КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • тест Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2001

Охота на зайцев

Четырёхканальные усилители минимальной стоимости (до 225 у.е.)

Петр ХОХЛОВ

Всякий, кто приобретает четырёхканальный усилитель, рассчитывает одним выстрелом убить как минимум двух зайцев. Либо одним усилителем озвучить сразу фронт и тыл, либо ограничиться только фронтом, и тогда оставшиеся два канала пойдут на сабвуфер. То есть зайцев три, и два из них убиваются с гарантией. В данном конкретном случае появляется ещё один длинноухий: на тех усилителях, о которых сегодня пойдёт речь, можно неплохо сэкономить. А поскольку мы не при батьке Лукашенко живем, платить-то приходится не «зайчиками»...


Blaupunkt GTA4100

Boss REV-735

Power Acoustik G 640-4

Ivolga V-4.50

Farenheit Q4-640

Mac Audio Red Attack 4800

Phantom EAP-16450

Macrom SynPower 4.040x

JVC KS-AX4500

Ultimate TA4320

Hollywood HV 300.4

Kicker Impulse IX254

Мёд & Дёготь

Как мы с вами уже знаем, экономить на акустике – последнее дело, именно она является завершающим звеном всякого звукового тракта. Причем звеном, которое отделяет от ваших ушей лишь эфемерная воздушная масса, так что сюрпризы акустики исправить, по большому счёту, уже и нечем. (Введение в тракт эквалайзеров позволит подправить тональный баланс, но, как мы знаем, качество звучания акустики это далеко не только АЧХ, и там уже любые «улучшайзеры» бессильны.) С головными устройствами ситуация, в общем, не так однозначна, – тут уже есть кое-какие резервы для экономии. Довольно часто «продвинутые» аппараты из одной линейки отличаются в большей степени количеством дополнительных функций, нежели характером звучания, поскольку делаются на одной и той же «базе». Конечно, тут не подразумеваются эксклюзивные модели, которые всегда идут особняком – на то он и эксклюзив. Впрочем, потенциальные владельцы такого хай-энда, по моему мнению, вряд ли будут озабочены стоимостью усилителя.

Так что некоторая разумная экономия на усилителях, судя по всему, вполне допустима, надо только иметь в виду, за счёт чего она достигнута производителем и, частично, донесена и до нас. Дешевизна сборки – это само собой. Нынче принято больше удивляться, когда аппарат собран не в странах ЮВА, а за пределами этого региона. В одном из материалов этого номера вы можете прочесть о таком «стопроцентном американце», но так и цена у него соответствует двум (недельным) зарплатам американского инженера. Что же касается участников сегодняшнего теста, то почти все они собраны в Южной Корее, кроме двух-трёх самых доступных моделей (где изготовитель не указан, но мы-то понимаем, что это где-то там неподалеку). Зато цена у этих моделей измеряется двумя (тоже недельными) зарплатами российского инженера на госпредприятии средней руки. Теперь выходная мощность. У подавляющего большинства бюджетных усилителей мощность на четырёхомной нагрузке находится в пределах 45 – 85 Вт, и лишь у одного из участников (далеко не самого дешёвого, кстати) сегодняшнего теста зафиксирован показатель 110 Вт. Отмечу ещё раз, что эти, к примеру, 50 Вт – это совсем не то же самое, что 40 – 45 Вт, обозначенные на лицевых панелях многих магнитол. (На деле там будет 16, максимум, 20, а всё остальное следует отнести уже к достижениям маркетологов, а не инженеров.) При таких значениях мощности можно сэкономить на выходных транзисторах, что, разумеется, не ускользнуло от внимания производителей, и после их аккуратных экономических расчетов отразилось и на розничной цене.

Впрочем, этот фактор экономии упомянут первым не потому, что он самый важный, а потому, что самый понятный. В современном автомобильном усилителе собственно усилитель мощности – это как раз самое простое звено. Полдюжины транзисторов и операционник на канал – и вся недолга. Причем чем меньше транзисторов, тем, в принципе, лучше для качества звучания. Собрать и запустить такую схему по силам шестикласснику, одолевшему книжку «Учись паять». Другое дело, что для превращения этого заляпанного канифолью шедевра в полноценный автомобильный усилитель к нему надо добавить источник питания, устройства стабилизации режимов и защиты плюс – каскады предварительного усиления и фильтрации. А это уже не для шестиклассника, и именно здесь находятся корни различий между дорогими и дешевыми усилителями.

Как экономят на источнике питания? В некоторых из аппаратов сегодняшнего теста применяются, судя по спектру остаточных помех, однотактные преобразователи питания. В таких источниках питания используются и более дешёвые силовые трансформаторы, и коммутирующих полевых транзисторов вдвое меньше. Это удешевление напрямую не сказывается на качестве звука, пока усилитель работает на мощности существенно ниже номинальной. Разница между таким источником питания и мощным стабилизированным блоком питания дорогого усилителя проявляется на больших мощностях, на низкоомной нагрузке или при сигналах с большим динамическим диапазоном, когда важно иметь запас по энергетике питания. Мы, как водится, всюду пробовали двухомную нагрузку, и по большей части испытуемые к ней относились без большой любви.

В недорогих усилителях тактовая частота источника питания часто выбирается 40 кГц и даже ещё ниже. При измерениях у такого устройства уровень шумов становится ниже, поскольку низкочастотный сигнал даёт и меньше наводок, но существенно повышается вероятность появления на выходе помех от комбинационных тонов, это на звуке как раз сказывается. Схема защиты усилителя от нештатных режимов, если по совести, источником экономии служить не должна. А на практике, к большому сожалению, иногда служит. В идеале схема защиты должна защищать сам усилитель от любых нерасчётных режимов (превышения как токов, так и напряжений), а также и акустику от воздействия неисправного усилителя. В некоторых из аппаратов этой ценовой группы защита может быть не очень «умной», по крайней мере, некоторых из них в ходе испытаний спасала только быстродействующая защита на лабораторном блоке питания, на которой производители не экономили.

Третий источник и составная часть экономии – фильтры. Понятно, что аппаратам этой категории вряд ли суждено проявить себя в составе многополосной усилительной системы; главная задача их фильтров – развести сабвуфер с «сателлитами» (то есть с фронтом или тылом – не важно). Для работы в схеме «фронт + тыл» обе пары каналов должны иметь режим ФВЧ, желательно с плавной регулировкой частоты среза, хорошо бы раздельно по каналам фронта и тыла, чтобы оптимально использовать возможности акустики. Если планируется схема «фронт + сабвуфер», как минимум одна пара каналов должна иметь режим ФНЧ плюс – все вышесказанное. Если диапазон регулирования фильтров настолько широкий (до 400 – 500 Гц), что позволит организовать разделение полос между басами и СЧ-ВЧ, то это только приветствуется, мало ли как дальше судьба сложится. Менее всего удобно, когда оба фильтра настроены на фиксированные частоты, хотя в этом случае настройка системы заметно упрощается. То есть щёлкнул выключателями, получил что есть, – и никакой самодеятельности. Правда, немного обидно, поскольку именно за «самодеятельность» наша отрасль и любима.

Другая статья экономии – это басовый регулятор (bass boost). Конечно, регулировка басов на усилителе – это прямое оскорбление для ортодоксальных хай-эндщиков, ну да бог им судья. Специфика нашего с вами «помещения для прослушивания» – это его зашумленность, причём именно в низко- и инфранизкочастотной областях. Получается так, что чем более шумно у вас в салоне, тем более необходим этот самый «буст», так что лучше, когда он есть. Не покупать же для этого эквалайзер? И, конечно, если подъём баса регулируется плавно, это более предпочтительно, чем когда ступеньками, тем более, если ступеньки по 12 – 18 дБ. Из двенадцати «опрошенных» в сегодняшнем тесте четверо не имели «буста» вовсе, и лишь у одного была предусмотрена плавная регулировка. Наличие входов высокого уровня мы, как правило, не относим к числу наиболее важных показателей у усилителя. Для данной ценовой категории акцент несколько смещается, поскольку ясно, что большинство таких усилков судьба соединит с «головами», в которых предусмотрена лишь одна пара выходов. Если усилители задействованы на две пары акустики (фронт и тыл), то подключение по входам высокого уровня позволит вам и в этом случае пользоваться регулятором фейдера, а в случае с сабвуфером – оперативно регулировать его громкость, в зависимости от уровня акустического фона в салоне или иных обстоятельств жизни и культурного отдыха. Неплохо также, когда четырёхканальный усилитель может работать с тремя или двумя входами, причём тут встречаются два разных подхода. Первый – это когда при мостовом включении каналов на каждую пару используется лишь одно гнездо RCA. Второй – это когда обе группы работают в режиме стерео, но может быть подключена лишь одна пара входов (обычно фронт). Так или иначе, это позволяет упростить подключение и обойтись без разветвителей типа Y-adaptor. Такие возможности предусмотрены примерно у половины участников теста. Хорошо, конечно, когда в усилителе предусмотрены линейные выходы для дальнейшего наращивания системы, для бюджетных четырёхканальников это нетипично, но бывает.

Что же, позиции сторон как будто определены. Теперь мы знаем, что нам хотелось бы получить от четырёхканальных усилителей, а что они нам могут (и что не могут) предложить, сейчас поглядим.


Рубрики • тест Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2001
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования