КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2003  

ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР

Сабвуфер MacAudio MacAbsolute 301 FA

Марк ГАСАНОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Сабвуферы мы тестируем четыре раза в год, каждый типоразмер по разу. Этого, в общем, достаточно, но бывают случаи, когда иные приходится пропускать вне очереди. Это, в частности, относится к фри-эйрным головкам. Потому, что они - редкость, и люди их ждут.

ПОЧЕМУ ЖДУТ - ПОНЯТНО. НЕ так уж редки инсталляции, когда сабвуфер требуется (или хочется) поставить не в ящик, а в заднюю полку салона. В этом разе ящиком для него будет объём багажника, а это, как правило, не меньше 200 литров («Ока» и Smart не в счёт). При обычном для сабвуферов эквивалентном объёме Vas, измеряемом десятками литров, это всё равно, что акустический экран. То есть, не совсем всё равно, но с приемлемой для практики точностью. Значит, полная добротность Qts у такого сабвуфера должна быть выше обычной, ближе к 0,7, а вот это как раз - редкость. Попробуем разобраться, почему так получается.

Полная добротность Qts на девять десятых определяется добротностью электрической Qes, а она, в свою очередь - тремя параметрами: частотой резонанса Fs, массой подвижной системы Mms и сопротивлением катушки (знаменатель), а также квадратом силового фактора BL (это числитель). Увеличение Mms, как и уменьшение силового фактора, как мы знаем, чревато снижением чувствительности, которая у наших сабвуферов и так не потрясает. Остаётся только увеличивать частоту резонанса, то есть радикально переделывать центрирующую шайбу и/или гофр. А это многим изготовителям лениво. Вот потому-то фри-эйрные сабвуферные головки встречаются не так часто, как хотелось бы.

Итак, полное имя этого сабвуфера - MacAbsolute 301 Free Air. Размер 300 мм - в немецких национальных единицах, в наших, соответственно, 12 дюймов. Звуковая катушка на двухдюймовом каркасе. Довольно жёсткий подвес с гофром 30 мм. Литая серебристого цвета корзина с широкими окнами вентиляции звуковой катушки. Отверстие в нижней торцевой шайбе диаметром 26 мм, этого, скорее всего, будет достаточно, чтобы избежать появления посторонних призвуков даже при монтаже сабвуфера «вверх дном». Шайба проточена изнутри для сохранности звуковой катушки, на что указывает характерный прилив на наружной поверхности. Диффузор представляет собой сферический сегмент из слоёного материала. Внизу - штамповка из алюминиевого листа, а вверху - аморфное полимерное покрытие. Вся конструкция диффузора получилась лёгкой, очень жёсткой и не звонкой. Для фиксации акустического кабеля служат пружинные зажимы. Шайбы магнитной системы не просто приклеены к ферриту, но стянуты между собой шестью винтами. Сделано, как говорится, на века. Собственно, это всё, что можно сказать без измерений.

Изготовитель указал только максимальную мощность, но, зная немецкую дотошность, можно предположить, что среднеквадратичная (RMS) будет 310 Вт. Для двухдюймовой звуковой катушки больше почти и не бывает. Чувствительность - примерно средняя для современного 12-дюймового сабвуфера и несколько ниже, чем мы в свое время измерили у ближайшего нефри-эйрного родственника - MacAbsolute 300. Коэффициент нелинейных искажений средний, по крайней мере, даже при подведённой мощности 20 Вт к.н.и. не превысил 7% на частоте 50 Гц. Заявленный линейный ход диффузора 25 мм. (С точки зрения конструкции нет никаких оснований оспаривать этот показатель.) Это, опять же, не рекорд, но позволяет отнести MacAbsolute к категории длинноходовых головок. А применительно к данному конкретному случаю это означает, что сабвуфер отработает свою максимальную мощность не только по теплу, но и по звуковому давлению.

Теперь взгляните в таблицу с параметрами Тиля - Смолла. Редчайший случай, когда в столбце, озаглавленном «Заявка», стоит по два численных значения в каждой строке. То есть заявки две - на самом динамике и в наставлении к нему, и они разные. Это избавило нас от необходимости прогнозировать АЧХ по параметрам изготовителя, вы там сначала сами разберитесь... Тем более что наши вычисления дали результаты по частоте резонанса и эквивалентному объёму - точно посередине между двумя заявками. Полная добротность получилась чуть ближе к фри-эйрной, чем по заявке. В варианте установки в акустический экран (фактически в ящик с объёмом выше 150 л) мы получаем в салоне довольно ровную АЧХ с акустическим усилением около 6 дБ, по величине вполне достаточным для того, чтобы даже при небольшой мощности усилителя головка заиграла как надо. Нижняя граница (в салоне, конечно) получится 7,5 Гц.

Оказалось, однако, что free air - не единственное призвание Mac Absolute 301. Головка может работать и в закрытом ящике, причем неожиданно довольно компактном. Если взять «кубик» 28 л, то получается довольно ровная АЧХ с подъёмом во всей сабвуферной области (от 100 Гц) и небольшим (2 дБ) горбиком у 50 Гц. Правда, акустическое усиление здесь «на круг» 2 дБ. Так что в графе «Компактность оформления» на этот раз стоит высокая оценка, нетипичная для сабов категории free air. Вопреки всем канонам решили попробовать с фазиком, но быстро вернулись назад, к канонам. Фазоинвертор получается только с объемом литров 70, нам такой хоккей для одной 12-дюймовой головки ни к чему.

МЁД & ДЁГОТЬ

Как иной раз бывает вредно рубить сплеча. После замеров параметров этой головки мелькнула мысль: да куда же это такая низкая частота резонанса для сабвуфера free air? Ясно ведь, что платить придётся чувствительностью. Теперь вот ясно, куда. Оказалось, что 301-й можно ставить не только в экран, но и загнать в довольно тесный ящик. В первом случае не самая высокая чувствительность с лихвой компенсируется возникающим акустическим усилением. Поэтому правильно было бы назвать этот динамик не «free air», а «можно и free air». Просто так длиннее...

Максимальная мощность
(по данным изготовителя), Вт 620
Нижняя частотная граница
(-3 дБ с учётом акустики салона), Гц 7,5
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,5
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), % 4,26
Максимальное звуковое давление
(в свободном поле), дБ 112,4

Параметры Тиля - Смолла
Заявка • Факт
Fs, Гц 26/32 • 29,1
Vas, л 76/56 • 66,2
Qts 0,60/0,52 • 0,64

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Сабвуфер 12 дюймов
КТО
MacAudio MacAbsolute 301 FA
ПОЧЕМ
$155
ЭТО - ПЛЮС
Большой допустимый ход диффузора
Разнообразное акустическое оформление
ЭТО - МИНУС
Невыдающаяся чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Фри-эйрная головка повышенной
универсальности
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 8
Максимальное звуковое
давление 7
Искажения 8
Компактность оформления 9
ИТОГ 41

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2003  
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования