КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • На ковёр! с докладом Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2002  

Художественный руководитель

ALTO MOBILE DRIVE30

Андрей ЕЛЮТИН

НЕКОГДА (ДА ЧТО ТАМ, В МАЕ 2000 ГОДА) В ТЕСТЕ АКТИВНЫХ КРОССОВЕРОВ МЫ СРАВНИЛИ ИХ РАБОТУ С РОЛЬЮ ДИРИЖЁРА, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧТО КОМУ ИГРАТЬ. ПРОДЛЕВАЯ ЭТУ АНАЛОГИЮ, DRIVE30 НАДО КВАЛИФИЦИРОВАТЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ НЕ ТОЛЬКО КАК ИГРАТЬ, НО И КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИСПОЛНЯЕМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ОДНАКО ВНАЧАЛЕ НЕМНОГО ИСТОРИИ С ГЕОГРАФИЕЙ.

ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ (как и было сказано)

Сначала история древняя, прошлый век всё-таки. Один итальянец, уроженец города Римини по имени Джан-Пьеро Стаффа всю жизнь работал на компанию, выпускающую электронику и примочки для музыкантов. В числе его нанимателей были: Alesis, Fender, Fostex, AKG, в общем - первый эшелон. После более чем десяти лет такой деятельности Стаффе, как это часто случается с людьми творческими и неугомонными, стало тесно в рамках чужих технических заданий. Тогда и родилась фирма Alto. Вернее, не родилась, а возникла. Родиться можно в каком-то одном месте, а «малая родина» Alto раскинулась по планете с размахом.

Основатель фирмы перебрался в Туманный Альбион, а производство поручили, как это сделал бы в наши дни любой нормальный предприниматель, жителям Дальнего Востока. Только не безымянной фабрике в коммунистическом Китае, а известной на рынке профессиональной электроники фирме Sekaku Electron Ind. Co., Ltd., город Тайчжун, что в самой серёдке свободолюбивого и буржуазного острова Тайвань. Под маркой Alto Pro стали выходить всё новые аппараты профессионально-звукового назначения: эквалайзеры, цифровые процессоры, всякие компрессоры, лимитеры, блоки звуковых эффектов и прочее, без чего современное исполнительство немыслимо. Мы по жизни в массе своей всё же не музыканты и могли запросто обо всём об этом никогда и не услыхать, если бы в истории Alto не наступил новейший период.

ГЕОГРАФИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Это хорошо, что синьор Стаффа обосновался в Великобритании. Там ему легче оказалось встретить другого человека экстремальной неугомонности, Кевина О'Бёрна, основателя старейшего в Европе автозвукового журнала «Car Stereo & Security» и крёстного отца автозвукового спорта в России, уже по одному по этому нашим читателям небезызвестного.

Эта встреча круто изменила маршрут Alto, ничего не отняв, но добавив многое. Кевин предложил: «А что если арсенал профессиональной цифровой электроники приложить к car audio?» К новым разработкам, ещё более растянув географию фирмы, привлекли голландских аудиоинженеров. Получилось так: Стаффа тащил под новую торговую марку Alto Mobile профессиональную технологию обработки звука, О'Бёрн говорил, что и как это должно делать в машине, а подданные королевы Беатрикс работали над схемотехникой цифрового усиления.

Первые, ещё опытные, образцы техники Alto Mobile были показаны на выставке «CES-2002» в Лас-Вегасе. Впечатление было сильное, и мы его не скрывали («Лас-Вегас, день третий», «АЗ» №4/2002). Вопрос был в том, когда это пойдёт в серию (раз) и когда серийные аппараты появятся у нас (два). С дистрибьюторами Alto Mobile окончательно определились в апреле в Зинцхайме, а в середине октября из офиса компании «Русская Игра» сообщили: первые серийные образцы техники Alto Mobile пришли и готовы к вызову на ковёр. Долго ждать приёма первому из серии не пришлось...

ЕЩЕ ГЕОГРАФИЯ. РАБОТА С КАРТОЙ

Первым из приглашённых оказался аппарат под названием Digital Speaker Management System DRIVE 30. В каталоге продукции его не знали куда записать, записали в «цифровые кроссоверы». Только потому, что термин Digital Speaker Management в автомобильной технике никому ничего не говорит, он напрямую заимствован из pro audio. Только этим можно объяснить такую классификацию, потому что от просто кроссовера, пусть даже и цифрового, DRIVE30 по числу и сложности выполняемого сравнивается, как авианосец с прогулочной яхтой. Для того чтобы начать настраивать DRIVE30, нужно иметь... его карту. Карта содержится в прилагаемом к прибору описании. Карта приводится здесь без изменений, без неё нам с вами не разобраться.

У DRIVE30 всего два входа и семь выходов. От седьмого мы сразу отделаемся, тем более что его даже и на карте не оказалось. Одно из выходных гнёзд - выход сабвуферного фильтра. На нём складываются сигналы, полученные со входов правого и левого каналов, после того как пройдут через ФНЧ с регулируемой частотой среза и усилением. Всё как обычно, и ничего цифрового здесь нет. Главные события разворачиваются на пути сигнала от входных гнёзд к остальным шести выходам.

ПОДОЖДИТЕ У ВХОДА

Входы обозначены традиционно: Left и Right, а выходы - иначе, потом будет ясно почему. Попав на вход, сигнал сразу попадает в переделку. Встречает его цифровой регулятор уровня, ±12 дБ с шагом 0,5 дБ. Потом идёт параметрический эквалайзер (в каждом канале - свой, независимый). Такой параметрик сам по себе оправдал бы существование прибора, судите сами: пять полос, частота в каждой выбирается от 20 Гц до 20 кГц включительно с шагом 1/12 октавы, усиление в любой полосе регулируется от -15 до +15 дБ шагами, опять-таки полдецибела, а ширина полосы устанавливается от 0,05 октавы до 3 октав шагами по 0,05 окт. Пределы и гибкость регулирования, до сих пор не превзойденные не только ни одним аналоговым эквалайзером, побывавшим в наших руках (заметьте: просто эквалайзером, не умеющим делать больше ничего), но и комплексными цифровыми устройствами, даже феерическим Phoenix Gold TiDEQ, не в обиду буде сказано.

В смысле комплексного подхода DRIVE30 тоже не лаптем щи кушает. В обоих каналах установлены блоки цифровой задержки сигнала, нет нужды говорить, что независимые. Максимальное время задержки - 99 мс (34 метра с копейками), устанавливается в два этапа: грубо, шагами по 1 мс (это 340 мм) и точно, с шагом 21 мкс (это около 7 мм).

Если бы на этом DRIVE30 заканчивался, то он уже стал бы мощным эквалайзером, да ещё и регулятором временных задержек по каналам. Но здесь он только начинается...

ВЫБОР МАРШРУТА

Длинный вертикальный объект на карте DRIVE30 - блок маршрутизации. С его помощью каждый из шести выходов, пока что обозначенных безликими номерами от 1 до 6, получает свою должность и предназначение. Любой из шести может быть запрограммирован так, что на него пойдёт сигнал с левого входа, с правого, сумма L+R или ничего, когда выход глушится совсем. С помощью маршрутизатора выходы можно расписать под любую архитектуру аудиосистемы. Например: выход 1 - левый канал, выход 2 - правый, выход 3 - сумма, остальные - заглушены или просто не используются. Это для простейшей системы «фронт - сабвуфер». На каждом из маршрутов, вы не могли этого не заметить на карте DRIVE30, можно будет провести частотную фильтрацию сигнала (блок BandPass это как раз кроссовер и есть).

Если есть тыл, ещё два выхода можно отвести под него, назначив какой надо уровень тылового сигнала, установив ему полосу частот, откорректировав по-особому АЧХ отдельным параметриком, введя отдельные задержки и т.д.

Двухполосная система с активной фильтрацией на фронте? Да нет проблем: на фронт уйдёт четыре выхода (два левых, два правых), ещё один - на сабвуфер, и даже один будет в запасе. Запас можно будет легко потратить на центральный канал, если возникнет в том надобность. И так далее, до пределов фантазии. Возможности настройки на каждом маршруте одинаковы (с двумя исключениями), независимы и практически не ограничены.

НА МАРШРУТЕ

Все шесть маршрутов сигнала, выходящих из «приёмника-распределителя», одинаковы, за исключением того, что в двух - Out 5 и Out 6 - отсутствуют блоки задержки. Для полноты картины пойдём по одному из первых четырёх. Первая точка - индивидуальный регулятор усиления по данному выходу (±12 дБ). Вторая - уже знакомый по входным цепям параметрический эквалайзер. Такой же пятиполосный, с такими же наворотами. Следом идёт блок кроссовера. Для каждого выхода его можно, разумеется, выключить совсем, включить как ФНЧ, включить как ФВЧ или как полосовой фильтр. Частоты среза выбираются любые, что для звукового тракта означает от 20 Гц в минимуме до 20 кГц в максимуме. Порядок фильтра - от первого (6 дБ/окт.) до четвёртого (24 дБ/окт.). Всё это - в любых мыслимых и физически возможных сочетаниях.

Следующий привал - блок управления полярностью. Здесь всё относительно просто. Сигнал либо проходит как есть, либо инвертируется, что соответствует изменению полярности включения громкоговорителя, но делается с одной кнопки. Потом сигнал можно точно так же (вместо или в дополнение к обработке на входе) подвергнуть временной задержке или запереть совсем, не пустив на выход. Это не то же самое, что оставить выход неподключенным, это гораздо лучше, потому что вариантов настройки у DRIVE30 множество и с помощью Mute можно оперативно переконфигурировать систему, скажем, из режима «аудио» в режим «мобильный театр 5.1».

Один блок по дороге я пропустил. Намеренно оставив напоследок разбора маршрута. Это - нововведение в технологию car audio, принесенное, со всей очевидностью, из pro audio. Блок компрессии сигнала. По принципу действия его вернее было бы назвать лимитером. С помощью блока компрессии можно установить порог, выше которого усиление начнет ограничивать сигнал на выходе, и выбрать время срабатывания и отпускания (порог от 0 до -29 дБ, время срабатывания и отпускания 0,05 - 0,3 с и 0,4 - 1,4 с соответственно). Нелинейная обработка сигнала по принципу динамической компрессии до сих пор в car audio не применялась, и какое именно применение найдёт в будущем, сейчас сказать трудно. Но, полагаю, народ что-нибудь эдакое выдумает, для адаптивного тыла или центра или для придания иных характеристик звучанию сабвуфера. А кто не придумает, может не включать.

1. 2. 3.
4. 5. 1. ДИСПЛЕЙ ПРИБОРА В РАБОЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ: ПАРОЛЬ СНЯТ, ПРЕСЕТ - ЗАВОДСКОЙ, РАБОТАЮТ ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО КАНАЛОВ.
2. ЗАГРУЗКА ПРЕСЕТА. В ДАННОМ СЛУЧАЕ - НАШЕГО, ЗА НОМЕРОМ 64.
3. МАРШРУТИЗАЦИЯ: ВЫХОДУ OUT1 ПРИКАЗАНО БЫТЬ ЛЕВЫМ КАНАЛОМ.
4. НАСТРОЙКА КРОССОВЕРА НА ВЫХОДЕ OUT4. РЕШИЛИ ПОПРОБОВАТЬ ФВЧ 3-ГО ПОРЯДКА.
5. НАСТРОЙКА ЗАДЕРЖКИ НА ТОМ ЖЕ ВЫХОДЕ.

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

Да, действительно. Насчёт «включать - не включать», а тем более - регулировать. Восемь параметрических эквалайзеров, шесть полосовых кроссоверов, шесть линий задержки, компрессоры, инверторы и прочее, это же всё надо как-то крутить-вертеть и видеть, что накручено. Аналоговые устройства впятеро меньшей оснащённости сплошь состоят из органов управления. Цифровые сравнимой функциональной насыщенности управляются от «головы» (Clarion, Pioneer), выносного дисплея (Alpine) или с компьютера (Phoenix Gold TiDEQ). DRIVE30 полностью автономен, а органов имеет немного, причем большинство из них - практически лишние.

Из десяти оригинальных, спору нет, и удобных в пользовании ручек-регуляторов только две являются необходимыми, и то только в случае, если найдётся работа для седьмого, аналогового сабвуферного выхода. С их помощью выставляется частота среза и уровень сигнала. Остальные регуляторы играют вспомогательную, факультативную роль. Ими можно дополнительно к программно установленному подрегулировать уровень сигнала на входе левого и правого каналов и на шести выходах, раздельно.

Главными же органами управления работают почти незаметные рядом с броскими синими «пятаками» четыре скромные кнопки. Кнопки обозначены как UP, DOWN, ENTER и ESC. Логика чисто компьютерная, да и меню, выводимые на дисплей, устроены так же. Меню многоуровневые. Перебором (up-down) выбирается, скажем, нужный канал, пусть будет Out4. Выбрали, следующее меню предлагает выбрать, что будем крутить: эквалайзер, кроссовер, задержки и т.д. Выбрали, к примеру, эквалайзер. И пошло-поехало: частота, усиление, добротность и далее, и далее.

Отдельное меню называется Muting Setup. Из него задаётся, какие каналы работают, какие нет, при сохранении всех настроек. Фича, исключительно удобная при настройке многоканальной системы, можно, не трогая ни одного шнура, не меняя положение ни одного регулятора, отдельно отстроить по уровню и фазировке пищалки, отдельно мидбасы и тому подобное.

Волнующий, но обычно муторный процесс экспериментов с фазировкой отдельных излучателей с помощью DRIVE30 приобретает совершенно иной вид. Чтобы сравнить, к примеру, как изменится звуковая сцена при переполюсовке твитеров, надо запомнить выбранное сочетание настроек, потом на двух выходах из меню установить противофазную полярность и запомнить настройки вновь. Для этого надо, чтобы варианты настройки можно было запомнить в достаточном количестве и не потерять обретённое тяжким трудом волшебное сочетание установок. Не волнуйтесь, это тоже под контролем.

ЗАГРУЗКА И ВЫГРУЗКА

В том же меню предлагается: Store Setup и Load Setup. Всего в памяти DRIVE30 может храниться 65 вариантов настройки. Один, с номером 00 и именем Factory, - действительно нулевой, default, так сказать. Остальным шестидесяти четырём можно дать имена какие пожелаем. Имя настройки - в DOS'овских традициях, восемь символов максимум. AVTOZVUK как раз вписывается, а нам ничего больше и не надо. Так мы назвали постоянно менявшийся в процессе измерений вариант настройки, скромно записав его в последнюю, 64-ю ячейку памяти. Владельцы DRIVE30 и сейчас могут вызвать №64 и увидеть, что мы там оставили по завершении испытаний. Могут наверняка, потому что после подачи команды на сохранение сетапа он записывается в энергонезависимую память и остаётся в ней после полного снятия питания.

Совсем недавно и совсем искренне мы восхищались цифровым процессором, в котором можно было сохранить 4 варианта настройки (SQ, SPL, RTA и User). Это был Phoenix Gold TiDEQ. Там настройки делались с компьютера, а их выбор в машине - с выносного пульта.

У DRIVE30 вариантов в 16 раз больше. Настройка делается прямо на панели управления, а выносного пульта пока нет. Есть, правда, возможность подключения и выносного управления, и компьютера, через один и тот же порт RS-232, но это - перспектива, пока в комплекте DRIVE30 ни выносного блока управления, ни софта для управления от компьютера нет. Будут, наверное. Тогда можно будет подключить ноутбук к RS-232, сесть на нужное место в машине и крутить регулировки на здоровье, и выбор требуемого пресета станет делом одной кнопки. Пока же смиримся с достигнутым. Нужно либо на время настройки включить DRIVE30 в тракт длинными межблочниками и держать его на коленях, либо побегать немного по трассе «салон - багажник», как это делается в случае обычных, аналоговых устройств. Там, правда, это навсегда, а здесь - на время, до выхода в серию дополнительного оборудования.

Но и до этого участники соревнований вскоре смогут держать в памяти DRIVE30 настройки отдельно для разных судей, а то и обмениваться ими на дискетках («Это на Матвеева, а это - на Клюева, не перепутай»), а аудиофилы гражданского звания держать библиотеку личных настроек: на каждый день недели, на критические дни и на похмелье, в зависимости от пола слушателя, для города и трассы, для солнца и осадков в разном виде, для пустой машины и всем гужом на шашлыки, для... Впрочем, довольно. Жизнь не так многообразна, чтобы памяти DRIVE30 оказалось мало...

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Сначала самое простое измерение, просто чтобы не забыть: размеры прибора 250 x 175 x 32 мм. Теперь остальные. Максимальное входное напряжение, не вызывающее перегрузки тракта, 4,8 В RMS. Максимальное неискажённое выходное - 2,5 В. Поэтому монтировать DRIVE30 имеет смысл возможно ближе к усилителям, уровень сигнала не настолько высокий, чтобы тянуть кабели через всю машину, не опасаясь нахватать помех. При выходном сигнале 2 В уровень нелинейных искажений составил 0,05%, а шумов -89 дБА.

Входные АЦП работают с разрядностью 20 бит, а выходные ЦАП - 24 бита при частоте квантования 46 кГц. Эти факты мы опытным путём не проверяли, того ещё не хватало. Однако факт, что двойное цифро-аналоговое преобразование DRIVE30 делает очень аккуратно. При всех регулировках «в ноль» и единичном усилении звучание опытного тракта при прослушивании через DRIVE30 и в обход менялось едва заметно, и на уровне третьестепенных нюансов, даже не вполне поддающихся описанию. Для цифрового устройства, тем более весьма скромной стоимости, это заслуживает очень высокой оценки. Нам кажется, что DRIVE30 был бы по этому показателю ещё лучше, если бы имел цифровой вход, при этом отпала бы нужда в первом преобразовании аналог-цифра. Но уж что есть, то есть. АЧХ устройства укладывается в коридор 0/-3 дБ в полосе частот 10 Гц - 19,6 кГц. Верхний предел определяется фильтром на выходе АЦП, в цифровых устройствах всегда ограничивают выходной сигнал на верхних частотах. Это то, что можно выразить словами и цифрой. Теперь - графика.

Единственный нецифровой элемент DRIVE30 - вспомогательный аналоговый сабвуферный фильтр, совмещённый, от щедрости разработчиков, с неотключаемым «сабсоником». «Сабсоник» настроен на 32 Гц (по -3 дБ), а фильтр 2-го порядка перестраивается от 50 до 250 Гц, ровно как обозначено на панели возле регулятора.

Работа параметрического эквалайзера (любого из 40 каналов, имеющихся у DRIVE30). Исходная АЧХ - «нулевая». Видно действие выходного фильтра, резко отрубающего частоты выше 18 - 20 кГц. Выше оси - пример коррекции на частоте 1 кГц и, последовательно, на четыре шага настройки выше, с усилением +10 дБ, добротность - максимальная. Ниже оси - то же, от 100 Гц на четыре шага вниз.

Пример настройки одного из шести кроссоверных блоков. Взяты частоты среза 100 Гц для ФВЧ и 1 кГц для ФНЧ. Около кривых указан порядок фильтра. Обратите внимание, насколько точно соблюдается частота среза при изменении крутизны: все кривые пересекают уровень -3 дБ в одной точке. Резкий уход вниз АЧХ фильтра НЧ 1-го порядка на самых верхних частотах - результат действия выходного фильтра ЦАП.

Опять параметрик. Красные кривые - максимальное усиление на 1 кГц и крайние значения ширины полосы. Синие получены при максимальном ослаблении (-15 дБ) и всех возможных значениях ширины полосы. Красиво, ничего не скажешь...

На вход DRIVE30 подали короткий импульс. При установленном времени задержки 0 он появился на выходе через 2 мс (обычная для таких устройств начальная задержка), а при установленном времени 100 мс - через 102 мс, что и требовалось.

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Цифровой звуковой процессор
КТО
Alto Mobile DRIVE30
ПОЧЕМ
Обещают, что около $350
ЭТО - ПЛЮС
Сверхъестественная функциональная широта и гибкость
Уникальная система маршрутизации сигнала
Огромное количество запоминаемых вариантов настроек
Компактность конструкции
Простота управления
ЭТО - МИНУС
Нет цифрового входа
Нет (пока) выносного пульта управления
ОДНИМ СЛОВОМ...
Если одним - то «супер»
РЕЙТИНГ
Инженерный уровень 9
Функциональные возможности 10
Дизайн 8
Эргономика 8
Звук 9
Итог 44

МЁД & ДЕГОТЬ

Мы этот прибор ждали. Наши надежды сбылись не на 100%. Примерно на 400... Возможности аппарата - просто неописуемые, здесь соревнование между техникой и человеком, способным её загрузить работой по максимуму, оставляет homo sapiens немного шансов. Возникли ли у нас замечания? Не без этого. Главная претензия, надеемся временная, - отсутствие возможности изменения установок, хотя бы заранее запрограммированных, с места водителя. Дизайн, сам по себе небезынтересный, выглядит как-то скромно по контрасту с фантастическими возможностями. Оценка за звук применительно к такому устройству отражает, скорее, отсутствие звука, то есть незаметность включения прибора в звуковой тракт. Оценка высокая, но не исключено, что она могла бы быть ещё выше, если бы была опция цифрового входа. Однако же, по сравнению с достоинствами и потенциалом DRIVE30, всё это - сущие пустяки...

Рубрики • На ковёр! с докладом Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования