КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковёр! с докладом Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2002  

...что должно быть

PHOENIX GOLD TITANIUM DEQ COMP

Константин ЛУШЕНКОВ

ГОД С НЕБОЛЬШИМ НАЗАД В КОЛОНКЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА БЫЛО СКАЗАНО: «НЕДАЛЕК ТОТ ДЕНЬ, КОГДА CAR AUDIO НАЧНЕТ СЕБЯ ВЕСТИ, КАК ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА». КОНЕЦ, КАК ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ, ЦИТАТЫ. ТАК ЧТО НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО ВАС НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ.

По большому-то счёту, не требовалось дара Нострадамуса, чтобы сделать такой прогноз. Всё в XXI веке или управляется от компьютера, или имеет его внутри, или и то и другое. Однако до сих пор по-настоящему высокие технологии в автомобильной аудиотехнике почему-то останавливались на задней стенке головного устройства. Там, внутри, были логические блоки, меню, начинающие напоминать компьютерные, и всякое такое. Даже кнопка reset. Дальше же начинался сплошной консерватизм и ретроградство. Движки, рукоятки, переключатели и кнопки - всё то, от чего мы отвыкаем в бытовой, а уж тем более - профессиональной технике. И вот появилось устройство, ломающее стереотипы.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Ящик, конечно, не чёрный, а титановый, как вся аппаратура одноимённой серии PG. Термин же «чёрный ящик» пришёл из вполне уместной в контексте обсуждаемого аппарата области - кибернетики. Там так называется устройство (часто воображаемое), у которого есть вход и выход и неизвестно, что внутри. Можно подавать что-нибудь на вход, смотреть, что появляется на выходе, и гадать на научной основе о содержимом и алгоритмах работы загадочного аппарата. В этом смысле Phoenix Gold Titanium DEQ Competition (для друзей - коротко, TiDEQ) приближается к кибернетической абстракции вплотную. На торцевой стенке - два входных RCA-разъёма и два выходных. Остальное - колодки питания, управления внешними устройствами (о них отдельно, идея, надо сказать, выдающаяся) и два откровенно компьютерных разъёма: DB-25 (как на принтер) и DB-9 (как на модем, RS-232, короче). Количество органов управления равно нулю. Строго нулю. Совсем.

При этом несложные расчёты (на листке бумаги, без компьютера) показывают: для того, чтобы реализовать возможности TiDEQ при помощи традиционных органов управления, одних плавных регуляторов понадобилось бы существенно за сотню. Плюс с десяток кнопок и переключателей. Не говоря уже о том, какие размеры приобрёл бы такой аппарат и какова была бы его надёжность при таком количестве переменных резисторов и контактов, управление им было бы немыслимым испытанием для любого нормального человека. А пусть даже и не совсем нормального, будем самокритичны.

Как получен такой результат? Пожалуйста, вот всё записано. В составе аппарата под названием TiDEQ (которое, кстати, нигде в описании не определяется, TiDEQ и всё, лишь на боку упаковочной коробки написано «Digital Graphic Equalizer», да и это соответствует действительности лишь частично) объединены четыре совершенно независимых устройства, все управляемые, вернее - программируемые с компьютера, причём все четыре повторены четыре раза. Есть о чём поговорить, верно? Вот и пойдем по порядку:

ГРАФИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР

Здесь коробка права. Действительно, есть раздельный для двух каналов графический 30-полосный эквалайзер, да ещё какой! Присоединив TiDEQ к компьютеру (по RS-232) и установив на компе прилагаемое к TiDEQ программное обеспечение (ставится молниеносно и без лишних вопросов), получаем графический интерфейс с шестьюдесятью нарисованными движками и полем для графика ожидаемой АЧХ. Перемещая мышью, как в любом аудиософте, движки, корректируем АЧХ, причём в нижней части экрана появляется кривая, соответствующая положению движков. Разного цвета для разных каналов. Кликнув на нужную нарисованную кнопку, движки в каналах можно «сцепить», тогда регулировки будут происходить одновременно в правом и левом каналах.

Интересная особенность регуляторов, внушающая уважение к разработчикам: диапазон подъёма-ослабления в каждой полосе поделен между «вверх» и «вниз» не поровну. Максимальное усиление +6 дБ, а ослабление -18, и это совершенно правильно и корректно: вытаскивать появившиеся по той или иной причине глубокие провалы на АЧХ - дурная практика. Это значит одновременно с коррекцией АЧХ нагонять в исправляемую полосу и шумов и искажений. А вот «гасить» резкие всплески означает одновременно и снижать помехи в этой полосе частот. Профессионалы это знают давно и хорошо и стремятся работать эквалайзерами по возможности «в минус». В конструкторском департаменте PG это, стало быть, знают не хуже. Установив требуемое сочетание положений движков, можно отправить информацию на TiDEQ, и его АЧХ станет такой, как на экране интерфейса. Можно, кстати, сделать так, что данные на порт TiDEQ станут отправляться немедленно, после каждого изменения положения регуляторов, это как пожелаем. Теперь после отсоединения от компьютера TiDEQ сохранит установленные регулировки. Сохранит их он и после полного отключения питания (проверяли). Элементарно? Как бы не так.

Графический эквалайзер в составе TiDEQ уникален абсолютно. Для каждой из тридцати полос в каждом из двух каналов выбирается не только усиление-ослабление, но и ширина полосы. Причём для каждого из 60 движков независимо и в очень широком диапазоне: от полной до 1/12 октавы. Вводить требуемую ширину полосы можно либо так - 1 октава, 1/2, 1/3 и т.д., либо напрямую в единицах добротности, от 1 до 17. Регулировочные возможности получаются беспрецедентные, что тут говорить. Даже если бы это было всё. Но это ещё не всё...

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР

Да, если перейти в другое окно интерфейса, то там обнаружится ещё один эквалайзер. Классический параметрик, по три частотных полосы на канал (выбираемые во всём звуковом диапазоне с точностью до 1 Гц), с таким же, как у «графика», диапазоном усиления-ослабления и ещё более широким диапазоном полосы коррекции, до 1/18 октавы. Параметрическим зквалайзером можно окончательно и насмерть ликвидировать любую, сколь угодно узкую «шпильку» на АЧХ, которая увернулась от графического корректора, попав, например, ровно между центрами третьоктавных полос. Хотя, чтобы попасть между 800 и 1000 Гц, да ещё там поместиться, дефекту АЧХ надо будет здорово прицелиться. Вот если вдруг это случится, параметрик не оставляет незваному гостю никаких шансов на выживание. Теперь всё, что ли? Ну нет...

ПРОГРАММИРУЕМЫЕ ФИЛЬТРЫ

В этом же экране интерфейса наверху находятся окна настройки фильтров, опять, разумеется, совершенно независимые по каналам. Если установить частоту среза ФВЧ 22 Гц, а ФНЧ -20 кГц, фильтры отключатся. Если хотя бы 23 и 19999 Гц - подключатся. Для каждого из фильтров можно задать частоту до герца и выбрать одно из двух значений крутизны характеристики: 12 или 24 дБ/окт. Зачем это, спросите, ведь кроссовером «чёрный ящик» работать не может по определению, выход у него один? А вот зачем: во-первых, ФВЧ с таким диапазоном частот настройки и такой крутизной может и должен стать «сабсоником» в грамотной системе. ФНЧ, настроенный на верхнюю граничную частоту системы, скажем, 19,5 кГц, тоже может принести некую пользу, хотя и не столь очевидную. Существует неплохо обоснованное ещё лет двадцать назад мнение, что для снижения переходных искажений в транзисторных усилителях надо их полосу пропускания стремиться делать как можно шире, далеко за пределы звукового диапазона, а спектр входного сигнала как раз ограничивать, не пуская на вход ничего выше 20 кГц, потому что это - от лукавого. В этом смысле присутствие «ультразвукового» фильтра уже небесполезно (а если окажется или покажется, что бесполезно, так выключите, он же не гвоздями прибит).

Но у программируемых фильтров есть и другое назначение, оно связано с многовариантностью настройки TiDEQ, и об этом отдельно и потом, так и назовём: варианты. А сейчас вот ещё что:

ВРЕМЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ

Временная коррекция для сигналов, проходящих по правому и левому каналам, - предмет наиболее рьяных дискуссий в высших сферах car audio. У такого способа формирования симметричной и равномерной звуковой сцены есть ярые противники и верные защитники. Последние утверждают, что без временной коррекции сделать аудиосистему мирового, чемпионского уровня в принципе невозможно. Первые пытаются этот тезис опровергнуть. В чём одни и другие, однако, сходятся немедленно, так это в том, что никаким способом нельзя настроить совместную работу сабвуфера сзади и фронтальной акустики впереди так, как это можно сделать с помощью временной коррекции. То есть прямо и непосредственно вводя задержку между появлением сигнала от фронта и от сабвуфера на время пролета звука по машине от кормы к носу.

Система временной коррекции TiDEQ способна примирить и тех и других, да ещё и добавить к ним бойцов SPL-фронта, у которых к временной коррекции свои требования.

В окошках экрана интерфейса можно задать отдельно по каналам время задержки в любых мыслимых единицах с немедленным пересчетом в остальные. Например, в миллисекундах, и тогда появится то, какому расстоянию в метрах это соответствует, или наоборот, сразу в метрах или дурацких дюймах, если уж вы так к ним привыкли. Максимальное время задержки равно 0,1 секунды, что соответствует расстоянию от сабвуфера до фронтальной акустики 34 метра. Для наиболее распространённых у нас автомобилей должно вроде бы хватить. Точность установки в описании не оговаривается. Опытным путём удалось определить: 20 микросекунд, то есть 7 миллиметров. Треть диаметра пищалки.

ВАРИАНТЫ

Всё, о чём говорилось до этого, повторено в TiDEQ в четырех независимых экземплярах. Настройки графического и параметрического эквалайзеров, фильтров, временных задержек и общего регулятора громкости TiDEQ относит к одному из четырёх вариантов настройки и запоминает в пакете, все сразу. Варианты названы SQ, RTA, SPL и User. Здесь прямой прицел на соревнования, которые остаются неким эталоном настройки системы. В режиме RTA можно вывести АЧХ системы так, что максимальная оценка будет в кармане автоматически, без вариантов. Переключившись в SQ, переходим к найденной бессонными ночами (как минимум одной, перед самыми соревнованиями) волшебной настройке, когда всё - и тональный баланс, и звуковая сцена, причём и справа, и слева - становятся наилучшими. Потом это оценят специально обученные люди. Для себя же, любимого, можно запрограммировать отдельный вариант, может быть, не соответствующий спортивному канону, но в данном случае на это наплевать, уплочено. Эта настройка так и называется, User. Вариант настройки SPL это ясно что - усиление в максимум, эквалайзерами выводится та частота, которую заранее определили как «боевую», остальные глушатся фильтрами. Опытный спортсмен здесь спросит: как, мол, так, одна и та же система и на SQ, и на SPL? Ну, во-первых, бывает и так, а при таких запрограммированных настройках это уже не одна и та же система. Но можно пойти и дальше, у TiDEQ всё под контролем...

КОНТРОЛЬ

Одна из контактных колодок на корпусе TiDEQ называется Trigger Output. На ней четыре контакта, обозначенных, как и четыре варианта настройки: SQ, SPL, RTA и User. При переключении TiDEQ в один из этих вариантов одновременно с запрограммированными настройками одноимённый контакт соединяется с общим проводом. Значит, с помощью несложной релейной электрики можно перекоммутировать систему для разных применений. Например, контакт «SPL» может отключать фронтальный усилитель, включать специальный «эспиэльный», подключать дополнительный аккумулятор, да бог весть что можно еще придумать. Важно, что такая возможность есть.

Как переходить от одной настройки к другой? Не с компьютера же, в самом деле? Для этого есть единственная во всей системе кнопка. Чистота принципов тут не пострадала: кнопка расположена не на корпусе TiDEQ, а отдельно, на маленьком пультике, соединённом с основным блоком проводом типа телефонного. Рядом с кнопкой четыре светодиода (голубых, разумеется, это для PG святое), служащих индикаторами включённого режима. А переход от одного к другому - последовательным нажатием на кнопочку, чего проще.

РАСШИРЕНИЕ

У нас остались два неиспользованных разъёма на корпусе. Непорядок, и связано это с тем, что TiDEQ как таковой допускает расширение своих возможностей (куда, спрашивается, ведь то, что есть, способно избавить взрослого мужчину от проблемы досуга на год, не меньше). Тем не менее: больший из компьютерных разъёмов предназначен для выносного блока индикации, которого мы не видели, а раз так, то и не будем предполагать, что на нём индицируется. Про одно можем сказать: если ко второму не использованному до сих пор разъёму - колодке «Sensor input» - окажутся подключены датчики состояния компонентов аудиосистемы (до 6 общей численностью), то на дисплей, помимо прочего, будет выведена и эта информация.

КАК ЖИТЬ БУДЕМ?

В смысле, как реально эксплуатировать прибор, который без подключенного к нему компьютера совершенно невосприимчив ни к каким стимулам, кроме перебора вариантов настройки (которые надо было заранее запрограммировать, в состоянии поставки они все «нулевые»). Ответ очевиден: с помощью компьютера. Аргумент, что в процессе настройки аудиосистемы компьютер может отсутствовать, не принимается. Систему такого уровня, для которого предназначен TiDEQ, никто и никогда без компьютера всё равно настраивать бы не взялся. Известно, что без снятия частотной характеристики по звуковому давлению в салоне крутить графический, а тем более параметрический эквалайзер - пустое занятие. Значит, компьютер уже при деле: наиболее профессиональные звукомерные системы построены именно на этой базе. Осознавая это, создатели TiDEQ предусмотрели в нём вообще удивительную функцию. В режиме программирования АЧХ можно с компьютера загрузить в TiDEQ данные, полученные при измерении АЧХ в формате, используемом системой PCRTA фирмы Linear X. Тогда все движки графического эквалайзера сами встанут в положения, наилучшим образом компенсирующие неравномерность АЧХ. Это будет первым приближением к идеалу: в таком режиме эквалайзер работает с фиксированной третьоктавной шириной полосы. Дальше уже тонкая регулировка вручную, изменением добротности и параметриком. А здесь опять без компьютера никуда.

Между прочим: во время теста этого аппарата у нас снятие реальных характеристик и управление регулировками происходило от одного и того же компьютера и одновременно, чего и другим желаем.

А когда всё закончено (или приостановлено до следующего этапа пути к совершенству), в машине остается «чёрный ящик», на входе которого - то, что есть, а на выходе - то, что должно быть...

 

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЭКРАН ИНТЕРФЕЙСА - ВЫБОР ОБЩЕГО УСИЛЕНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ 4-Х ВАРИАНТОВ НАСТРОЙКИ.

ОКНО ВЫБОРА ФИЛЬТРОВ, ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ЭКВАЛАЙЗЕРА И ВРЕМЕННОЙ КОРРЕКЦИИ.

ГЛАВНЫЙ ЭКРАН: НАВЕРХУ ГРАФИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР, ВНИЗУ - ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ ЧАСТОТНЫХ КОРРЕКТОРОВ.

ДЛЯ КАЖДОГО (ИЗ 60!) ПОЛОСНОГО РЕГУЛЯТОРА МОЖНО ВЫБРАТЬ ДОБРОТНОСТЬ ИЛИ ШИРИНУ ПОЛОСЫ. КАК УДОБНЕЕ...

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ В КАЖДОМ ИЗ КАНАЛОВ - 100 МС. ЭТО 34 МЕТРА С КОПЕЙКАМИ. ШАГ РЕГУЛИРОВКИ 20 МКС. ЭТО 7 МИЛЛИМЕТРОВ.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Звуковой процессор
КТО
Phoenix Gold Titanium DEQ Comp
ПОЧЕМ
$799
ЭТО - ПЛЮС
Неограниченные возможности
частотной коррекции
Очень продуманное управление при
настройке и в эксплуатации
Может служить командным центром
многоцелевой системы
ЭТО - МИНУС
Настройка в полевых условиях -
только с ноутбука
ОДНИМ СЛОВОМ...
Устройство, достойное своего века
РЕЙТИНГ
Инженерный уровень 10
Функциональные возможности 9
Дизайн 9
Эргономика 10
Звук 10
Итог 48

 

МЁД & ДЕГОТЬ

Возвращаясь к вышесказанному: в прогнозируемом будущем вся техника должна стать такой. Компьютер внутри, компьютер снаружи и одна кнопка максимум. Вместо ста с лишним потенциометров, не двадцатый век на дворе. Потенциал TiDEQ в части частотной коррекции не только критике, но и описанию почти не поддаётся. Балл от максимально возможной оценки был снят из сравнения с Alpine PXA-H900. Там возможна коррекция отдельно по частотным полосам, правда - за немного (вчетверо) подороже. Что касается дизайна, то он очень хорош, но не великолепен. И по контрасту с инженерным уровнем (который великолепен, а не хорош) проигрывает.

Характеристики TiDEQ, выражающиеся в привычных показателях, мне были малоинтересны. Полоса частот - полная. То есть от 10 Гц до 20 кГц ровно. Выше этой частоты полоса пропускания искусственно ограничена, так всегда делается у цифровых устройств, поскольку внутри происходит дискретизация сигнала. Здесь полосу ограничили даже чересчур осторожно: оцифровка и обратное преобразование цифры в аналог у TiDEQ происходит в стандарте 24 бита/96 кГц, так что при верхней граничной частоте 20 кГц ошибок дискретизации в принципе быть не должно. Шумы мы измеряли не интегрально, а по спектру, ожидая, что может вылезти какая-нибудь узкополосная составляющая, цифровая техника этим иногда грешит. Не вылезла. Кривая спектральной плотности шумов тактично болталась между 113 и 117 дБ. Нелинейные искажения составляли 0,06% при уровне выходного сигнала 3 В RMS. Это на вольт с небольшим меньше, чем максимальный уровень сигнала. Потребляемый от бортовой сети ток оказался очень скромным для быстродействующего цифрового устройства, около 1 А. Размеры корпуса 320 х 250 х 50 мм, как у среднего усилителя. Цифры вышли скучные, графики куда интереснее.

ПРИ ОТКЛЮЧЕННЫХ ФИЛЬТРАХ АЧХ УСТРОЙСТВА РОВНАЯ ОТ 10 ГЦ ДО 20 КГЦ. ВЫШЕ ПОЛОСА ИСКУССТВЕННО ОГРАНИЧЕНА.

ДЛЯ ЛЮБОГО ДВИЖКА ГРАФИЧЕСКОГО ЭКВАЛАЙЗЕРА ШИРИНУ ПОЛОСЫ МОЖНО МЕНЯТЬ. НИЖЕ ОСИ ПОКАЗАНЫ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, ВЫШЕ - ДВА КРАЙНИХ. ДУШЕВНО, НИЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ.

В ПОРЯДКЕ ФАНТАЗИИ: ДВА ВАРИАНТА НАСТРОЙКИ ТРАКТА С ПОМОЩЬЮ TIDEQ. ИЗОЩРЁННАЯ КОРРЕКЦИЯ АЧХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ И УЗКИЙ ПРОХОД ДЛЯ «ЭСПИЭЛЬНОЙ» ЧАСТОТЫ. ВЫБОР ВАРИАНТА - ОДНОЙ МАЛЕНЬКОЙ КНОПКОЙ.

РАБОТА ГРАФИЧЕСКОГО ЭКВАЛАЙЗЕРА В ТРЕТЬОКТАВНОМ РЕЖИМЕ. 6 ДБ ВВЕРХ, 18 ВНИЗ, ТОЧНОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК БЕСПОДОБНАЯ.

У ПАРАМЕТРИКА ДИАПАЗОН ВЫБОРА ДОБРОТНОСТИ ЕЩЁ ШИРЕ. ПОКАЗАНЫ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ.

ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ: ИМПУЛЬС, ПРИШЕДШИЙ НА ВХОД, АККУРАТНО ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ НА ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ, ПОСЛЕ ЧЕГО ВЫПУСКАЕТСЯ НА ВОЛЮ. КРАЙНИЙ ПРАВЫЙ СООТВЕТСТВУЕТ МАКСИМАЛЬНОЙ ЗАДЕРЖКЕ.

Рубрики • На ковёр! с докладом Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования