КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Одноклассники Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2002  

САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ФУТ

Сабвуферы 12 дюймов по цене от 100 до 150 у.е.

Что тяжелее — килограмм железа или килограмм пуха?
Детская загадка

Марк ГАСАНОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

ПЕРЕФРАЗИРУЯ ВСЕМ ИЗВЕСТНУЮ ЗАГАДКУ, МОЖНО СПРОСИТЬ: ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ — ФУТ КИРПИЧА ИЛИ ФУТ САБВУФЕРА? ДАВАЙТЕ СМОТРЕТЬ. КИРПИЧ (А ОН НЕМНОГО КОРОЧЕ ФУТА) ВЕСИТ ДВА КИЛО С КОПЕЙКАМИ, ОГНЕУПОРНЫЙ ТЯНЕТ НА ЧЕТЫРЕ. СРЕДИ ГЕРОЕВ НАШЕГО СЕГОДНЯШНЕГО ТЕСТА ВСТРЕЧАЮТСЯ ЭКЗЕМПЛЯРЫ ВЕСОМ ПОБОЛЕ ПЯТИ КИЛ, ТАК ЧТО КИРПИЧ ОТДЫХАЕТ...

Самое интересное, что эстрадные, к примеру, басовые головки калибром и 12, и даже 18 дюймов при мощности до киловатта иной раз гораздо легче «наших». Почему так получается, писано уже было не однажды, но лишний раз напомнить никогда не вредно. Главная причина одна — простая и очевидная. «Наши» басовые головки, обозначаемые как сабвуферы, в отличие от «не наших», не должны требовать для своей деятельности оформления размером с двустворчатый холодильник Westfrost. Чтобы большая головка уживалась в компактном ящике, подвес у неё должен быть жёстким. Но ведь это басовик, и, значит, частота резонанса должна быть соответствующая. Выход один — тяжёлая подвижная система. Чтобы при тяжёлой подвижке обеспечить сносную (не высокую, по домашне-эстрадным меркам — об этом нет и речи) чувствительность, нужен магнит с большой индукцией и соответствующих размеров. Мощность тоже требуется? Тогда растёт магнитный зазор, и это опять требует увеличения мощности магнита. Наконец, чтобы удержать стабильную геометрию в системе с большой движущейся массой, нужны жёсткие корпуса, чаще всего литые. Так наши басовики всё чаще походят на изделия Тяжпрома на вполне объяснимых основаниях. Кроме того, как в известном анекдоте, это просто красиво...

Есть, конечно, и не столь затратный путь. Подвес можно сделать не таким жёстким, тогда необходимость в тяжёлой подвижке и очень мощном магните отпадает, магнитный зазор тоже может быть более узким, а вся конструкция становится уже «легче кирпича». Конечно, запредельную подводимую мощность в таком случае рассеивать уже не удастся, и рекордных звуковых давлений тоже не достичь. Но ведь не каждому это и нужно, в среднебюджетных моделях (которые подобрались в первой части нашего теста) такое решение представляется вполне оправданным. Но, как бы там ни было, максимально достижимое звуковое давление для среднестатистического «фута» всё равно выше, чем у средней «десятки», к примеру, и это правильно — для того их и берут, двенадцатидюймовые сабвуферы. Кстати, балльная оценка максимального давления для каждого калибра у нас своя, поэтому не удивляйтесь, что один и тот же показатель, который в «десятках» получал восемь баллов, для «двенашки» может потянуть лишь на семь. Правда, тут будет нелишне подчеркнуть, что величина этого комплексного показателя зависит не только от чувствительности, но и от максимальной мощности, а последний параметр — единственный (в силу определения), который нельзя измерить неразрушающими методами. Так что надо иметь в виду некоторый виртуальный допуск на добросовестность составителей спецификации.

Как обычно, очень мало попадается образцов, заслуживающих предельно высокой или заметно сниженной оценки за конструкцию и исполнение. С одной стороны, пытливый взгляд эксперта всегда найдёт, к чему придраться — было бы желание. У кого-то центральный колпачок оказался вклеен чуть криво, у другого заметно выступили излишки клея. Контакты под клеммы «лопаточки» не дают морального права выставить 9 баллов, так же, как и подозрительно короткие подводящие проводники. А бывает и так, что винтовые зажимы какие надо, но расположены слишком близко один к другому, и закручивать их одно мучение. Но с другой стороны — качество изготовления и сборки товарных образцов просто обязано быть достаточно высоким, иначе трудности с реализацией неизбежны. В сегодняшнем случае участники по этому показателю выступили так, что грубых огрехов не было ни у кого, хотя и кристально чистых тоже не нашлось. Здесь «одноклассники» получили близкие оценки, но получили (и недополучили) за разное, там дальше всё сказано.

Прогресс в конструкциях сабвуферных головок мало заметен стороннему наблюдателю, но для нас с вами он почти как на ладони. Давно уже ставшие привычными вентиляционные отверстия в шайбах магнитной системы по историческим меркам появились не так уж и давно. Ещё позже возникли отверстия в основании конуса диффузора, которые служат той же цели. Кстати, центральные отверстия породили дополнительную проблему, связанную с шипением проходящего через них воздуха. Конечно, чем отверстия шире, тем меньше звуковых эффектов, но зато более расточительно расходуется полезный магнитный поток. Уменьшить призвуки помогают раструбы вокруг центральных отверстий, на манер тех закруглений на краях фазоинверторов. А у одного героя вентиляционное отверстие — вообще «хай-тек»: с крыльчаткой, подавляющей шумы и улучшающей охлаждение одновременно. Изнутри шайбы магнитной системы почти повсеместно делаются с кольцевыми проточками, спасающими звуковую катушку от повреждения в результате удара. Так что шайба давно уже перестала быть шайбой в исходном понимании этого слова, и правильнее называть её замыкающим элементом магнитной системы. Для простоты я буду всё же пользоваться традиционным «шайба» — понятно ведь, о чём тут речь. В мощных головках стали уже обычными окошки в корпусе, расположенные ниже центрирующей шайбы. Вот они точно способствуют «выдуванию» тепла из магнитного зазора.

После перегрева катушки в числе главных причин ухода в иной мир басовых динамиков — либо обрыв подводящих проводов, либо облом катушки в точке соединения её с этими проводами. Провода крепят к пружинным лепесткам, или их прокладывают таким хитрым образом, что они подвергаются кручению, а не изгибу при движении диффузора. Вероятно, самый надёжный способ, позволяющий избавиться ещё и от нежелательных вибраций, это прошивка проводов через центрирующую шайбу. Кстати, встречающиеся в некоторых конструкциях преднапряжённые (вогнутые) центрирующие шайбы в пределах нынешнего теста обнаружены не были, поэтому и говорить о них не будем. Кажется, найден способ, как совладать и с обломом катушки по стыку с проводом. Провода охватывают каркас звуковой катушки и приклеиваются по окружности, так что опасные нагрузки на обмотку уже не действуют. Ещё одной опасности подвергаются края диффузора в случае инерционного движения за пределы, допускаемые гофром подвеса. Чтобы этого не допустить, подвес делают шире, до 35 мм, но не надо забывать, что при этом приносится в жертву эффективная (излучающая) площадь диффузора. Ну, с корпусами всё понятно — литые крепче, тяжелее и дороже, стало быть, во многих случаях не без успеха обходятся и штамповкой. Тем более что штамповка иной раз бывает такая, что о-го-го. Но об этом — в своё время. Время, кстати, пошло...

 

Boss RD-12C • Bazooka EL1204 • Kicker COMP 12 • MTX T6124 • Phantom F-12’’ • Cerwin-Vega! HED12DVC • Boston Generator GS 1200 • Audiobahn AW1200X • Power Acoustik SQ-12 • RCF W300 • МЁД & ДЁГОТЬ

Рубрики • Одноклассники Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования