КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2004

ТАК УЖ ПОВЕЛОСЬ, ЧТО ЧАЩЕ всего для аудио и видео в автомобиле прокладываются разные пути. (Та же ситуация была и в жилище до начала эры домашних театров.) Типичным примером будет CD-ресивер с входом AUX (звук) и монитор со своим входом (видео). Или как вариант можно использовать декодер многоканального звука, но и в этом случае звуковое сопровождение фильмов и стереозвук аудиосистемы тоже идут каждый своим путём. Источники информации для звуковой и видеосистем тоже до сих пор были разными, хотя теперь с появлением DVD-ресиверов удаётся их совместить в одном лице, точнее, в одной «голове». Но монитор, опять же, отдельно. В соответствии со своей глобальной стратегией Alpine продолжает разработку систем, всё более склонных к одиночеству. Нам, к примеру, уже знакомы головные устройства, в которых сидят и кроссовер с возможностями, маловероятными для патриархальных RC-цепочек в усилителе, и эквалайзеры (заслуживающие той же характеристики). Знаком, даже хорошо, и процессор PXA-H700, который совмещает обязанности цифрового звукового процессора и декодера многоканального звука. Головное устройство, о котором пойдёт речь ниже, тоже отличается повышенной универсальностью. Выражаясь понятным языком, это DVD-ресивер с монитором, всё прочее — частности, хотя частностей — навалом, даже больше.

Итак, Mobile Media Station (такое имя дали IVA-D900R родители) позволяет как слушать музыку, так и смотреть фильмы, записанные на DVD, не прибегая к помощи внешних устройств. Чего здесь нет, так это декодера окружающего звука. Но, во-первых, не всем это нужно, во-вторых, IVA-D900R прямо рассчитан на подключение того же PXA-H700 либо H510, либо H900, с которыми мы знакомились прежде. Про это без всякой рисовки сообщено в описании, прилагаемом к продукту. Естественно, к аппарату можно подключить внешние AV или аудиоисточники, скажем, чейнджер, DVD-проигрыватель или ТВ-тюнер. Если они будут «правильными» (то есть с подключением по шине Ai-NET), то всеми можно управлять с помощью пульта ДУ головного устройства.

Понятно, что разместить все звуковые цепи вкупе с монитором и DVD-драйвом в стандартном однодиновом корпусе нереально (пока? Или совсем?..), поэтому комплект IVA-D900R состоит из двух блоков. Тюнер, усилители и весь интерфейс сосредоточены в блоке тюнера, который устанавливается в любом подходящем месте и который соединяется с головным блоком длинной, хотя, как показывает наш и не только опыт, совершенно помехозащищенной шиной. В мониторном блоке других соединений не предусмотрено, за исключением оптического выхода, по коему можно подать звук на декодер. Да, здесь ещё есть гнездо, куда подключается интерфейсный модуль, позволяющий использовать штатное ДУ автомобиля (кнопки на руле) добрых двух дюжин популярных марок. Весь прочий интерфейс «сидит» в блоке тюнера. Это три пары обычных выходов (Front, Rear, Sub), а также два AV-выхода — к ним можно подключить дублирующие мониторы. AV-входов, можно сказать, три с половиной: три полных и один вход видео для подключения парковочной камеры заднего вида. Этот вход управляется контактами фонаря заднего хода, и только от него на дисплее получается картинка независимо от состояния парковочного тормоза. Есть ещё гнездо для подключения по RGB видеосигнала от навигационной системы.

Пульт ДУ, по нашим меркам, очень крупный, так что размер его кнопок (уже по любым меркам) нареканий не вызывает. Правда, при управлении CD-проигрывателем приходит ощущение, что кнопки верхнего «креста» на пульте туговаты. Пульт многофункциональный, он управляет как головным устройством, так и внешним DVD-проигрывателем, ТВ/монитором или навигационной системой (Alpine, соответственно). Парадокс в том, что воспроизведением своего DVD пульт как раз не управляет, для этого используются семь кнопок, которые находятся под экраном монитора. Какая из систем в данный момент под контролем, помогают определить три светодиода на пульте. Можно даже включить подсветку кнопок, правда, не совсем логично то, что отключается она только самостоятельно, через пять секунд. В комплекте предусмотрен специальный ложемент, который можно закрепить в любом месте, затем класть на него пульт и ни о чем потом не думать. Или думать о прекрасном, это еще лучше.

Кнопок на передней панели немного. Те из них, что отвечают за выдвижение монитора и его положение, слишком плоские, и на ощупь с ними управляться несподручно. Уже упоминавшиеся семь кнопок на выдвижном дисплее тоже плоские, но здесь это продиктовано соображениями компоновки. Три кнопки фирменного зелёного цвета избыточно угловаты. А к прикладной (в обоих смыслах) эргономике энкодера придраться трудно даже при желании.

Съёмная передняя панель представляет собой очень миниатюрный фрагмент «лица» мониторного блока, но для неё почему-то предназначен полноразмерный чехол. Кстати, съём панельки не настолько идеален, как обычно бывает у Alpine, непривычный размер как-то не дался инженерам.

Все звуковые настройки объединены под общим заголовком Audio Processor. Здесь, во-первых, MediaXpander (MX), который работает не только как экспандер (расширитель динамического диапазона), но и попутно вносит амплитудную коррекцию в зависимости от выбранного источника. Кстати, для каждого входа AUX вы можете конкретизировать выбор источника: mp3, MOVIE или MUSIC. Регулировки тембра собраны под псевдонимом BASS ENGINE. Для баса выбирается центральная частота (60/70/80/90/100/130/150/180 Гц) и одно из четырёх значений добротности. Для ВЧ определяется только центральная частота (10/12,5/15/17,5 кГц). А ещё можно ввести временную задержку для любого из выходов (кроме сабвуферного) — индивидуально или попарно между L и R и между фронтом и тылом. В данном случае это будет именно задержка, а не опережение, как в процессоре той же торговой марки. Наконец, отключаемый фильтр сабвуферных каналов настраивается на частоту среза 80/120/160 Гц, в каналах Front и Rear можно задействовать фильтр ВЧ с теми же частотами. Удивительно, но управлять настройками звукового процессора дозволено только на стоянке, то есть когда задействован стояночный тормоз. Точно так же нельзя на ходу вводить заголовки дисков, как будто кроме водителя этим заняться некому. Может, и правильно, что в российских инсталляциях, как правило, купируют блокировки, связанные со стояночным тормозом.

Для выдвижного монитора предусмотрено 10 фиксированных положений, с углом установки примерно от 40 до 105 градусов. Меню настроек состоит из четырёх подменю: DVD, GENERAL, SYSTEM, DISPLAY. Настройки DVD типичные для любого DVD-проигрывателя, однако выйти в эти настройки получится только при отсутствии диска в слоте. Настройки GENERAL обычны для многих головных устройств Alpine, и, в частности, здесь можно выбрать режим работы тюнера: NORMAL, Hi-Fi и STABLE. С помощью меню SYSTEM вы задаете конфигурацию системы: какой из AV-входов надо задействовать, а какой нет. Для каждого из входов надо определить систему цветности (PAL или NTSC), автоматического режима не предусмотрено. Все настройки можно исполнить интуитивно, не заглядывая в наставление, но путешествие по меню требует терпения и изрядного количества свободного времени.

АМ-тюнер работает в диапазонах длинных и средних волн. ЧМ-тюнер запоминает шесть станций по убыванию мощности в течение 5 секунд. RDS-вещатели никаких льгот не имеют, и это, наверное, правильно. Декодер RDS обеспечивает поиск и режим ожидания для любого из 29 типов программ. Есть синхронизация часов по коду CT.

В головном устройстве реализованы все три обычных сервисных функции. Начальное считывание диска длится 10 секунд. Из вспомогательных режимов — повтор и случайное воспроизведение. При управлении чейнджером или воспроизведении файлов mp3 каждого режима будет по два.

Теперь слушаем. На mp3-файлах Alpine как всегда отличился. По крайней мере, вокал, записанный с битрейтом 128 кбит/с, неприятия не вызывает. Бас тугой, верх ненатуральный, но слух не режет. Рояль и тот слушать можно, хотя совсем «живым» его не назовёшь. Духовые, конечно, не совсем прозрачны, характерные призвуки флейт звучат нехарактерно. Ударная динамика отсутствует, но, повторюсь, всё вместе приемлемо, что для 128 кбит/с — исключение из общего правила.

256 кбит/с. Вокал стал жёстче и одновременно натуральнее, слышна акустика студии, рояль получил объём. В басах улучшилась атака, но рельеф остался тусклым. Верх уже не стеклянный, а металлический, но металл, судя по звучанию, благородный. У барабанов по-прежнему слабовата атака, да и послезвучия не очень отчётливы.

256 VBR. Счётчик битрейта на дисплее честно перемигивается цифрами: от 224 до 320 кбит/с. Тут уже появился объём у вокала. Рояль рассыпчат и даже красив. Атака и рельеф баса близки к тому, что мы привыкли слышать на диске, возникли фоновые призвуки, хотя они тише обычного. Верх немного острый, но это не очень заметно.

CDDA (то есть нормальный компакт). Верх очень точен и музыкален, это особенно чувствуется по контрасту с mp3. Рояль напорист, порой на грани агрессивности. С басами всё в порядке. Духовые понравились меньше: флейты порой пронзительны, а саксам, наоборот, не хватало свободы. Вокал иногда звучит холодновато, но при этом обаятелен и точен. В оркестровой музыке местами сглажены акценты, но не поручусь, что она от этого звучит хуже.

Саундтреки на DVD воспроизводится солидно и аккуратно: Alpine как будто не очень напирает на звуковые эффекты, но стремится бережно донести до слушателя замысел звукорежа. Правда, там, где эффекты составляют основное смысловое содержание звуковой дорожки («Три икса», «Видеосервис», кат. №110198), кажется, что Alpine немного недорабатывает по части фундаментальности. При подключении к процессору по оптике фундаментальность становится на место, а точность и аккуратность сохраняются.

DVD-проигрыватель читает диски только пятой зоны. Качество картинки на «родном» дисплее не оставляет сомнений: прогресс в характеристиках ЖК-дисплеев — это не маркетологический миф. Изображение контрастное и очень детальное и при этом меньше утомляет глаз, нежели обычные LCD-дисплеи. (Подозреваю, что это как раз связано с контрастностью.) Если же глаз «вооружить» соответствующим приборным обеспечением, то, как видно из таблицы, контрастность дисплея действительно очень высокая, а разрешение таково, что позволяет полностью передать всё, что записано на обычном (не тестовом) DVD: 440 линий при таком экране до сих пор можно было считать фантастикой. Цветной муар появляется лишь в области 500 линий, на обычном диске таких деталей и не бывает. Зонная пластинка совершенно не окрашена (таблица Snell & Wilcox) — даже непривычно. Понятно, что для внутреннего монитора разработчики использовали более выгодный способ подключения, чем архаичный композитный вход. При работе с внешним источником разрешение заметно скромнее, а на цветовых переходах (таблица «цветные полосы») появляются характерные зубцы. На переходе между красным и синим видна чёрная полоса, смазан и переход от жёлтого к голубому. Что ещё непривычно — это широкий обзор. Обычно для ЖК-дисплеев мы определяем угол обзора по резкому снижению контрастности (перед тем как картинка переходит в негатив). Для нового полисиликонового дисплея это не характерно: контрастность снижается не за счёт роста чёрных областей, а вследствие их «осветления», и это более привычно глазу, как будто мы смотрим проекционный телевизор. В общем, Alpine можно смотреть в пределах углов ±60 градусов по горизонтали и, по крайней мере, ±30 по вертикали.

Картинка смещена вверх на 1,5% — это нормально. Насыщенность, яркость и цветовой тон регулируются в пределах от -15 до +15. Насыщенность при работе со «своим» DVD-проигрывателем установили в положение +2, яркость в -6. С внешним источником цвет можно не трогать вовсе, а яркость поднять до +2. Интересно, что управлять одновременно проигрывателем и картинкой нельзя, для этого надо последовательно переходить через меню настроек. Красный цвет по внешнему входу почти идеален, да и при работе со «своим» источником он не намного хуже. Если диск записан в формате STANDARD или же на нём фигурирует надпись «4:3», то картинка на мониторе всегда будет растянута по горизонтали. Правда, таких дисков становится всё меньше. И потом, формат дисплея не совсем 16:9, его точные размеры 153 х 90 мм, так что растяжка не очень режет глаз.

ОДИНОЧКА

DVD-ресивер/монитор Alpine IVA-D900R

Марк ГАСАНОВ, Олег ЛИХНИК

Одно и то же слово может означать совершенно разное. Факт одиночества может означать неполную семью, может — сольную карьеру, а может — неограниченные возможности, когда кто-то способен решить любую задачу без посторонней помощи. Кто-то или то-то... Для «кого-то» у нас есть отдельная рубрика, а здесь — предмет неодушевленный, но очень самостоятельный.

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Alpine IVA-D900R
cерийный №0710193
Аудио
ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ 1,0/1,1
Полоса частот, Гц (-3 дБ) 31 — 16200
Отношение сигнал/шум дБА 67/69
Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,2
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -1,2/-2,0
Отношение сигнал/шум, дБА 89
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 81,5
Вибростойкость, мм >230
Уровень сигнала на линейном выходе, В 4,4
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%) 16,6
Регулировка тембров, дБ
ВЧ +13,2/-14,0
НЧ ±13,0
Видео
Монитор
Формат дисплея 16:9
Количество пикселей 800 х 480
Диагональ изображения, дюймы/мм 7/176
Системы цветности NTSC/PAL
Контрастность 310:1
Разрешающая способность
(источник: внутр./внешн.), ТВ-линий 440/270
DVD (композитный выход)
Разрешение по горизонтали, твл 440
Амплитуда сигнала
на линейном выходе, В 0,93

По изображению уже немало было сказано в основной части, так что обсудим результаты, которые дали измерения параметров звуковых. Как обычно, в зависимости от выбранного режима, у тюнера различаются показатели шумов и чувствительности. В режиме Hi-Fi немного ниже чувствительность, в STABLE — меньше шумы. В целом, не эксклюзив, но приемлемо. Характерный завал АЧХ CD-проигрывателя на верхней частотной границе связан с использованием БИХ-фильтра. В тесте процессоров уже было сказано, что фильтры этого типа не позволяют независимо управлять АЧХ и ФЧХ, и разработчики, как правило, выбирают ФЧХ. Относительный уровень шумов не самый низкий, присутствие цифрового процессора даёт о себе знать. Абсолютную фазу сигнала на линейном выходе, честно говоря, и проверять не хотели, у «Алпайна» в этом плане разночтений никогда не было. Проверили — и удивились: фаза в реверсе. Что же, новые времена — новые песни. Частоты среза фильтров получились такие: у ФНЧ (сабвуферные выходы) 93/131/175 Гц, у ФНЧ 99/138/185 Гц. Крутизна спада 12 дБ/окт.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
DVD-ресивер/монитор
КТО
Alpine IVA-D900R
ПОЧЕМ
$2699
ЭТО — ПЛЮС
Развитый интерфейс
Высокое качество изображения
ЭТО — МИНУС
Нет автомата опознавания системы
Повышенная трудоёмкость управления
ОДНИМ СЛОВОМ...
Одиночка-профессионал
РЕЙТИНГ
Технические характеристики 8
Оснащённость 9
Эргономика 7
Звук 8
Изображение 9
Итог 41

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 3 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования