КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2001

Сказка о непотерянном времени

PHD 12.2 Ref. NEO

Марк ГАСАНОВ

В принципе, внешне наша техника выглядит довольно однообразно. Возьмем, к примеру, сабвуфер. Магнит, корзина, диффузор. Различия, конечно, в том, из чего это сделано, как сделано, какие получились параметры, но это все проявляется не на первый взгляд. На второй, а то и третий. Здесь – другой случай. Не то что первого взгляда, полвзгляда достаточно, чтобы заметить: у сабвуфера PHD серии Neo все не как у других. Вопрос: зачем не как у других?..


Личное дело

Что

12-дюймовый сабвуфер

Кто

12.2 Ref. NEO

Почем

$410

Чем богаты

• Двойная звуковая катушка диаметром 120 мм

• Сварная стальная рама ручной сборки

• Композитный диффузор

• Неодимовый магнит

• Двойная центрирующая шайба

Это – плюс

• Фантастически низкие искажения

• Хорошая чувствительность

• Великолепная конструкция

• Отличные АЧХ при правильном оформлении

Это – минус

Относительно небольшая (по современным меркам) тепловая мощность

Одним словом...

Сказка, даже с учетом немалой цены

Альтернативы

Ближайший аналог – Illusion Audio Nd12, но их у нас нет

Рейтинг

•••••••••

Здоровый цинизм, воспитанный в эпоху рыночных отношений, да еще укоренившийся на почве марксистского скепсиса, оставшегося от старых времен, подсказывает ответ: это для развода клиентов и привлечения внимания на неброском фоне конкурентов. Не отвергая никаких предположений, попытаемся добраться до истины, критерий которой (из того же марксизма) – практика.

Сабвуфер 12.2 Ref. NEO – один из шести такого типа, разработанных итальянской фирмой PHD. Три калибра (8, 10 и 12 дюймов), в каждом – вариант с одной или двумя звуковыми катушками. К нам попал самый крупный и продвинутый, двухкатушечный.

Устроен сабвуфер так: рама, которая по пропорциям напоминает уже скорее не корзину, а тарелку, сварена из стальных элементов мощи необыкновенной. Один из ее элементов в форме выточенной из 20-миллиметровой заготовки круглой плиты занимает место, где у обычного сабвуфера положено находиться магниту. На положенном месте магнита нет, он – ровно на противоположном месте: в центре диффузора, внутри звуковой катушки диаметром 120 мм. Да и там он ловко спрятался «под юбкой» центрирующей шайбы, тоже оказавшейся не там, где надо. Впрочем, в привычной позиции, под диффузором, центрирующая шайба тоже есть, то есть их две.

Всем этим добром диффузор оказался почти совсем скрыт: на виду только довольно узкая полоска между резиновым гофром снаружи и желтой центрирующей шайбой внутри. Материал диффузора – композит из смеси стекловолокна и карбона, и столь шикарный материал обычно выставляют напоказ, но здесь, видимо, первое слово принадлежало конструкторам-акустикам, а не маркетологам.

На четырех мощных (как все в этом динамике) стальных лапах, соединяющих обод диффузора и заднюю плиту, расположились четыре капитальных винтовых зажима. Четыре – потому что принадлежат они двум звуковым катушкам, правда, они маркированы цветом только в смысле полярности, какая пара выводов к какой катушке относится, можно определить только опытным путем.

Пропорции у всего ансамбля получились предельно необыкновенные. Габаритный диаметр сабвуфера 320 мм, больше, чем у обычного 12-дюймового, да и в стандартную дырку под «двенашку» он, как выяснилось, не лезет, нам приходилось крепить его снаружи ящика. А максимальная глубина сабвуфера – чуть больше 70 мм. Может быть, ради этого пошли конструкторы на все эти ухищрения? Полагаю, что нет. Посадочная глубина – фактор, определяющий установочные возможности компонентной акустики, которую надо разместить в дверях, кикпанелях или на торпедо, где места может не хватить. Сабвуфер 12-дюймового калибра по-любому потребует в той или иной степени большого объема, так что глубины для нормальной головки обычно в достатке.

Здесь ситуация, насколько нам под силу было ее проанализировать, другая. Малая габаритная глубина сабвуфера – не цель дизайна, а побочное следствие. Целью было, как нам известно по другим нетиповым конструкциям сабвуферных головок, обеспечить максимально линейное и максимально свободное от побочных колебаний движение диффузора.

В обычной конструкции, когда звуковая катушка прикреплена в задней стороне диффузора, она – главный приводной элемент подвижной системы, выступает назад довольно далеко, потому что ей надо пройти через магнитопровод и заглубиться в зазор магнитной системы. Далеко от центра масс диффузора находится и центрирующая шайба: основной направляющий элемент. Получается, что диффузор и двигают, и направляют, держа «за хвост», и, несмотря на все усилия, у диффузора остается возможность колебаний в поперечном направлении и деформаций, что выражается потом в виде нелинейных искажений.

У Ref. NEO звуковую катушку большого диаметра поставили, по существу, внутри конуса диффузора, вблизи его центра масс. Магнит при этом, естественно, должен был располагаться уже не вокруг звуковой катушки, а внутри нее, а для такой роли обычные ферриты слабосильны: здесь могут работать только сверхмощные неодимовые. Это – первая составная часть ультралинейной кинематики сабвуфера.

Вторая составная часть: в дополнение к задней центрирующей шайбе установили переднюю, на довольно большом расстоянии от задней, так что вдвоем они пресекают любые попытки диффузора отклониться от прямолинейного движения. А от местных колебаний и деформаций диффузор оберегает его собственная высокая жесткость (в этом смысле у углеволокна конкурентов мало), плюс – немыслимая жесткость рамы: там, где у обычного недорогого сабвуфера – обод с отбортовкой из стального листа толщиной миллиметр-полтора, здесь – квадратное сечение 15 х 15 мм. Это – третья составная часть, причем очень внушительная.

Получается, что в конструкции Ref. NEO интегрированы сразу три изобретения, сделанные в сабвуферной технике в последние десятилетие-полтора прошлого уже, двадцатого века. Фронтальная звуковая катушка с обращенной магнитной системой (так очень успешно делает, например, Illusion Audio), двойная центрирующая шайба (прецеденты есть у Cerwin-Vega! Stroker и Hertz нового поколения) и жесткий углепластиковый диффузор (здесь прецедентов много). Подвиг итальянских инженеров в том, что все три новации применены одновременно, и, как показали испытания, с самыми впечатляющими результатами.

Итальянцы для своего изделия нормировали максимальную мощность очень консервативно: 140 Вт непрерывно или 350 – в пике. Такая осторожность связана не только с тем, что разработчики предназначают свое детище для воспроизведения музыки, а не просто для генерации децибел, не важно какого качества звучания. Есть и объективная причина для ограничения мощности: «упакованная» звуковая катушка хуже охлаждается.

Учитывая особенности конструкции, мы главное внимание уделили измерению нелинейных искажений. И здесь как раз подтвердилось, насколько непотерянным временем было то, что затратили конструкторы на создание своего необычного изделия. При подведенной к сабвуферу мощности 90 Вт (RMS) нелинейные искажения в диапазоне частот 50 – 160 Гц в среднем оказались меньше 1%. Это – в среднем. А на графике видно, что в области информативного, музыкального баса (55 – 90 Гц) уровень нелинейных искажений вообще фантастически низкий – полпроцента и даже меньше. Такого показателя (при такой мощности сигнала) мы до сих пор не видели, отвечаем.

Много ли мощности придется подводить к PHD NEO в реальной жизни? Это, как мы знаем, зависит от чувствительности головки. Опорная чувствительность, измеряемая за пределами диапазона, где сказывается акустическое оформление, у нас получилась ниже, чем указано в документах изготовителя, 88,3 дБ вместо 90. Но и этот результат, надо сказать, следует признать выдающимся, ведь в силу конструкции площадь диффузора у 12.2 Ref. NEO существенно меньше, чем у традиционного сабвуфера такого калибра: из площади диффузора надо вычесть поверхность, занятую расположенной в центре магнитной системой, там ведь диффузора как такового нет. Выходит, что в излучении участвует кольцо с внешним диаметром 12 дюймов и внутренним – 5. И тем не менее, отдача получилась выше, чем у некоторых 12-дюймовых головок обычной конструкции, где ее получить было гораздо легче. Видно, не в понедельник выбирали итальянцы материал для магнита и его конструкцию.

При измерении параметров Тиля – Смолла мы столкнулись с труднообъяснимой подробностью. Два из трех параметров оказались, после получасовой «разминки» сабвуфера 90-ваттным сигналом, ювелирно близки к заявленным. А третий, эквивалентный объем, как ни перемеряли – вдвое меньше. Причем, поскольку конструкция диффузора необычная, мы решили не доверять более любимому нами (из-за меньшей трудоемкости) методу добавочной массы и дополнительно, измерили Vas объемным методом. То же самое, плюс-минус 3%. Отнесли к разряду необъяснимого и, при подборе акустического оформления, сделали два варианта: как по параметрам завода, так и по нашим. Ну, это мы всегда делаем, не привыкать.

По параметрам изготовителя вышло, что оптимально 12.2 Ref. NEO будет вести себя в закрытом ящике большого объема 70 литров. Снижать объем можно только до примерно 45 литров, при меньших значениях АЧХ ухудшается. Хоть и не катастрофически, но для изделия такого уровня все равно обидно.

По измеренным параметрам получилось намного оптимистичнее. Оптимальным объемом закрытого ящика оказался 40-литровый, это для 12-дюймовой головки нормально, кроме того, открылась возможность поставить 12.2 Ref. NEO в фазоинвертор. Большой, конечно, но не безумный по объему. Если ящик объемом 65 литров настроить на частоту 24 Гц (тоннель диаметром 80 мм и длиной 360, ничего особенного), то получите АЧХ, которая только на графике выглядит горбатой. Максимум отдачи приходится на 25 Гц, то есть, по существу, на нижнюю границу слышимого диапазона – налицо все условия для действительно низкого баса, тем более – с минимальными, на уровне сверхаудиофильских требований, искажениями.

Не зря теряли итальянцы время, совсем не зря...

Зависимость нелинейных искажений 12.2 Ref. NEO от частоты при подведенной мощности 90 Вт RMS. Даже в среднем искажения низкие, а в полосе 55 – 90 Гц – просто сказочно низкие.

Импедансная кривая 12.2 Ref. NEO. Никаких побочных резонансоы не обнаружено, да это было бы и удивительно при такой конструкции.

Прогнозные АЧХ в салоне автомобиля при расчете по данным изготовителя (используется «универсальная» передаточная функция из АЗ №8/2000). Получается довольно громоздко.

При расчете по измеренным параметрам все гораздо более оптимистично.


Рубрики • на ковер! Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования