КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2003  

Петр ХОХЛОВ

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Усилитель Boston GT-40

Любопытная штука - акустика. Это прикладная дисциплина, которая всегда стояла немного особняком от остальных разделов техники, ответственных за звуковоспроизведение. Находясь на стыке механики, электроники и электротехники, она использует методы одной, другой и третьей. Преобразование Лапласа, метод электромеханических аналогий, теория фильтров и трансформаторов. Мало? Тогда берите ещё теорию длинных линий и антенн...

ПОЭТОМУ ЕСЛИ ЭЛЕКТРОНЩИК широкого профиля может с большим или меньшим успехом заниматься разработкой усилителей, активных фильтров и эквалайзеров, то в акустику он, скорее всего, соваться не станет. То же, в общем, относится и к разработчикам электроакустических преобразователей (то есть динамиков и микрофонов) - им бы со своими задачами разобраться. А рыночная стратегия диктует другое. Маркетологи учат, что если раскрученный брэнд захватывает смежные области техники, то прибыли возрастают, вызывая всеобщее удовлетворение и ощущение незаменимости тех самых маркетологов. (Кстати, этому постулату рынка прямо противоречит существование «АвтоВАЗа», выпускающего только легковые автомобили категории C по европейской классификации.) Какую тактику используют нынче производители для проникновения в смежный сегмент рынка? К примеру, производитель хорошо известных усилителей для car audio размещает заказ на акустику (правильнее сказать, громкоговорители без акустического оформления, но и так понятно) на предприятии, освоившем выпуск соответствующей продукции. Хорошо, когда по своему техническому заданию, а то ведь, бывает, вообще по принципу «вы там зарифмуйте как-нибудь». Так и получаются «инкубаторские» динамики, различающиеся наклейкой и цветом диффузора, или усилители, разные по форме, но неотличимые по содержанию. Возможно, для потребителя это и неплохо, выбор-то растёт, но ведь дурят же нашего брата! И потом, я никогда не поверю, что производитель OEM-продукции будет её делать так же хорошо, как под собственным священным знаменем.

Поэтому основания для настороженности при встрече с новинкой были, не скрою. Boston Acoustics, это ясно даже из названия, до наступления XXI века занималась только акустикой, но вот в прошлом году вывела на рынок дебютную линейку из семи моделей усилителей. В неё входят пятиканальник, две «четвёрки», остальные модели - двухканальные. Сегодня нам выпало свести знакомство с четырёхканальным усилителем Boston GT-40.

Размерами аппарат, прямо скажем, не подавляет, что при нешуточных, в общем, заявках по максимальной мощности сразу наводит на мысль об использовании вентилятора. (Согласно наставлению, GT-40 развивает 2 х 230 Вт при попарном включении каналов мостом на нагрузку 2 Ом.) Качество изготовления корпусных деталей выше всяких похвал, дизайн сдержанный, породистый, легко запоминающийся и в то же время не скучный. Неплохо в одной дизайнерской разработке получить такое сочетание, согласитесь. Несомненная находка дизайнеров - это «обращённая» выштамповка с логотипом фирмы на одном из торцев. Все остальное во внешнем оформлении усилителя так или иначе подчинено интересам инсталляционной целесообразности и эргономике, в той мере, в какой эта дисциплина имеет касательство к усилителям. Монтажные «лапы» свободно перемещаются в направляющих пазах основания, как делается во многих итальянских усилителях. Решение отличное, такая конструкция позволяет ставить крепёж не туда, куда пришлось, а туда, где удобнее. Позже мы узнали, что «Бостоны» действительно производятся на родине Данте и Челентано, и не согласиться с таким выбором страны-изготовителя трудно. Уж что-что, а усилители итальянцы делают по первому классу. То же относится и к обуви, это вам подтвердит любой американец, при всем их from sea to shining sea...

Все настройки, как и винты сильноточных зажимов, закрыты крышкой с двумя винтами, в длинной стенке корпуса видны только входы-выходы. Защита от постороннего вмешательства - безусловная. Входные гнёзда заглублены внутрь корпуса, и это правильно, разве что сильно хай-эндовые штекеры RCA с диаметром корпуса больше 13 мм могут и не войти. Силовые зажимы принимают кабель до 8 мм, акустические - до 5,5 мм в диаметре. Интересно, что Boston укомплектован двумя клеммами-«лопатками» для дистанционного управления включением. Они размещены около входных гнезд двух групп каналов. Значит, при установке с использованием специального car audio межблочника с проводом включения можно выбирать, по какому шнуру пойдет сигнал на remote, и не разводить лишней путаницы проводов около усилителя. Очень удобны переключатели, поскольку разработчики не поленились сделать для них дополнительные движки с плоскими направляющими, - они не позволяют перекосить «клюв» переключателя. Вообще, внимание к мелочам (казалось бы) косвенно, но довольно достоверно характеризует инженерный уровень разработки. Известно ведь по жизни: как человек шнурки на ботинках завязывает, так он и все остальное делает.

Эргономика. Если можно так выразиться. Все органы управления расположены наверху, расположены удобно, просторно, обозначены ясно и логично. По окончании присоединительной и настроечной деятельности вся панель управления (вместе в контактными узлами) закрывается крышкой, так что ничего и никогда с настройками и соединениями произойти уже не должно.

Усилитель может работать как с четырьмя, так и с двумя входами (используются, как обычно, входы Front). Каналы Rear будут работать и с одним входом. В этой паре каналов можно подключить как фильтр ВЧ (HP), так и НЧ (LP), во фронтальной - только HP. Получается, что «напрямую» GT-40 не станет «сотрудничать» с двумя сабвуферами. Учитывая высокий токовый потенциал (способность работать на 2 Ом мостом), это можно, конечно, счесть недостатком, но только если вредничать. Поскольку типичная сфера применения четырёхканальников - «фронт + тыл» или «фронт + сабвуфер», для этого все сделано просто оптимально. Диапазон регулирования фильтров, согласно спецификации, от 20 до 350 Гц для фронта и от 50 до 350 Гц для тыла. При этом у фильтров ВЧ во фронтальной паре каналов может регулироваться добротность (от 0,707 до 1,2). Нововведение более чем полезное, не столько ради выравнивания АЧХ в области раздела - она будет меняться незначительно, сколько для подбора на слух оптимальной суммарной переходной характеристики. Она-то от добротности фильтра зависит сильно. Кроме того, вспомните, в каждом групповом тесте акустики у нас встречаются мидбасы с полной добротностью 0,4 - 0,6, мы тогда отмечаем, что такой мидбас лучше устанавливать в закрытый ящик, чтобы её повысить. Вот тут высокодобротный фильтр придётся очень кстати: уровень мидбасовой отдачи повысится без смещения резонансной частоты. В качестве опции можно использовать дистанционный регулятор уровня каналов Rear (Subwoofer level) - гнездо для его подключения находится под крышкой рядом с входными гнёздами. Используется не гнездо телефонного типа (которое де-факто стало стандартом), а 9-контактная «гребёнка». Так что сюда подойдёт только «родной» регулятор от Boston.

Вот, собственно, и всё, что можно увидеть глазами. Но очень рекомендую посмотреть, что показали приборы.

МЁД & ДЁГОТЬ

Настороженность, а еще больше (чего уж там) злорадное предвкушение возможности пройтись насчет сапожников и пирожников, после знакомства с дебютом Boston в дисциплине «Усилители» развеялись не то что без следа - без воспоминания. Готовился дебют долго, первый прототип, даже еще макет усилителя, был показан в Лас-Вегасе довольно давно. И он явно удался.

Boston укомплектован двумя клеммами-«лопатками» для дистанционного управления включением около входных гнезд, специально под межблочники с проводом remote.

Все органы управления расположены наверху, удобно, просторно, обозначены ясно и логично. Вся панель управления (вместе в контактными узлами) закрывается крышкой.

 

ИЗМЕРЕНИЯ (Юрий ЕВТУШЕНКО)

Boston GT-40

Максимальная мощность
(14,4 В, к.н.и. = 1%,
4 Ом/2 Ом), Вт 66,8/113
Максимальная мощность
(12,6 В, к.н.и. = 1%,
4 Ом/2 Ом), Вт 50,4/88,5
Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax,
4 Ом/2 Ом), % 0,012/0,012
Коэффициент нелинейных искажений
(4 кГц, P = 0,1 Pmax,
4 Ом/2 Ом), % 0,030/0,032
Входная чувствительность, В 0,2/6,3
Отношение сигнал/шум, дБА 104,5
Переходное затухание, дБ
(Л-П/Ф-Т) 64/71
Диапазон частот, Гц
(+0,5/-1дБ) 14 - 66000
Скорость нарастания сигнала
на выходе, В/мкс 60

Габаритные размеры, мм 357 х 196 х 56

Изготовитель специфицировал показатели выходной мощности при напряжении питания 14,4 В и (по нормам IASCA) 12,6 В, так что мы решили проверить те и другие. Наши измерения аккуратно превосходят заявки на 11 - 12%, и это комплимент не нам, а дотошности изготовителя. Приращение мощности на двухомной нагрузке составляет 68 - 77%, значит, источник питания сделан на совесть. Уровень нелинейных искажений от импеданса нагрузки не зависит, и это косвенно характеризует качество выходных каскадов. Мы даже решили проверить эти показатели на более высокой частоте (там искажения почти у всех усилителей возрастают, иногда существенно), и результаты можно увидеть в той же таблице. Диапазон регулирования чувствительности достаточен для работы с любыми головными устройствами. Шумы низкие (-90 дБ без взвешивающего фильтра). Переходное затухание не рекордное, но более чем приемлемое. АЧХ усилителя имеет небольшой подъём, достигающий +0,4 дБ на 20 кГц, который, впрочем, можно только измерить, но не услышать. Кстати, мы всегда частотный диапазон усилителей меряем по профессиональным нормам, по уровню -1 дБ. По -3 дБ получили 9 - 98000 Гц, а в наставлении сказано: 10 - 95000. Точность попадания можете оценить сами, и опять с комплиментами не к нам. Скорость нарастания выходного сигнала оказалась на пределе измерительных возможностей, просто вот так: «вжжик!». Точнее - существенно выше 55 В/мкс. Столь быстродействующий усилитель (к тому же немного перекорректированный по верхам) оказался, самым удивительным образом, предельно устойчивым: на емкостной нагрузке ток возрастает лишь на 20%, а частоту ВЧ-колебаний невозможно определить, поскольку это и не колебания, а лишь их следы.
Графики частотных характеристик фильтров показывают, что диапазон регулирования совпадает с заявкой лишь отчасти. То есть верхняя граница всех фильтров и вправду 350 ±10 Гц. А вот нижняя, которая для каналов Rear должна составить 50 Гц, в действительности точно такая же, как в каналах Front, то есть около 25 Гц. Нормально, запас карман не трет, только не доверяйте чересчур разметке потенциометра в каналах Rear. Добротность фильтра ВЧ в каналах фронта соответствует заявке, всплеск на АЧХ высотой 1,6 дБ - это и есть Q = 1,2, проверьте по учебнику.

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Четырёхканальный усилитель
КТО
Boston GT-40
ПОЧЕМ
$359
ЭТО - ПЛЮС
Исключительно удачные дизайн
и конструкция
Высокие технические характеристики
Высокое быстродействие
Высокая устойчивость на «тяжёлой» нагрузке
ЭТО - МИНУС
К чему бы тут придраться, а?..
ОДНИМ СЛОВОМ...
Можно два? Второй для приятеля...
РЕЙТИНГ
Мощность 8
Технические характеристики 9
Оснащенность 8
Фильтры 9
Удобство установки 9
Итог 43

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 2 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования