КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • Татами Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2002  

Квадратура круга

АКТИВНЫЕ САБВУФЕРЫ: CLARION SRV202 vs. VELAS V-10RA

Марк ГАСАНОВ

ПОМИМО СИЛУЭТА ЭТИ ДВА АКТИВНЫХ САБВУФЕРА РАЗЛИЧАЮТСЯ РАЗМЕРОМ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НИХ ГОЛОВОК. ВО ВСЁМ ОСТАЛЬНОМ - ПО СВОИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ, НАЗНАЧЕНИЮ И ДАЖЕ ЦЕНЕ ОНИ - БЛИЖЕ НЕКУДА. ДЛИНА КОРПУСА, НАПРИМЕР, СОВПАДАЕТ С ТОЧНОСТЬЮ ДО ОДНОГО ПРОЦЕНТА. НО ВСЁ ЖЕ ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ В ДРУГОМ: CLАRION ДАВНО ЗДЕСЬ ЖИВЁТ, А VELAS - НЕДАВНО. НО РАЗВЕ ЭТО ОСНОВАНИЕ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ БОЯ?

Clarion SRV202

КВАДРАТНЫЙ

Корпус выполнен из MDF толщиной 16 мм - это достаточно серьёзно, имея в виду 8-дюймовую головку и 60-ваттный усилитель. Кстати, согласно наставлению, используется излучатель с двойной звуковой катушкой, каждая секция которой подключена к отдельному каналу усилителя (30 + 30 Вт). Впрочем, для слушателя это без разницы: на входе «квадратного» ящика напряжение, на выходе - звуковое давление, а чем внутри из одного делают другое, всё равно за пределами нашего влияния. Оба входа суммирующие, так что при желании можно подать сигнал на один из них. Если задействуется один из входов, то чувствительность закономерно понижается вдвое, но запас здесь такой, что проблем не возникнет. В динамике - диффузор из целлюлозы с выпуклым центральным колпачком и подвес из вспененного полимера, он надёжно (даже очень надёжно) защищён от неприятных встреч с посторонними предметами фасонистой решёткой в виде мостика перед диффузором. Прямоугольный тоннель фазоинвертора выведен на стенку корпуса, противоположную динамику. Дополнительно предусмотрены входы высокого уровня, которые подводятся через отдельный разъём. Два регулятора - чувствительности и частоты среза фильтра - довольно тонкие, так что крутить их не очень-то и просто, да и риска, указывающая на выбранную частоту, видна только при хорошем освещении. Переключатель фазы мелковат, так что с ним удобнее будет управляться с помощью отвёртки. Монтаж. Он максимально прост для ящика, но не совсем уж примитивен. Вам предстоит вначале, приложив монтажные уголки к корпусу, просверлить в нём отверстия, затем, прикрепив саморезами уголки, перейти к креплению уголков к монтажной поверхности. Ничего особенного, но, учитывая идеологию активных сабвуферов («бас по-быстрому»), неплохо бы, чтоб хоть в корпусе были отверстия.

Velas V-10RA

КРУГЛЫЙ

Основную часть корпуса образует сравнительно тонкостенная пластиковая труба, края которой заделаны литыми пластиковыми же деталями. Литьё обладает достаточной жёсткостью, что же до самого корпуса, то его изначальная «звучность» в значительной мере подавлена с помощью внешней обшивки карпетом. В сабвуфере применена 10-дюймовая головка с диффузором из целлюлозы и подвесом из вспененного полимера. Правда, центральный колпачок на этот раз вогнутый. Оформление и здесь фазоинверторного типа, тоннель с плавными аэродинамическими обводами фланца расположился на другом конце трубы. Пара входов RCA дополнена входами высокого уровня - без них в «активистах» никак нельзя. Понятно ведь, что, скорее всего, им суждено работать с недорогой «головой», в которой может и вовсе не быть линейных выходов, а что не будет лишних, так это наверняка. На этот раз они заведены на общую «фишку» с питанием и дистанционным включением (REM), но разъёмами снабжены сами кабели, так что их можно отключить, если используются входы RCA. Если задействован один из входов, то чувствительность становится вдвое ниже, то есть требуется вдвое более высокий сигнал. Регуляторов, как положено, два - чувствительности и частоты среза фильтра, но и переключатель фазы (0/180) снабжён такой же удобной ручкой. Крепится V-10RA, как и прочие «басовые трубы» (да простит меня Harman International за невольное заимствование терминологии), с помощью двух ремней, которые входят в комплект. То есть вначале вы крепите в нужном месте (багажника, скорее всего) «хвосты» ремней и пряжки, а потом влёгкую ставите на это место «бочку». Кстати, и снять её можно в любое время и без всяких проблем.

Clarion SRV202
Максимальная мощность усилителя,
Вт RMS (по данным изготовителя) 60
Предельная чувствительность, В 0,048
Диапазон воспроизводимых частот
в салоне, Гц (±3 дБ) 33 - 115
К.н.и., % (90 дБ (1 м), 50 Гц) 9,1
Максимальное звуковое
давление, дБ (в свободном поле) 95
Габариты, мм 260 х 260 х 465

 

Чувствительность по входу RCA этого сабвуфера на шкале регулятора обозначена как «-40 dB», реально это означает, что сигнал можно приглушить до нуля. Наивысшая же чувствительность, как показали измерения, в аппаратах этого класса устанавливается с запасом, позволяющим ладить даже с самыми «стартовыми» из магнитол начального уровня. Теперь уже можно взглянуть на график АЧХ. Как известно, чем чернее «чёрный ящик», тем труднее получить о нём информацию, отражающую реальное положение дел. Кривые получены с эмуляцией условий свободного поля с помощью системы Clio (от Audiomatica), на них наложена передаточная функция типового салона автомобиля (на этот раз - от «АвтоЗвука»), и всё это отнесено к условиям максимального звукового давления, которое способен создать сабвуфер до начала перегрузки (это от редактора отдела испытаний г-на Евтушенко). Сложно? А кто обещал... Не мы, во всяком случае. В общем, при максимальном давлении 95 дБ в условиях свободного поля в салоне это должно соответствовать среднему значению 107 дБ (±3 дБ). Немного, скажем прямо. Но достаточно, если фронтальная акустика работает с усилителями «головы». В условиях салона нижняя частотная граница не самая низкая, но приемлемая. Реально фильтр обеспечивает регулировку верхней частотной границы (-3 дБ в свободном поле или -6 дБ от максимума в условиях салона) в пределах от 95 до 115 Гц. Это несколько отличается от заявленных 55 - 130 Гц, но практически достаточно в большинстве случаев. Фильтр - с очень высокой крутизной, что было неожиданно для простого изделия, поэтому даже при относительно высокой частоте среза локализация баса сзади менее вероятна, чем можно было бы предположить. Наконец, конструкция оформления, при котором значительная доля излучения приходится на тоннель фазоинвертора, позволяет практически забыть о нелинейных искажениях - гармоники просто не доходят до уха (и микрофона). Номинально только в районе 50 Гц можно найти довольно высокий уровень к.н.и.

Velas V-10RA
Максимальная мощность усилителя,
Вт RMS (по данным изготовителя) 80
Предельная чувствительность, В 0,085
Диапазон воспроизводимых частот
в салоне, Гц (±3 дБ) 25 - 130
К.н.и., % (90 дБ (1 м), 50 Гц) 7,3
Максимальное звуковое
давление, дБ (в свободном поле) 98
Габариты, мм Ф295 х 470

 

Входной регулятор здесь тоже построен по принципу регулятора громкости, сигнал на входе V-10RA можно ослабить до нуля, каким бы он ни был. В другом крайнем положении регулятора для полной раскачки сабвуфера оказывается достаточным входное напряжение всего-то 85 мВ (170 мВ при использовании одного входа), а это значит, что Velas справится даже с теми магнитолами, в которых линейный выход организован с помощью резистивного делителя на выходе оконечника, причём доблестные разработчики с делителем промахнулись (вы не поверите, но такое встречается). Теперь время обратиться к графику АЧХ, который получен с эмуляцией безэховых условий (Clio), это значит - измерения на коротких синусоидальных посылках, ограниченных временным окном в соответствии с расстоянием до микрофона. При таком методе отражённые сигналы отсекаются, получается как в заглушенной камере. Это - красные кривые. Фиолетовые - результат наложения передаточной функции салона. Короче, что так, что эдак, но предельное звуковое давление здесь на три децибела выше, чем у первого участника, да и нижняя частотная граница имеет преимущество. Но. (Между прочим, без этого противного «но» никак не удаётся обойтись, хоть плачь.) Стало быть, но... Фильтр имеет максимальную крутизну 18 дБ/окт. Само по себе это очень даже неплохо (однако у конкурента все 24), но регулируется он невнятно. При регулировке изменяется уровень сигнала (его потом приходилось корректировать) а собственно частота среза меняется в пределах от 120 до 130 Гц, то есть практически остаётся постоянной. Для 5-дюймовых мидбасов это в самый раз. Для «шестёрок» хотелось бы пониже.

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

ДИСЦИПЛИНА Активный сабвуфер
КОМАНДА Clarion
НОМЕР УЧАСТНИКА SRV202
СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА $117
ДОСТОИНСТВА Качественный фильтр
НЕДОСТАТКИ Низкое звуковое давление
ОДНИМ СЛОВОМ...
Не очень громко, но красиво и практично

РЕЙТИНГ
Удобство инсталляции 8
Форма АЧХ в салоне 8
Максимальное звуковое давление 6
Оснащённость 8
Фильтр 9
Итог 39

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

ДИСЦИПЛИНА Активный сабвуфер
КОМАНДА Velas
НОМЕР УЧАСТНИКА V-10RA
СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА $122
ДОСТОИНСТВА Довольно глубокий бас, удобный монтаж
НЕДОСТАТКИ Неудачный фильтр
ОДНИМ СЛОВОМ...
Басовая система с наибольшим на сегодня отношением
децибел/доллар

РЕЙТИНГ
Удобство инсталляции 9
Форма АЧХ в салоне 8
Максимальное звуковое давление 7
Оснащённость 8
Фильтр 7
Итог 39

СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

Оба участника показали своеобразную технику ведения боя, вполне адекватную, впрочем, своему назначению. А назначение у активных сабвуферов простое - «добавить басу» в системах, где нет внешних усилителей. Если усилитель, хоть один, басовый, есть, то к нему уже подбирается пассивный корпусной саб или сабвуферная головка для «заказного» сабвуфера, короче, другая история. Оба участника нормально справляются с этой задачей, и, что характерно, с помощью очень сходного инструментария. По части техники ведения боя они почти ничем не отличаются, но у «круглого» выше достижимое звуковое давление. Однако некоторые предварительные расчёты показывают, что если фронт и тыл работают от усилителей головного устройства, то при не очень чувствительной акустике и не очень суровых басовых аппетитах слушателя мощности участника «квадратный» тоже хватит. Но у «круглого» здесь всё же остаётся преимущество. В инсталляции «круглый» заметно удобнее, несмотря на, казалось бы, менее естественную для компоновки в багажнике форму. Но зато фильтр НЧ, который использует «квадратный», позволит забыть о проблеме локализации сабвуфера, это дорогого стоит, а лишнего не просят. В общем, в данном случае мнения судей разделились по вопросу абсолютного первенства, но оказались солидарны в определении целевых групп. При сопоставимой (да что там, практически идентичной) сумме достоинств Clarion хорош для тех, кому не нужны отбойные уровни громкости баса, но требуется, чтобы он хорошо вписывался в звучание фронтальной акустики, независимо от её калибра. Velas - это для тех, кто готов мириться с некоторым недостатком универсальности, но за свои деньги баса требует по максимуму. Здесь - его максимум, однозначно. В итоге решили обоим участникам дать рекомендацию журнала.

Рубрики • Татами Журнал "Автозвук" •  № 12 / 2002  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования