КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2004

ГОЛОВЫ И ЛИЦА

АМ/ЧМ-РЕСИВЕРЫ С МОНИТОРОМ
Цена от 599 до 1499 у.е.

Олег ЛИХНИК
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Мы с вами давно привыкли именовать головные устройства «головами», пользуясь смысловой аллюзией, а никак не внешним сходством. И правда, подавляющее большинство наших «голов» похожи на что угодно, но только не на голову...

Audiovox  PAV-9

Prology AVM-700R

Kenwood KVT-M700

Alpine CVA-1044RR

МЁД & ДЁГОТЬ

УЧАСТНИКАМ СЕГОДНЯШНЕГО ТЕСТА, можно сказать, повезло. Не в том смысле, что они оказались участниками, на этот счёт как раз могут быть разные мнения. Везение, на наш взгляд, в том, что в их внешнем виде прослеживается некое единство формы и содержания. При выдвинутом дисплейном блоке эти головные устройства и вправду можно принять за голову некоего пришельца, какими их любят представлять нам режиссеры модного мэйнстрима. С плоским, но выразительным лицом. Впрочем, для нас с вами, давно приученных (к счастью или к несчастью) мыслить чисто технически, «выражение лица» такого устройства не больше чем видеоинформация, картинка, полученная от того или иного источника. И, изучая «физиономию» тех головных устройств, которые вошли в сегодняшний тест, мы будем оперировать привычными понятиями «яркость», «контрастность», «чёткость цветовых переходов» и «разрешение».

Думается, есть прямой резон лишний раз напомнить, какой смысл кроется за теми характеристиками видеотракта, которые ещё не стали для нас такими простыми и привычными, как характеристики звуковых устройств. Самый фундаментальный параметр — яркость — измеряется в канделах, отнесённых на квадратный метр площади самосветящейся поверхности (кд/м2). Если поверхность не самосветящаяся и освещается внешним источником, то её яркость измеряется в других единицах — люменах. Этими единицами оперируют, когда хотят определить яркость экрана, но поскольку проекционная техника пока что не пробилась в салон автомобиля, то мы можем с полным правом оставить люмены за рамками сегодняшнего повествования. Когда мы пользуемся регулятором контрастности (contrast) нашего монитора (или телевизора), то мы изменяем (увеличиваем или уменьшаем) максимальную яркость дисплея. Можно сказать, что контрастность (а не яркость) — это своего рода громкость в приложении к изображению. Тут надо отметить, что звук и изображение обрабатываются мозгом не одинаково. Громкость источника звука может меняться в широких пределах, просто источник кажется нам ближе или дальше, не переставая быть «естественным». Конечно, определённые границы «естественности» тоже существуют, к примеру, пение птиц не может «давить на уши», но для многих источников, как природных, так и искусственных, они достаточно широки. Что же касается перепада яркости, то есть контрастности, то только одно её значение мозг признаёт за «естественное» для каждого изображения. Тут есть много различных «но». Начнём с того, что очень мало дисплеев способны передать контрастность света и теней на снегу или на песке в пустыне: до 10000:1. К счастью, этого и не требуется — не ощущая полного эффекта присутствия, мы подсознательно дорисовываем кадр. При просмотре обычных сюжетов, когда светлые кадры сменяются затемнёнными, полная контрастность даже мешала бы — слишком много времени требовалось бы для того, чтобы глаз приспособился. Поэтому определённая «компрессия» изображения существовала всегда. При съёмке кино она в неявной форме задавалась возможностями фильмовых материалов, а позже стала вводиться в аналоговой или цифровой форме при копировании фильмов на видео или на DVD. Нетрудно прикинуть, что 10-разрядный видеоЦАП способен обеспечить контрастность 1000:1, и этого, как представляется, более чем достаточно для комфортного просмотра сюжетов.

Второе «но» связано с тем, что мы с вами не имеем возможности (а часто и не хотим) знакомиться с видеоматериалами в затемнённом помещении. В автомобиле в частности и в особенности. Да и на дому, представьте себе — сколько времени вы (или ваша жена) смогли бы уделить телевизору, если для этого надо непременно погасить свет до нуля? А если существуют другие источники света, кроме нашего «самосветящегося объекта», неизбежно возникнет паразитная засветка. А мы при этом не хотим, чтобы элементы изображения, имеющие малую яркость, приходилось домысливать (хотя это как раз очень распространённое явление). Разрулить ситуацию помогает регулятор яркости (brightness), которым задают нижнюю границу видеосигнала, как бы постоянную составляющую. В отличие от звукового, сигнал изображения несимметричен, и непосредственного аналога у регулятора яркости в звуковых цепях нет. Существуют специальные электронные таблицы, которые позволяют установить оптимальную для дисплея яркость: по исчезновению полосы, записанной с уровнем чернее чёрного. Максимальная контрастность устанавливается также по таблицам. В дисплеях с кинескопом — по «заплыванию» тонкой белой полосы на чёрном фоне, а в ЖК-дисплеях — по выходу в «насыщение» сигнала белого поля. Здесь самое время сказать, что с тех пор, как мы начали применять сертифицированный яркомер, измерения контрастности стали более строгими, соответственно, показатели — менее впечатляющими.

До сих пор мы говорили только о яркости, не касаясь цвета. С цветом всё и проще, и сложнее. Просто — с насыщенностью (color), регулируя которую, мы лишь управляем амплитудой цветовой составляющей декодированного композитного сигнала. Сложно — с цветовым тоном (tint). Объяснить в двух словах, что там происходит, довольно непросто. Достаточно сказать, что в системе PAL вектор цветовой составляющей переключается через строку от +90 на -90 градусов, поэтому «нуль» фазы устанавливается декодером автоматически, и регулятор цветового тона здесь не нужен. А в системе NTSC регулятор tint работает, в сущности, так же, как хорошо знакомый нам регулятор фазы в сабвуферных усилителях. Для полноты ещё добавлю, что в SECAM две цветоразностные составляющие передаются раздельно, каждая на своей поднесущей, поэтому фаза сигналов там никакой информации не несёт.

Как уже было писано, подавляющее большинство «широких» мониторов предусматривают несколько вариантов «подачи» изображения. Один из них (он у всех называется NORMAL) позволяет представить картинку формата 4:3 полностью и без геометрических искажений. А вот режим работы монитора с широкой (16:9) картинкой у кого-то называется WIDE, а у других — FULL. Можно растянуть кадр формата 4:3 равномерно, тогда верхняя и нижняя части изображения пропадают. Такой режим может называться CINEMA или ZOOM. Можно трансформировать кадр неравномерно, так что в центральной, наиболее информативной, части изображения геометрические искажения будут минимальны, а по краям — более значительны. Этот режим будет называться WIDE или JUST, или опять ZOOM, у кого как. Зачем такой разнобой в терминологии? Вопрос не к нам. Мы будем в тексте указывать только количество режимов развёртки, а что как называется — владелец разберётся сам.

Мы так подробно остановились на характеристиках видеосигнала по той простой причине, что монитор или ЖК-дисплей (LCD) — это самое интересное, что есть у героев сегодняшнего теста. Всё остальное знакомо нам уже далеко не первый год. Остальное — это звуковой ЧМ/АМ-тюнер с четырёхканальным усилителем, вместе получается АМ/ЧМ-ресивер. Останавливаться на характеристиках тюнеров, как и усилителя, наверное, нет смысла. Отметим только, что такое «композиционное» устройство, как ресивер/монитор, должно отличаться сложным интерфейсом, объединяющим возможности как обычной «головы», так и монитора. От звукового головного устройства сюда неизбежно входит шина чейнджера с аудиовходом (мало кому нынче нужен приёмник в чистом виде). Звуковых выходов чаще всего полный комплект — фронт, тыл и сабвуфер. Для монитора предназначаются несколько AV-входов, к которым можно подключить DVD-проигрыватель и/или видеомагнитофон, камеру заднего обзора, а также навигационную систему. Естественно, предусматривается и датчик стояночного тормоза, который блокирует видеоканал при движении автомобиля. (Столь же естественно, поскольку в российских законах на сей счёт ничего не сказано, в наших инсталляциях этот датчик чаще всего заземляют намертво, тем самым не ограничивая нашу свободу смотреть кино, когда нам заблагорассудится.) Пульт ДУ, который уже стал нормой для любого приличного головного устройства, в «головах с лицом» можно считать попросту необходимым.

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 1 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования