КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Одноклассники Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2002  

ПРО ЛЮБОВЬ И ЕВРОПУ

сабвуферы 10 дюймов по цене от 80 до 120 у.е.

Пётр ХОХЛОВ

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ САБВУФЕРЫ? ЗА ТО, ЧТО ОНИ ВОСПРОИЗВОДЯТ БАСЫ? ДА ПОМИЛУЙТЕ, ЭТО ЖЕ ИХ ПРЯМЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. ЗА ЭТО ПЛАТЯТ. ЛЮБЯТ ЗА ДРУГОЕ. МУЖЧИНА, КАК ИЗВЕСТНО, ПОНАЧАЛУ ЛЮБИТ ГЛАЗАМИ, И МНОГИЕ ИЗ НАС (В СМЫСЛЕ ВСЕХ НАС) ИСПЫТЫВАЮТ ЗДОРОВОЕ И ОБЪЯСНИМОЕ ВОЛНЕНИЕ ОТ ОДНОГО ВИДА ЛИТЫХ КОРПУСОВ, ДЮЙМОВОЙ ШИРИНЫ ГОФРОВ ПОДВЕСА И ЗАТЕЙЛИВОЙ ФОРМЫ ДИФФУЗОРОВ ЭТИХ «БАС-БОМБ».

Особенно популярны такие конструкции за океаном, что имеет свои аналогии и за пределами car audio. Европейским изготовителям, конечно, тоже есть что показать, мода в car audio в значительной мере интернациональна, но здесь как-то больше в ходу сдержанность и целесообразность. Литой диффузородержатель (сиречь корзина), вне сомнения, штука полезная, но по большей части там, где бушуют очень серьёзные мощности, в частности, в эспиэльных головках, без него никуда. Однако и грамотно выполненная штамповка может обеспечить нужную жёсткость конструкции, при этом сокращая производственные издержки и позволяя удержать стоимость конечного продукта в гуманных пределах. Гофр шестого (на глаз) размера вне конкуренции там, где требуется очень большой ход диффузора, но линейность возвращающей силы в этом случае обеспечить уже труднее. Немаловажно и то, что такой жёсткий подвес (и центрирующая шайба) обязательно подразумевают тяжёлую подвижную систему, соответственно, невысокую чувствительность, и, опять же, запредельные подводимые мощности. То есть то, что надо для соревнований по SPL. Ну, а если не на публику, а для себя и в какой-то момент не глазами, а по-женски, ушами?

Герои сегодняшнего отчета о проделанной работе — недорогие сабвуферные головки калибром 10 дюймов. В спорте «десятки» применяются неохотно, а в спорте высших достижений — так и вовсе никогда, там разбивка участников на подгруппы происходит в зависимости от количества головок, так что там правят 15-дюймовые монстры. В выбранной нами ценовой категории о спортивных разработках речи не идёт. Здесь все несколько проще и, можно сказать, целесообразней, если сообразовываться с целью обеспечить достаточно мощный бас в относительно компактном оформлении и за разумные деньги. Однако по ряду причин именно эта категория сабвуферных головок может претендовать на лавры музыкальных лауреатов. Отчасти как раз потому, что к спорту их не готовили. А отчасти — потому что при производстве полной гаммы сабвуферов одной марки «десятки» оказываются в выигрышном положении. Им, для сокращения номенклатуры комплектующих, часто достаются магнитные системы от 12-дюймовых тёзок. В результате у 10-дюймовых головок, как правило, более низкая полная добротность, и в оптимальном акустическом оформлении получается сильно демпфированная, с великолепными импульсными характеристиками «музыкальная» басовая система. Способная развить достаточное, хотя и не смертельное, но звуковое давление.

Групповой портрет «одноклассников» представляется таким. Диффузородержатель, как правило, штампованный из толстого (или же очень толстого) стального листа, хотя и встретилась пара отступлений от этого правила. Диффузоры по большей части имеют классическую коническую форму (исключение одно), хотя материалы разные. Магниты не чудовищных размеров, но пропорционально калибру — крупнее, чем у аналога из ряда 12-дюймовых. Звуковые катушки — в большинстве случаев стандартного, двухдюймового диаметра, а ход диффузора относительно скромный, примерно, 6 — 8 мм. Напомню, что, задавая параметр «максимальный ход диффузора», изготовитель обычно имеет в виду ход, ограниченный линейностью, а не смещение, которое допускается подвесом. Вычисляется он как полуразность длины звуковой катушки и высоты полюсного наконечника, то есть в предположении, что магнитный поток через витки катушки будет оставаться постоянным. На деле магнитный поток в крайних положениях все же несколько снижается, и идеальной линейности никто гарантировать не может. Впрочем, об идеале в акустике (и не только) всерьез говорить не принято, для этого есть стиральные порошки.

При относительно небольшом ходе диффузора вполне хватает подвеса (он у всех резиновый) с диаметром образующей гофра от 14 до 19 мм. При этом площадь излучающей поверхности остается довольно большой, и это создает предпосылки для высокой чувствительности. Отпадает необходимость в установке центрирующих шайб «хитрой» формы, плоские шайбы с регулярным гофром вполне справляются со своими задачами. Жёсткость подвеса (и шайбы) не слишком высокая, соответственно, нет нужды утяжелять подвижную систему — в пределах сегодняшнего теста масса «подвижки» не достигала 100 г (сравните эту цифру с рекордным показателем 400 г для «пятнашек»), а это — ещё один вклад в чувствительность, самый, пожалуй, важный. Шайба магнитной системы в современных сабвуферах повсеместно изготавливается с внутренней кольцевой проточкой, предохраняющей от повреждения звуковую катушку. На её присутствие указывает характерный конический прилив на внешней поверхности шайбы. Также все головки без исключения имеют осевое отверстие в торцевой шайбе, позволяющее уменьшить вязкое сопротивление воздуха при его продувании через магнитный зазор, а заодно и улучшающий охлаждение катушки. Этим, впрочем, нынче никого не удивишь, учитывая, что подобные отверстия делаются даже в компонентных мидбасах. У всех участников теста отверстия сравнительно небольшого диаметра, из соображений компактности мощной магнитной системы, поэтому на больших мощностях они генерируют струйный шум (шипение воздуха), которое, однако, можно услышать только в случае монтажа головки магнитом наружу. Разумеется, никаких дополнительных окошек охлаждения в корпусах сегодняшних «одноклассников» обнаружено не было — мощности не те. Все сабы (за одним исключением) снабжены мягкими уплотнительными кольцами на передней поверхности обода диффузородержателя. На первый взгляд, учитывая повсеместную практику установки головок в ящик «снаружи», функция этих колец чисто декоративная, но не надо забывать, что они дополнительно усиливают крепление подвеса (гофра) к ободу корпуса.

По принятой у нас в последнее время методе оценка сабвуферов производится по пяти показателям. Качество исполнения и конструкции, нелинейные искажения — это должно быть понятно.

Форма АЧХ (с учётом акустики салона) и компактность оформления оцениваются на основе моделирования по измеренным параметрам Тиля — Смолла. Мы их приводим в отдельной табличке вместе с характеристиками, заявленными изготовителем, если он (изготовитель) нашёл нужным что-либо заявить. Если нашёл, а пуще того дал свои рекомендации по акустическому оформлению, моделируем и «заводской» вариант. Часто советы оказываются очень разумными. Иногда, правда, для определенных условий, о которых в инструкции ни слова, так что здесь вы будьте внимательнее.

Отдельно мы даем лучший по вариантам акустического оформления показатель нижней граничной частоты, посильной сабвуферу с учетом акустики салона. Здесь, похоже, всё ясно: чем ниже, тем лучше. Но при пристальном взгляде вы не сможете не заметить: у большинства участников этот показатель лежит за пределами слышимого диапазона. Казалось бы, какая разница, 8 или 18 Гц, если существенная звуковая информация начинается как минимум на октаву выше большего из этих двух значений? Разница есть: сабвуфер (любой) — это акустический фильтр верхних частот, фазовая характеристика и групповое время задержки которого сказывается намного выше частоты среза такого фильтра. Так что чем ниже, тем все же лучше, хотя вроде бы и не слышно.

Пятый показатель — максимальное звуковое давление, определяется соотношением двух параметров: опорной чувствительности (не зависящей, напомним, от акустического оформления) и максимальной (RMS) мощности. Бывает так, что мощность у головки низкая, а чувствительность высокая либо (что чаще) наоборот. Ну, а нас в конечном счете интересует результат, то есть достижимое звуковое давление, на которое мы вправе рассчитывать, не рискуя своим 10-дюймовым имуществом.

Собственно, таковы общие закономерности великого чувства любви к сабвуферам. Переходим к частностям, это всегда самое интересное...

Boss RD-10C • MacAudio Mac Fire 250 • Audio Art 10SW • Ultimate PS 10 • Earthquake SSB-10DV
Phoenix Gold Tantrum 10 • RCF W250 • МЁД & ДЁГОТЬ
Рубрики • Одноклассники Журнал "Автозвук" •  № 6 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования