно большой огород в багажнике.
А это относится и к конструкции, и к объему. В то же время и производители
«бас-боксов» это правильно ущучили, счастливый обладатель готового
сабвуфера желает получить от него баса сразу и много. Поэтому отдачу
стараются все же сохранить. Получается, что головку ставят побольше,
корпус делают поменьше, и – никуда не денешься – АЧХ готовых сабвуферов
(большинства, во всяком случае) приобретает характерный акцент:
максимум звукового давления приходится на «кикбас» – 50 – 60 Гц,
а ниже отдача падает, в той или иной степени.
Трудно ожидать от таких изделий аудиофильски ровной
частотной характеристики, это факт. Но факт также и то, что «разумный»
горб на АЧХ, если он приходится на требуемый частотный диапазон
(скажем, 40 – 120 Гц), делу не повредит, даже послужит благородному
делу повышения отдачи. Что вы сказали? Да, конечно, любой горб на
АЧХ является следствием незадемпфированного резонанса и не лучшим
образом влияет на переходные характеристики, ФЧХ и ГВЗ. Но если
вы так лихо оперируете такими понятиями, то у вас два пути: либо
делать ящик на заказ, либо поручить его расчет и изготовление человеку,
которому доверяете на все сто, то есть себе самому.
Отметим, однако, что, судя по участникам сегодняшнего
теста, разработчики корпусных сабвуферов, замышляя АЧХ своих изделий,
держатся в рамках, принятых в приличном обществе, и патологической
горбатости мы не выявили ни у одного участника. Но, поскольку АЧХ
все же неплоские, мы в таблице технических характеристик приводим
через дробь сразу два значения чувствительности. Первое – это то,
которое получилось при измерениях в частотной области, где не сказывается
акустическое оформление, а второе – это осредненное значение (фактически
-3 дБ по отношению к пику отдачи) в той области, где реально используется
сабвуфер. Соответственно, нижняя граница частотного диапазона в
той же таблице, это та частота, где звуковое давление снижается
на 3 дБ по отношению к последнему значению (или, что то же самое,
на 6 дБ по отношению к пику). Кстати, АЧХ мы на этот раз приводим
только с учетом типичной характеристики звукопередачи салона автомобиля,
соответствующей подъёму 3 дБ на частоте 63 Гц, и в этой связи надо
отметить еще вот что. Как известно, ниже частоты примерно 30 Гц
(в зависимости от автомобиля) на звуковое давление начинают влиять
утечки, связанные с негерметичностью салона, а также его нежесткость,
и здесь закон «+12 дБ/окт.» уже не соблюдается. Кроме того, и погрешности
измерения на этих частотах тоже дают о себе знать. Поэтому к графикам
АЧХ на самых нижних частотах надо относиться с осторожностью, гарантии,
что приведенная у нас АЧХ абсолютно точно повторится в вашем личном
автомобиле – никакой. А вот то, что именно таким будет общий ход
кривой, – мы гарантируем.
Глядя на графики, не воспринимайте буквально цифры звукового
давления по оси ординат. Комплекс MLSSA не врет, и он честно отразил
ту величину звукового давления, которому был подвергнут измерительный
микрофон. Но измерения проводились в ближнем поле, и конкретное
расстояние между излучателем и микрофоном зависело от геометрии
испытуемого сабвуфера, в частности, относительного расположения
центров диффузора и тоннеля фазоинвертора, где он был. Чувствительность
и предельная величина звукового давления, которое может обеспечить
сабвуфер, потом вычислялось отдельно, и все результаты приведены
в итоговой таблице.
Интересная ситуация сложилась и с измерением нелинейных
искажений. Во-первых, в разных сабвуферах использованы головки разных
калибров, и при этих испытаниях мы прикладывали к ним неодинаковую
мощность. Если точнее, то так: на 10 дюймов – 65 Вт, на 12 дюймов
– 90 (ну, вы же знаете, это наша стандартная методика). В одном
из сабов использовано целых три «десятки», соответственно, мощность
была 195 Вт. Как говорится, большому кораблю – большое плавание,
а иначе зачем огород городить. Не раз уже мы отмечали, что «осредненный
коэффициент нелинейных искажений» это не слишком информативный показатель
– куда интереснее знать конкретные показатели по частотам, но это
уже тема для лабораторной НИР, а не для журнальной статьи. В случае
с корпусными сабвуферами зависимость искажений от частоты встала
в полный рост: на крайне низких частотах показатели искажений у
некоторых участников приняли пугающие размеры. Происходило это исключительно
с сабвуферами, устроенными по принципу фазоинвертора. Ведь сказано
в писании: ниже частоты настройки амплитуда колебаний диффузора
в фазоинверторе растет до неприличия. Вот ровно это мы и наблюдали,
на самой что ни на есть практике. Знаем-знаем: за все нужно платить,
и расширение нижней границы частотного диапазона с помощью фазоинвертора
тоже не дается бесплатно. А в некоторых случаях свою лепту вносит
и недостаточная жесткость ящика. Для справки: по самым прикидочным
расчетам звуковое давление внутри ящиков при измерениях нелинейных
искажений достигает 140 – 150 дБ, и если ящик начинает «играть»
на кратных частотах, то рост искажений неизбежен. Поэтому на сей
раз мы приводим два показателя нелинейных искажений: на суббасовых
частотах (30 – 50 Гц) и на тех частотах, которые принято считать
зоной «музыкального баса» (60 – 100 Гц). Попутно мы решили привести
ориентировочный нетто (то есть внутренний) объём ящика, вычисленный
в предположении, что толщина стенок 18 мм. Как нам кажется, для
многих это будет весьма поучительно.
Попутно хочу сообщить о результатах ещё одного наблюдения:
в отличие от широкополосной акустики суббасовые громкоговорители
почти не имеют внутреннего заполнения или же имеют, но минимум.
Конечно, это сразу же развязывает руки всеразличным стоячим волнам
внутри ящика, но не пугайтесь: они возникают на тех частотах, которые
находятся далеко за пределами нормального рабочего диапазона частот
сабвуфера. Кстати, на некоторых графиках АЧХ их влияние очень хорошо
заметно. И последнее. Если внимательно посмотреть на графики АЧХ,
то хорошо видно, что спад характеристики обычно начинается на частотах
63 – 70 Гц (иногда чуть ниже), и тут же становится ясно, что при
правильном пользовании «бустом» в усилителе нижнюю границу можно
заметно снизить, ведь бас-буст в большинстве усилителей имеет центральную
частоту 40 – 45 Гц. Только пользоваться им надо аккуратно – ну так
в звуке (или вообще в этой жизни?) это золотое правило. А теперь
вам предлагается аккуратно и вдумчиво ознакомиться с нашим тестом.
|