КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2001

Оркестр в тумбочке

Nakamichi MD-95z

Петр ХОХЛОВ

Насчёт тумбочки – это, вообще-то, поэтическая метафора. Головные устройства формата 2DIN обычно вызывают ассоциацию с музыкальным ящиком, а в остальном – всё точно, оркестр, правда, не очень большой.


Личное дело

Что

MD-ресивер/CD-чейнджер

Кто

Nakamichi MD-95z

Почем

$1600

Чем богаты

• MD-ресивер

• Шестидисковый CD-чейнджер

• Тюнер без RDS

• Трёхполосный регулятор тембра

• Часы

Это – плюс

• Вдумчивый подход к технике

• Неплохое звучание CD

Это – минус

• Отсутствие RDS

• Не самое удобное управление

• Отсутствие ДУ

Одним словом...

Если в вашей машине двухдиновая «дырка», а в кармане, напротив, всё в порядке – этот аппарат для вас

Рейтинг

••••••••••

По крайней мере, восемь «музыкантов» здесь есть: тюнер, мини-диск и ещё шесть компактов. Если кому мало, можно привлечь guest performers – если подключить внешний чейнджер. Но, скорее всего, для большинства слушателей хватит и основного состава, тем более что «музыканты» подобрались довольно высокооплачиваемые. Кстати, «оркестр» этот образовался, похоже, не сразу, а произошёл из объединения двух сложившихся музыкальных коллективов: MD-ресивера и шестидискового in dash чейнджера. У этих двух аппаратов общая лишь передняя панель, а корпуса с начинкой конструктивно разделены. Если внимательно приглядеться, то можно догадаться, где проходит линия раздела: между слотом для MD и кнопками управления «музыкальным банком». Можно также заметить, что налицо (или «на лице») некоторое смешение стилей: кнопки CD-чейнджера выполнены в самом традиционном для большинства «Наков» ключе, а нижний ряд кнопок – это в действительности выдвижные ручки управления звуком, вроде как в 700-ой модели CD-ресивера. Левый «энкодер» на самом деле не энкодер, который стал на электронных аппаратах заменой кнопкам и имитацией классического потенциометра, а и вправду потенциометр: вращается он плавно, без характерных щелчков, и имеет два крайних положения. В аппарате такого класса это уместно, даже очень. Хороший потенциометр (а здесь он хороший) дороже добрячего энкодера, а коль скоро проблемами экономии разработчики были не слишком озабочены, как в данном случае, то и хорошо, что они придержались основательного хай-эндовского курса. Правда, к энкодерам нас уже приучили, и поначалу даже непривычно, что регулировку громкости (и звука вообще) можно отслеживать только на слух. Зато переключатель источников (ручка справа) – это типичный энкодер. Крутить как в старь ручки звуковых регулировок, что твой Штирлиц, нынче уже несколько непривычно, но зато и не надо кнопкой Select выбирать нужный режим: отжал нужную кнопочку и верти себе. Только не надо выдвигать все сразу – управлять тембрами будет неудобно. Диммера, как заведено у Nakamichi, нет, но освещённость (и цвет) дисплея подобраны довольно удачно: чёткие символы хорошо видны и днём, а вечером травянисто-зелёная подсветка не должна раздражать. Как это всё будет сочетаться с оформлением панелей современных авто – вопрос, как всегда, отдельный.

Довольно нетривиально обстоит дело с линейными выходами. Кроме выходов усилителя из корпуса аппарата выходят лишь пара дополнительных входов AUX, входов от чейнджера (CD in) и выходы сабвуфера. И всё? Не совсем. Штука в том, что оконечные усилители конструктивно выделены в отдельный аккуратный модуль, который крепится к задней стенке аппарата двумя винтами. Естественно, если вы используете этот усилитель, то дополнительные линейные выходы вам как бы и ни к чему. Одновременно понятно, что аппарат такого класса вовсе не обязан работать со своим усилителем – в этом случае вы отворачиваете те самые винты, снимаете усилительный блочок, и тогда вашему взору предстанет гнездо, куда можно (теперь уже нужно) подключить «хвост» с двумя парами линейных выходов: Front и Rear. Головное устройство легким движением превращается в деку, ресивер – в тюнер, а усилитель не будет зря греть прецизионную электронику. Всё очень логично и удобно, если, конечно, не брать тот случай, когда встроенный усилитель используется для работы с динамиком центрального канала. Ну, а для такого случая можно отдельно приобрести специализированный блок, как минимум три таких появлялись на страницах «АвтоЗвука».

RDS в тюнере, конечно же, нет – сами понимаете, для кого аппараты удвоенного формата предназначаются в первую очередь. Но, разумеется, есть «12-позиционные» часы. Самое удивительное при всём при этом, что тюнер в MD-95z стопроцентно европейский – не только по шагу настройки, но и по коррекции. И то далеко не всякий «европеец» имеет такой широкий частотный диапазон. А уровень шумов тюнера – и вовсе рекордно низкий для приёмника с европейской коррекцией. Кстати, давно было известно, что уровень шумов можно снизить примерно на 3 дБ, если воспользоваться схемными решениями, давно применяемыми в усилителях воспроизведения кассетников высокого класса. Да только до сих пор разработчики катились по накатанной дорожке, полагая (быть может, справедливо), что тюнер в нашей аппаратуре не главное, и чем выше класс аппарата, тем в большей степени не главное. К тому же цифровое вещание в развитых странах уже стало реальностью – к чему мудрить с аналогом? А вот Nakamichi, которые никогда не руководствовались тезисом «сойдет и так», не поленились, за что им отдельное спасибо. Автонастройка тюнера начинается с заданной частоты, и память заполняется с текущего пресета, так что при известной сноровке можно запомнить большинство станций в автоматическом режиме. Процесс длится от 13 до 25 секунд, в зависимости от того, попадётся ли на пути отечественная эфирная «дырка» 92,5 – 100 МГц.

Как мы знаем, регулировки тембров у Nakamichi всегда решались не совсем тривиально. Если посмотрите на первый график, то будете знать и вы. Во-первых, центральные частоты тембров ВЧ и НЧ выбираются на границе диапазона звуковых частот: 20 Гц и 20 кГц, в то время как большинство изготовителей предпочитают 100 Гц и 10 кГц. Что лучше? Если ваша система справляется со всем звуковым диапазоном, то подход инженеров Nakamichi – единственно верный, так как в наименьшей степени «корёжит» АЧХ. Ну а если ваша «кар аудива» (тьфу, прости, Господи) может осилить только диапазон, скажем, 80 – 12000 Гц, тогда лучше, чтобы как у всех. Теперь обратите внимание: диапазон регулировок басов довольно широкий – здесь нужна глубина, если уж регулировать, а по «верхам» существенно ниже – тут важнее точность процесса. Ну а если вам почему-либо не хватает регулировки, то дополнительную степень свободы даёт регулятор средних частот.

Впрочем, если нужно только откорректировать АЧХ в зависимости от громкости, это сделает очень грамотная схема тонкомпенсации (loudness на языке антиталибской коалиции). Как она работает, вы можете увидеть на втором графике. При максимальной громкости (0 дБ) коррекция отсутствует, при снижении громкости до -20 дБ её действие постепенно усиливается, сопровождаясь подъемом нижних и верхних частот в примерном соответствии с кривыми равной громкости, Ниже -20 дБ коррекция остается постоянной. Близость к каноническим кривым равной громкости достигнута неплохая, так что задача тонкомпенсации – сохранить неизменным субъективно воспринимаемый тембр звучания – выполняется довольно точно.

Секция CD-проигрывателя (мы будем называть её так, чтобы не путать с внешним чейнджером) работает, как и традиционный (для этой марки) Music Bank. Чтобы загрузить диск в некоторую ячейку, надо переместить лифт в соответствующее положение – на это уходит около 10 секунд. Зато если к слоту пустая ячейка уже подведена, то аппарат включится при загрузке диска. Любой компакт или все сразу можно выгрузить, не включая аппарат «в работу». Если вы, как вкладчик, передумали забрать вклад (диск), то он будет вновь «положен в банк». Начальная загрузка длится около 10 секунд. На замену диска уходит секунд 17 – 18. Правда, все манипуляции имеют довольно шумное звуковое сопровождение, но не думаю, что в машине это будет сильно раздражать. Треки по кольцу не переключаются, что в современных аппаратах уже редкость. Предусмотрено по два режима сканирования и повтора, а режим случайного воспроизведения работает только по всем дискам сразу. Учитывая нешуточное время замены диска, вряд ли эта функция очень практична. Точно те же функции предусмотрены и при управлении внешним чейнджером. Конечно, абсолютная полярность на выходе соблюдена (это касается, кстати, и MD-проигрывателя). И никаких отсечек на линейном выходе при максимальной громкости – у Nakamichi это не принято. Технические характеристики на хорошем уровне, хотя переходное затухание могло быть и побольше.

MD-ресивер/CD-чейнджер оживает и при загрузке мини-диска, его можно и выгрузить без включения «головы». Ну, а функции «спрятать диск» с MD не проходит – нечего их прятать, они и так в футляре. Удобно организована выдача служебной информации: выводится заголовок диска, название трека, а потом (до конца трека) идёт track time. Что же касается технических характеристик (вы их можете сравнить с данными из группового теста этого номера), то они где-то чуть лучше, где-то чуть хуже других, а в общем – на уровне того, что в этом веке достигнуто по части мини-дисковой техники.

Особенно интересно было сравнить результаты прослушивания, поскольку у нас, естественно, заготовлены две идентичные по содержанию фонограммы, записанные на компактах и на мини-дисках, но здесь переход с формата на формат происходит быстрее, чем где-либо. Начнём с CD.

Nakamichi воспроизводит предельно натуральный бас: и атака, и рельеф на должном уровне. Хорошая динамика. Флейта – словно зазвали в гости Иэна Андерсона – ну очень натурально, даже натуралистично, такое звучание предпочтут гурманы, которые стремятся к тому, чтобы звук соответствовал оригиналу. Саксофон жив и беззастенчив, хотя ещё не нахален. Меньше понравился верх – он слегка обеднён, но не количеством, а звучанием обертонов, которые ухом почти не воспринимаются, но когда их нет, возникает ощущение, что чего-то не хватает.

На MD бас непросто отличить от оригинала (то есть CD): он немного смягчен по атаке и кажется чуть более бархатистым, в общем, динамика чуть похуже. Есть у нас запись, где очень тихо играет синтезатор на фоне могучего, солирующего баса – и тут было заметно, что разрешение стало пониже. Флейта такая же волшебная, интимная, мягкая. Впрочем, не до конца ясно, является ли это недостатком в данном случае. У саксофона появилась лёгкая застенчивость; динамика чуть пожиже. Звучание довольно красивое, но атака на верхах сглажена. На барабанах атака тоже отличается от того, что было на CD. В результате этого отдельные инструменты и голоса хуже вычленяются из общего.

Вывод: звучание MD почти неотличимо от оригинала, если брать только тональный баланс. А в динамике он несколько проигрывает компакту, отчего ухудшается различимость отдельных инструментов, а звук в целом становится более плоским.

Вот тут бы самое время поставить точку. Но если вам нужна мораль – извольте. То, что на рынке появился ещё один дорогостоящий аппарат, никакая не новость – их в последнее время немало. Но MD-95z отличается взвешенным подходом к качеству всех составных частей (что бывает не всегда) и продуманным, скрупулёзным отношением к звуку. Да, конечно, на эргономику у Nakamichi есть свой взгляд, с которым не все согласны, но тут уж либо соглашаться, либо нет.


Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования