КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Экзотика Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2002  

ТОРМОЗА ПРИДУМАЛ ТРУС

JEEP WRANGLER 4.0L SAHARA EDITION

Андрей ЕЛЮТИН

ПРИСЛОВЬЕ ЭТО В ХОДУ У ДВУХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ. ОДНИ ЕЗДЯТ, В ОСНОВНОМ, НА «ВОЛГАХ». ТАМ ТОРМОЗИ НЕ ТОРМОЗИ — ВСЕ ОДНО ВОВРЕМЯ НЕ ОСТАНОВИШЬСЯ. ДРУГИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЭТОГО ЛОЗУНГА ВЫБИРАЮТ СЕБЕ ТАКОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, КОТОРОЕ И ТОРМОЗИТЬ УМЕЕТ НОРМАЛЬНО, И РАЗГОНЯТЬСЯ ПОТОМ, НАВЕРСТЫВАЯ УПУЩЕННОЕ, ПРОСТО НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ НА НЕКОТОРЫХ МАШИНАХ ТОРМОЗИТЬ БЕЗ ОСТРОЙ НУЖДЫ НЕ ХОЧЕТСЯ...

И к таким машинам, и к таким людям, безусловно, относятся герои сегодняшнего рассказа из серии о необычных установках. Джип «Рэнглер» («Вранглер», как его упорно именуют широкие круги общественности) — машина не самая распространенная. У нас джипом принято считать нечто, размерами и отделкой напоминающее экскурсионный автобус. А «Рэнглер» — джип классический, ведущий совсем короткую родословную от сугубо военного экипажа. Впрочем, об этом у нас было...

За полвека своей истории классический джип изрядно накачал мускулы, отрастил автоматическую трансмиссию, дисковые тормоза (на случай, если за рулем окажется трус), в общем, насчет «всех тех богатств, которые выработало человечество», здесь все в порядке. Но по главным видовым признакам даже четырехлитровый «Рэнглер» остался джипом правоверной формации: огромные колеса, составленные в короткую базу, внутри которой — предельно компактный кузов. Подвеска настолько жесткая, что когда хозяин в своей излюбленной манере преодолевает бугор «лежачего гибэдэдэшника»*, то есть — без признаков трусости и с нетронутой педалью тормоза, его «Рэнглер» перескакивает сразу через два бугра и пространство между ними. Теорема «больше скорость — меньше ям», таким образом, обогащается следствием, распространяемым на бугры.

Столь гармоничное соответствие свойств автомобиля привычкам водителя может только радовать: вещь нашла правильного владельца. Но когда машина прибыла в студию Sound Design на установку музыки, ровно это же вызвало немало проблем. Систему планировалось установить мощную и качественную, а ее и ставить некуда, и компоненты не все столь же равнодушны к полетам на короткие дистанции. Здесь бы похвалить установщиков, но это мы всегда успеем, важнее представляется сейчас не забыть о той завидной цельности характера, которую проявил владелец «Рэнглера». Ничего не бояться — видимо, принцип, применяемый им не только во взаимоотношениях с тормозной педалью. Нельзя втиснуть в салон (багажника-то нет вообще!) сабвуфер требуемого объема и заднее сиденье? Так режьте сиденье! Куда ставить тыловую акустику, если некуда ставить? Да хоть на потолок, лишь бы играло! Ну и так далее.

В результате заднее сиденье действительно порезали. Пополам. Сказанное насчет потолка восприняли буквально, как плодотворную идею, и так и поступили. Здесь, правда, Яков Фомин, руководитель Sound Design, признался: насчет потолка была домашняя заготовка. Наша публикация об установке в таком же точно джипе Юрия Вергилеса («АЗ» №5 — 6/1999) была поднята и критически изучена.

Положение осложнялось тем, что помимо мощности, требовалось и качество звучания, по всем канонам, включая корректную звуковую сцену и детальность в воспроизведении серьезного музыкального материала. На роль источника был присмотрен комплект из головного устройства и чейнджера Nakamichi, а эти аппараты, как известно, довольно нежные в смысле вибростойкости. И если с головным блоком сделать нельзя было ничего, то с чейнджером удалось найти оптимальное решение. Music Bank установлен в подлокотнике, по существу — в центре масс машины, где сотрясения по всем законам механики минимальны. Кроме того, при установке подбирали величину «заглубления» чейнджера в подлокотник, так, чтобы при минимальной высоте всего узла на пределе вытяжки подвеса не происходило соударения транспорта с тоннелем трансмиссии. Это был увлекательный этап работы: с тест-драйвом «по кочкам» после каждой регулировки опор.

«Голова» Nakamichi в приборной панели сблокирована с кроссовером-эквалайзером AudioControl THREE.1. Здесь сигнал корректируется и делится на сабвуферный и остальной.

«Остальной» идет на входы шестиканального Steg SLX6080. Его каналы работают каждый на свою головку. Мидбасы в дверях — Boston Pro 6.5, среднечастотники — 4-дюймовые SoundStream Exact, пищалки — великолепные Lotus by Seas.

Поканальное усиление и отменный выбор усилителя и головок для успеха всего предприятия значат много, но не все. Тут еще вопрос расположения и ориентации излучателей. Крайслеровские джипы — это не их легковые собратья. В Dodge Stratus до лобового стекла рукой не дотянешься, ставь акустику на здоровье, все будет тип-топ. А здесь почти вертикальное лобовое стекло почти перед носом, и все попытки сделать неперекошенную сцену излучателями в приборной панели и дверях потерпели фиаско. Решили пойти по трудному, но наиболее правильному пути — установить среднечастотники в кикпанелях. Решили, легко сказать. В «Рэнглере» кикпанелей как таковых почти что и нет: между обивками и крыльями места — только на жгуты проводов. Тут пришло решение совершенно не стереотипное, можно сказать — уникальное. Слева от педалей была опора для ноги, мало задействованной в процессе управления автомобилем с автокоробкой. Такие опоры, на американском жаргоне — dumb pedal («тупая педаль»), принято делать на машинах, предназначенных для энергичного передвижения по местности и на небольшой высоте над ней. То есть — наш случай. Вот эту подробность и решили, впервые, кажется, в истории инсталляции, применить как элемент акустического оформления. Это уже похвала установщикам, было же говорено, что придет время...

«Тупую педаль», сначала — левую, а потом, симметрично, и правую, сделали в виде закрытых ящиков. Верхняя наклонная стенка — под ногу. Вертикальная, смотрящая в салон, — для среднечастотной головки. Сами головки, между прочим, установлены не в плоскости вертикальной стенки, а с существенным наклоном оси назад и вверх, так что оси излучения пересекаются примерно на высоте 30 см над подлокотником (где чейнджер, помните). С таким расположением среднечастотников можно было уже рассчитывать получить хорошую локализацию, при условии верного выбора частот раздела. Собственно, потому и была выбрана головка Exact: эти 4-дюймовые излучатели работают с большой отдачей и очень ровной АЧХ до 5 — 6 кГц. Только выше этой отметки в дело вступают пищалки, поэтому вся полоса частот, где существенны фазовые и временные характеристики, отыгрывается из кикпанелей, с минимальной разностью хода звуковой волны. Пищалки Lotus в такой конфигурации работают не напрягаясь, далеко от своей резонансной частоты и там, где на локализацию влияет уже не время прихода волны, а ее интенсивность, — этот вопрос решается путем выбора оптимальной ориентации осей пищалок.

Басовая часть системы — еще одна песнь отважным. Заднее сиденье «Рэнглера» действительно уполовинили. Теперь это — одноместное сиденье, расположившееся, как карбюратор V-образного двигателя, в «развале» блоков сабвуфера. Основное назначение сабвуферов, естественно, обеспечить басом водителя и пассажира на переднем сиденье, из-за этого и был установлен THREE.1 — там отменный басовый фильтр, 4-го порядка, Линквиц — Райли, все как положено. Достаточно низкая частота раздела вместе с высокой крутизной фильтра и полным отсутствием призвуков корпуса, что часто сводит на нет все усилия установщиков по устранению эффекта «заднего баса», свое предназначение выполнили: «стреляющие» прямо в спину сабвуферы совершенно не локализуются — бас кажется сходящим с лобового стекла.

Скромное пространство позади кресла почетного пассажира отдано усилителям. Шестиканальный работает на фронт обычным порядком, а четырехканальный — на тыл и сабвуферы необычным. Головки, которыми снаряжен

V-образный сабвуфер — 2-омные Boston 10.5LF. Их обмотки соединены последовательно и подключены к двум каналам Steg SLX 4100, включенным мостом. Так что нагрузка у усилителя получилась нормальная, без особой жестокости. Два оставшихся канала работают на «потолочный» тыл.

Замышляя такую архитектуру, интересы пассажира, которому досталось «центровое» заднее кресло, не учитывали. Поэтому для самих установщиков стало неожиданностью, что звук на этом месте в салоне получился более чем завидный. Сабвуферы басят вперед, поэтому эффекта прямого излучения «в голову» не наблюдается (до разумных уровней громкости), а прямо над головой почетного пассажира разместилась акустика, которая для передних седоков — тыловая. Это — установленная в стеклопластиковые боксы пара коаксиалов Sound Stream Exact 6.2, с отдельными кроссоверами. Мидбасы и среднечастотники фронтальной акустики оказываются для заднего пассажира экранированными спинками передних сидений, поэтому источники звука, по существу, точечные. А фронтальные пищалки, находящиеся в прямой видимости, добавляют «воздуха» для заднего пассажира, так что жаловаться ему (или ей), право слово, не на что. Разве что на то, что летает «Рэнглер» по-прежнему довольно низко...

* Считаю, что укоренившееся у нас название этого варварского устройства «лежачий полицейский» непатриотично, а главное — несправедливо по отношению к органам охраны правопорядка в странах Запада. Тамошние-то полицейские годны не только на то, чтобы валяться поперек дороги. Там, кстати, это называется speed bump.

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ САЛОНА ПЕСОЧНО-ЗЕЛЕНУЮ ТЕМУ SAHARA EDITION COХРАНИЛИ, ХОТЯ МАТЕРИАЛ НА МНОГИХ ЭЛЕМЕНТАХ УСТАНОВКИ НОВЫЙ.

ВЕРХНЕЧАСТОТНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ — LOTUS BY SEAS.

В ТРАДИЦИОННОМ ДЛЯ «КРАЙСЛЕРОВ» ГНЕЗДЕ 1,5DIN ПОМЕСТИЛОСЬ И ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО, И ПОЛУДИНОВЫЙ КРОССОВЕР-ЭКВАЛАЙЗЕР.

ЧЕЙНДЖЕР УСТАНОВЛЕН ВЕРТИКАЛЬНО В ЗАНОВО ИЗГОТОВЛЕННОМ ПОДЛОКОТНИКЕ.

ТЫЛОВАЯ АКУСТИКА (ОНА ЖЕ — ФРОНТАЛЬНАЯ ДЛЯ ОБИТАТЕЛЯ ТРОНА) — НА ПОТОЛКЕ, ГДЕ ЖЕ ЕЩЕ...

ГВОЗДЬ УСТАНОВКИ: СРЕДНЕЧАСТОТНЫЕ ИЗЛУЧАТЕЛИ В ПОДСТАВКАХ ДЛЯ НОГ.

ДЛЯ УСТАНОВКИ МИДБАСОВ В ДВЕРИ ПРИШЛОСЬ ЗАМЕНИТЬ СТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ.

УРЕЗАННОЕ ВПОЛОВИНУ ЗАДНЕЕ СИДЕНЬЕ БОЛЬШЕ НАПОМИНАЕТ ТРОН.

ПО СТОРОНАМ УСИЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА — ОТСЕКИ СИЛОВОЙ АРМАТУРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ.

ТО НЕМНОГОЕ, ЧТО ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬ В «РЭНГЛЕРЕ» ФУНКЦИИ БАГАЖНИКА, ОТДАНО УСИЛИТЕЛЯМ.

Рубрики • Экзотика Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования