КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2003  

ОРУЖИЕ МУШКЕТЕРА

Корпусной сабвуфер Audiobahn ABP101Q

Марк ГАСАНОВ

А действительно, в кино и этих, как их... книгах мушкетеры оперируют по большей части холодным оружием негуманного действия и конным транспортом. А судя по названию этого рода войск, им бы полагалось пользоваться оружием огнестрельным. В форме мушкета.

АССОЦИАЦИИ С ОРУЖИЕМ исторических сражений трудно избежать - настолько доминируют во внешности корпусного сабвуфера Audiobahn ABP101Q сверкающие (полированный алюминий) «стволы» тоннелей фазоинверторов. И если правда, что встречать надо по одежке, то здесь встречу требовалось бы устраивать с оркестром и детишками с букетами. Настолько ярко, празднично и в то же время солидно выглядит изделие.

ABP101Q устроен по принципу полосового громкоговорителя. Бандпасса. Обычно это означает предельно скромную внешность: самое красивое, что есть у сабвуфера - собственно динамик, по определению спрятано внутри. Снаружи - стенки и дырки тоннелей. Однако, как выясняется, именно стенки и дырки могут стать предметом дизайна, причем крутого.

Корпус ABP101Q - призма шестигранного в плане сечения. Грани, правда, существенно неодинаковы, правильнее было бы говорить, что это прямоугольный ящик, почти куб, но на одной из стенок ребра скошены. И если с точки зрения акустики стенки выполняют одну и ту же функцию, то эта, со скошенными ребрами, «делает» внешность сабвуфера. Здесь царит плексиглас. Из единого, согнутого в двух местах листа этого материала толщиной 10 мм оформлена вся стенка, теперь уже имеющая право называться передней. Теперь динамик как на ладони. Объёмы камер бандпасса (по данным, полученным с помощью линейки, производитель ничего, естественно, не сообщает) примерно 25 (задняя, закрытая камера) и 20 (передняя, с тоннелями) литров. На разделяющей их перегородке установлена одна 10-дюймовая головка серии AW. Передняя камера сообщается с окружающим миром двумя тоннелями с аэродинамическими раструбами, трогательно напоминающими ствол мушкета, но на деле играющими совсем иную, мирную роль: препятствование возникновению струйных шумов на выходе из тоннеля при больших уровнях громкости.

Снаружи корпус отделан черным винилом. Тонким и исключительно аккуратно, явно «в горячую» наклеенным. Так что корпус выглядит, как покрашенный матово-черной краской, но будет несравненно лучше сопротивляться царапинам и прочим микротравмам, неизбежно сопровождающим жизнь сабвуфера в багажнике.

Внутри «вентилируемой» камеры тоже не скучно. Одна из стенок сделана зеркальной, а остальные обтянуты светло-серым карпетом. Это уже оживляет внешность сабвуфера, но настоящий праздник начинается с включением неоновой подсветки. Она здесь предусмотрена конструкцией, не надо ничего выдумывать.

В силу присутствия подсветки, на корпусе - два комплекта присоединительных клемм. Те, что сбоку, обычные, пластмассовые пружинные зажимы (как на музыкальных центрах) - это так, для баловства, чтобы подать 12 В на неоновую трубку. Основные, музыкальные зажимы на задней стенке - солидные золоченые резьбовые. К ним мы сейчас и подключимся.


Кривая импеданса (зеленая) способна рассказать о многом. В данном случае она рассказала нам, прежде всего, что номинальный импеданс сабвуфера 4 Ом. Это деликатный намек на то, что производители такой конфиденциальной информации не сообщили. Более интересные сведения от зеленой кривой: характер горбов показывает, что мы имеем дело с узкополосным, наиболее эффективным с точки зрения звукового давления бандпассом, построенным на низкодобротной головке, это вытекает из того, что верхний по частоте горб намного ниже нижнего. Передняя камера настроена на довольно высокую частоту, около 100 Гц, но, как известно, настройка бандпасса и его рабочая полоса - это не одно и то же.

Кривые звукового давления подтверждают: это действительно узкополосный и действительно очень чувствительный сабвуфер (кривая получена при подведенной мощности 2 Вт). Сабвуфер спроектирован специально и эксклюзивно для автомобиля (а как иначе?). В свободном пространстве он басит высоко, нижняя граничная частота (по -3 дБ) едва ниже 60 Гц. Зато в салоне машины (красная кривая, полученная наложением на АЧХ нашей универсальной передаточной функции) ставит все на место: нижний предел частот, воспроизводимых ровно, в пределах коридора 0/-3 дБ, простирается до 30 Гц с небольшим.

Заметьте интересную подробность, о которой предупреждают классики: видите, как выше рабочей полосы сабвуфера на его АЧХ появляется забор из отдельных пиков отдачи? Это результат формирования стоячих волн и органных резонансов в передней камере сабвуфера. Вывод: даром что сабвуфер полосовой, фильтровать входной сигнал надо точно так же, как и у любого другого, правда, крутизна спада получится выше сама собой, это - одно из достоинств бандпассов.

Величину максимального звукового давления мы оценивали обычным образом: взяли измеренную чувствительность и посчитали, какое будет давление при максимальной мощности, гарантированной производителем. То, что получилось, оставляет сильное впечатление. Ведь это - «на воздухе». Что будет в машине, если вы решите проверить справедливость наших оценок, предоставляем испытать вам. Потом расскажете. Надеюсь, вместе со слухом речь не пострадает...

МЁД & ДЁГОТЬ

Предлагая нам этот саб для теста, поставщики Audiobahn сказали: «Тут у нас есть сабвуфер, очень красивый, но дорогой». Степень дороговизны вскоре выяснилась, и, не будучи Онассисами, мы все же немного посмеялись. Если такой же агрегат заказать в любой установочной студии (если «любая», конечно, сможет приблизиться к качеству исполнения ABP101Q), то нижняя строчка калькуляции будет минимально вдвое больше. Установка в багажнике такой штуки, действительно, задача нетривиальная, но свои прямые обязанности - воспроизводить бас хорошо и помногу - ABP101Q выполняет образцово, да и внешностью не подкачал. Багажник будет открыть не стыдно..

ИЗМЕРЕНИЯ (Юрий ЕВТУШЕНКО)
Audiobahn ABP101Q
Максимальная мощность, Вт RMS
(по данным изготовителя) 400
Нижняя частотная граница, Гц
(-3 дБ, в свободном пространстве) 56
Нижняя частотная граница, Гц
(-3 дБ с учётом акустики салона) 32
Максимальная
чувствительность, дБ/Вт (1 м) 97,5
Средняя чувствительность, дБ/Вт
(1м, 30 - 200 Гц) 94
Средний к.н.и., % (65 Вт, 50 - 125 Гц) 6,4
Максимальное звуковое давление, дБ
(в свободном поле) 123,5

 

Довольно скудный перечень технических характеристик в придаваемой к сабвуферу листовке приводит максимальную мощность RMS как 400 Вт. В это можно поверить, зная, как делаются сабвуферные головки Audiobahn. Чувствительность приведена просто как «101 дБ». Ни тебе мощности (1 Вт или 2,83 В), ни расстояния, ни условий измерения. Первый показатель, как известно, на совести и кармане производителя, мы его не проверяем. С совестью у нас вроде все неплохо, а карман не столь глубок, как у гигантов аудиобизнеса. Чувствительность, заявленную на довольно амбициозном уровне, мы зато проверить можем, и сделали это не без удовольствия. Удивительным образом обнаружилось: если брать максимальное значение, на 100 Гц, и измерять «чутье» на 2,83 В, а это - 2 Вт на 4 Ом, то, оказывается, все верно, с точностью до 0,5 дБ. При мощности 1 Вт выйдет на 3 дБ меньше, что, однако, тоже не просто много, а очень много.

Зажимы, какие иные производители сабвуферов ставят на свои изделия. Здесь они вспомогательные, для подключения неона.

А «настоящие», акустические - как на крутой домашней акустике.

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Корпусной сабвуфер
КТО
Audiobahn ABP101Q
ПОЧЕМ
$207
ЭТО - ПЛЮС
Высокая чувствительность
Роскошная внешность
Большой запас по мощности
Отличная АЧХ в салоне
ЭТО - МИНУС
Не самая удобная форма для установки в багажнике
ОДНИМ СЛОВОМ...
Меняет представления о готовом корпусном сабвуфере
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 8
Максимальное звуковое
давление 9
Искажения 8
Компактность оформления 7
ИТОГ 41

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования