Сказка о непотерянном времени
PHD 12.2 Ref. NEO
Марк ГАСАНОВ
В принципе, внешне наша техника выглядит довольно однообразно.
Возьмем, к примеру, сабвуфер. Магнит, корзина, диффузор. Различия,
конечно, в том, из чего это сделано, как сделано, какие получились
параметры, но это все проявляется не на первый взгляд. На второй,
а то и третий. Здесь – другой случай. Не то что первого взгляда,
полвзгляда достаточно, чтобы заметить: у сабвуфера PHD серии Neo
все не как у других. Вопрос: зачем не как у других?..

Личное дело
Что
12-дюймовый сабвуфер
Кто
12.2 Ref. NEO
Почем
$410
Чем богаты
• Двойная звуковая катушка диаметром 120 мм
• Сварная стальная рама ручной сборки
• Композитный диффузор
• Неодимовый магнит
• Двойная центрирующая шайба
Это – плюс
• Фантастически низкие искажения
• Хорошая чувствительность
• Великолепная конструкция
• Отличные АЧХ при правильном оформлении
Это – минус
Относительно небольшая (по современным меркам) тепловая
мощность
Одним словом...
Сказка, даже с учетом немалой цены
Альтернативы
Ближайший аналог – Illusion Audio Nd12, но их у нас
нет
Рейтинг
••••••••••

|
Здоровый
цинизм, воспитанный в эпоху рыночных отношений, да еще укоренившийся
на почве марксистского скепсиса, оставшегося от старых времен, подсказывает
ответ: это для развода клиентов и привлечения внимания на неброском
фоне конкурентов. Не отвергая никаких предположений, попытаемся
добраться до истины, критерий которой (из того же марксизма) – практика.
Сабвуфер 12.2 Ref. NEO – один из шести такого типа,
разработанных итальянской фирмой PHD. Три калибра (8, 10 и 12 дюймов),
в каждом – вариант с одной или двумя звуковыми катушками. К нам
попал самый крупный и продвинутый, двухкатушечный.
Устроен сабвуфер так: рама, которая по пропорциям напоминает
уже скорее не корзину, а тарелку, сварена из стальных элементов
мощи необыкновенной. Один из ее элементов в форме выточенной из
20-миллиметровой заготовки круглой плиты занимает место, где у обычного
сабвуфера положено находиться магниту. На положенном месте магнита
нет, он – ровно на противоположном месте: в центре диффузора, внутри
звуковой катушки диаметром 120 мм. Да и там он ловко спрятался «под
юбкой» центрирующей шайбы, тоже оказавшейся не там, где надо. Впрочем,
в привычной позиции, под диффузором, центрирующая шайба тоже есть,
то есть их две.
Всем
этим добром диффузор оказался почти совсем скрыт: на виду только
довольно узкая полоска между резиновым гофром снаружи и желтой центрирующей
шайбой внутри. Материал диффузора – композит из смеси стекловолокна
и карбона, и столь шикарный материал обычно выставляют напоказ,
но здесь, видимо, первое слово принадлежало конструкторам-акустикам,
а не маркетологам.
На четырех мощных (как все в этом динамике) стальных
лапах, соединяющих обод диффузора и заднюю плиту, расположились
четыре капитальных винтовых зажима. Четыре – потому что принадлежат
они двум звуковым катушкам, правда, они маркированы цветом только
в смысле полярности, какая пара выводов к какой катушке относится,
можно определить только опытным путем.
Пропорции у всего ансамбля получились предельно необыкновенные.
Габаритный диаметр сабвуфера 320 мм, больше, чем у обычного 12-дюймового,
да и в стандартную дырку под «двенашку» он, как выяснилось, не лезет,
нам приходилось крепить его снаружи ящика. А максимальная глубина
сабвуфера – чуть больше 70 мм. Может быть, ради этого пошли конструкторы
на все эти ухищрения? Полагаю, что нет. Посадочная глубина – фактор,
определяющий установочные возможности компонентной акустики, которую
надо разместить в дверях, кикпанелях или на торпедо, где места может
не хватить. Сабвуфер 12-дюймового калибра по-любому потребует в
той или иной степени большого объема, так что глубины для нормальной
головки обычно в достатке.
Здесь
ситуация, насколько нам под силу было ее проанализировать, другая.
Малая габаритная глубина сабвуфера – не цель дизайна, а побочное
следствие. Целью было, как нам известно по другим нетиповым конструкциям
сабвуферных головок, обеспечить максимально линейное и максимально
свободное от побочных колебаний движение диффузора.
В обычной конструкции, когда звуковая катушка прикреплена
в задней стороне диффузора, она – главный приводной элемент подвижной
системы, выступает назад довольно далеко, потому что ей надо пройти
через магнитопровод и заглубиться в зазор магнитной системы. Далеко
от центра масс диффузора находится и центрирующая шайба: основной
направляющий элемент. Получается, что диффузор и двигают, и направляют,
держа «за хвост», и, несмотря на все усилия, у диффузора остается
возможность колебаний в поперечном направлении и деформаций, что
выражается потом в виде нелинейных искажений.
У Ref. NEO звуковую катушку большого диаметра поставили,
по существу, внутри конуса диффузора, вблизи его центра масс. Магнит
при этом, естественно, должен был располагаться уже не вокруг звуковой
катушки, а внутри нее, а для такой роли обычные ферриты слабосильны:
здесь могут работать только сверхмощные неодимовые. Это – первая
составная часть ультралинейной кинематики сабвуфера.
Вторая составная часть: в дополнение к задней центрирующей
шайбе установили переднюю, на довольно большом расстоянии от задней,
так что вдвоем они пресекают любые попытки диффузора отклониться
от прямолинейного движения. А от местных колебаний и деформаций
диффузор оберегает его собственная высокая жесткость (в этом смысле
у углеволокна конкурентов мало), плюс – немыслимая жесткость рамы:
там, где у обычного недорогого сабвуфера – обод с отбортовкой из
стального листа толщиной миллиметр-полтора, здесь – квадратное сечение
15 х 15 мм. Это – третья составная часть, причем очень внушительная.
Получается, что в конструкции Ref. NEO интегрированы
сразу три изобретения, сделанные в сабвуферной технике в последние
десятилетие-полтора прошлого уже, двадцатого века. Фронтальная звуковая
катушка с обращенной магнитной системой (так очень успешно делает,
например, Illusion Audio), двойная центрирующая шайба (прецеденты
есть у Cerwin-Vega! Stroker и Hertz нового поколения) и жесткий
углепластиковый диффузор (здесь прецедентов много). Подвиг итальянских
инженеров в том, что все три новации применены одновременно, и,
как показали испытания, с самыми впечатляющими результатами.
Итальянцы для своего изделия нормировали максимальную
мощность очень консервативно: 140 Вт непрерывно или 350 – в пике.
Такая осторожность связана не только с тем, что разработчики предназначают
свое детище для воспроизведения музыки, а не просто для генерации
децибел, не важно какого качества звучания. Есть и объективная причина
для ограничения мощности: «упакованная» звуковая катушка хуже охлаждается.
Учитывая особенности конструкции, мы главное внимание
уделили измерению нелинейных искажений. И здесь как раз подтвердилось,
насколько непотерянным временем было то, что затратили конструкторы
на создание своего необычного изделия. При подведенной к сабвуферу
мощности 90 Вт (RMS) нелинейные искажения в диапазоне частот 50
– 160 Гц в среднем оказались меньше 1%. Это – в среднем. А на графике
видно, что в области информативного, музыкального баса (55 – 90
Гц) уровень нелинейных искажений вообще фантастически низкий – полпроцента
и даже меньше. Такого показателя (при такой мощности сигнала) мы
до сих пор не видели, отвечаем.
Много ли мощности придется подводить к PHD NEO в реальной
жизни? Это, как мы знаем, зависит от чувствительности головки. Опорная
чувствительность, измеряемая за пределами диапазона, где сказывается
акустическое оформление, у нас получилась ниже, чем указано в документах
изготовителя, 88,3 дБ вместо 90. Но и этот результат, надо сказать,
следует признать выдающимся, ведь в силу конструкции площадь диффузора
у 12.2 Ref. NEO существенно меньше, чем у традиционного сабвуфера
такого калибра: из площади диффузора надо вычесть поверхность, занятую
расположенной в центре магнитной системой, там ведь диффузора как
такового нет. Выходит, что в излучении участвует кольцо с внешним
диаметром 12 дюймов и внутренним – 5. И тем не менее, отдача получилась
выше, чем у некоторых 12-дюймовых головок обычной конструкции, где
ее получить было гораздо легче. Видно, не в понедельник выбирали
итальянцы материал для магнита и его конструкцию.
При измерении параметров Тиля – Смолла мы столкнулись
с труднообъяснимой подробностью. Два из трех параметров оказались,
после получасовой «разминки» сабвуфера 90-ваттным сигналом, ювелирно
близки к заявленным. А третий, эквивалентный объем, как ни перемеряли
– вдвое меньше. Причем, поскольку конструкция диффузора необычная,
мы решили не доверять более любимому нами (из-за меньшей трудоемкости)
методу добавочной массы и дополнительно, измерили Vas объемным методом.
То же самое, плюс-минус 3%. Отнесли к разряду необъяснимого и, при
подборе акустического оформления, сделали два варианта: как по параметрам
завода, так и по нашим. Ну, это мы всегда делаем, не привыкать.
По параметрам изготовителя вышло, что оптимально 12.2
Ref. NEO будет вести себя в закрытом ящике большого объема 70 литров.
Снижать объем можно только до примерно 45 литров, при меньших значениях
АЧХ ухудшается. Хоть и не катастрофически, но для изделия такого
уровня все равно обидно.
По измеренным параметрам получилось намного оптимистичнее.
Оптимальным объемом закрытого ящика оказался 40-литровый, это для
12-дюймовой головки нормально, кроме того, открылась возможность
поставить 12.2 Ref. NEO в фазоинвертор. Большой, конечно, но не
безумный по объему. Если ящик объемом 65 литров настроить на частоту
24 Гц (тоннель диаметром 80 мм и длиной 360, ничего особенного),
то получите АЧХ, которая только на графике выглядит горбатой. Максимум
отдачи приходится на 25 Гц, то есть, по существу, на нижнюю границу
слышимого диапазона – налицо все условия для действительно низкого
баса, тем более – с минимальными, на уровне сверхаудиофильских требований,
искажениями.
Не зря теряли итальянцы время, совсем не зря...
 |
Зависимость нелинейных искажений 12.2 Ref. NEO
от частоты при подведенной мощности 90 Вт RMS. Даже в среднем
искажения низкие, а в полосе 55 – 90 Гц – просто сказочно
низкие.
|
 |
Импедансная кривая 12.2 Ref. NEO. Никаких побочных
резонансоы не обнаружено, да это было бы и удивительно при
такой конструкции.
|
 |
Прогнозные АЧХ в салоне автомобиля при расчете
по данным изготовителя (используется «универсальная» передаточная
функция из АЗ №8/2000). Получается довольно громоздко.
|
 |
При расчете по измеренным параметрам все гораздо более оптимистично.
|

|