КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2004

F.A.C.T. НАЛИЦО

Активный кроссовер Xetec F.A.C.T. F-3

Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Было время, когда активные кроссоверы как отдельные устройства даже участвовали у нас в групповых тестах. Было и, в общем-то, прошло. Усилители вырастили у себя фильтры, которых, как правило, достаточно для типовых инсталляций, систематическая надобность в выносном активном кроссовере вроде бы прошла. Но есть случай, когда встроенными в усилители кроссами обойтись или не удается, или неудобно.

А ЭТО КАК РАЗ УСТАНОВОЧНЫЙ СЛУЧАЙ, К КОТОрому по пути совершенствования движется значительная часть знатоков мобильного звука. У нас это называется «поканальным усилением». Это когда на каждый динамик многополосной (хотя бы двух-) акустики выделен свой канал усиления, а фильтрация частотных полос ведется не на выходе, пассивными фильтрами, а на входе каждого канала.

Преимущества активной фильтрации и поканального усиления давно и хорошо известны. Это и более полное использование мощности и фактора демпфирования усилителей, и снижение интермодуляции, которой взяться неоткуда, существенно разные частотные полосы усиливаются разными устройствами, и главное — возможность гибко и в той или иной мере оперативно изменять характеристики фильтров, определяющих, что какой динамик поет.

Что в таких случаях хочется, но не всегда возможно менять? Частоты раздела — это в первую очередь. Уровень сигнала по полосам — во вторую, или нет, тоже в первую. И еще хотелось бы поиграть с фазами или временными задержками, чтобы совместить волновые фронты, производимые отдельными излучателями, фазовые соотношения которых в реальном салоне машины малопредсказуемы.

Сделать все это фильтрами, встроенными в усилители? Попробовать можно, но тогда выбор усилителей для задуманной установки сузится раз в десять, а то и пятнадцать. По набравшейся у нас статистике тестов усилителей, на групповой тест именно такой численности, 10 — 15 моделей, приходится от ни одного до одного-двух аппаратов, в которых фильтры могут делить полосу частот между мидбасом и пищалкой в двухполосной системе, на практике для этого надо бы иметь пределы регулирования от 2 до 5 кГц. А даже и имея такие фильтры, еще неизвестно, удастся ли усилительное хозяйство связать в единую систему, где образовывались бы правильно выделенные полосы частот, для этого нужно, чтобы у всех или части усилителей были фильтрованные линейные выходы. Выбор сокращается еще раз в пять и переносится в заметно недешевую ценовую группу.

Это не говоря уже о практическом аспекте. Попробуйте-ка в системе из трех двухканальных усилителей (двухполосный фронт на двух, сабвуфер — мостом на третьем) сдвинуть частоту раздела «мидбас — пищалка» и послушать, что изменилось в звучании. Скажите только, когда начнете, мы в это время пообедаем. Неспешно и с бутылочкой славного чилийского. Времени у нас будет предостаточно, а вернувшись к вам, мы, скорее всего, обнаружим, что вы, проведя немало времени в позе нетрадиционной ориентации над открытым багажником, пытаетесь вспомнить, как было до нашего обеда, потому что как стало потом, оказалось хуже. Нет, можно настроить, можно, но неудобно и даже рискованно — звуковая память недолговечна, и сопоставление результатов теряет достоверность.

Технический прогресс, конечно, пришел нам на помощь, и для поканальной системы с гибкими регулировками есть решение. Есть многофункциональные звуковые процессоры, как отдельно стоящие, так и встроенные в головные устройства. Но для многих на дороге к таким устройствам обнаруживаются две глубокие колдобины. Первая — экономическая, все такие устройства — сильно про деньги (встроенные — про меньшие, но здесь опять встает во весь рост фактор сужения выбора). А вы и так уже на усилителях поиздержались. Второе соображение — почти медицинское. В сообществе car audio существует специфическая форма аллергии — на цифровую обработку звука. У многих она проявляется в неизлечимой форме, и, поставленные перед выбором — гибко, удобно, оперативно, но с помощью цифровой обработки, или неудобно, трудно, непрактично, только с некоторыми типами усилителей, они, рабы своей болезни, вынуждены выбирать второе.

Таковы факты. И свое отношение к этим фактам германская фирма Xetec сформулировала твердо: они — за поканалку. Для своего мировоззрения они даже придумали особое название, Full Active Crossover Technology. Сокращенно F.A.C.T. Но декларировать — это одно, а предложить решение — иное. Решение Xetec* материализовалось в виде активного кроссовера модели F-3.

Физически устройство помещено в ставшем довольно редким формате — 1/2 DIN. То есть с самого начала предназначено для расположения на приборной панели, в крайнем случае — под ней, где можно, или в бардачке. Формат 1/2 DIN, некогда весьма популярный у многополосных регуляторов тембра, выдаваемых за эквалайзеры, оставляет не много простора для фантазии при размещении на панели управления ручек регуляторов. Или в один ряд, или почти никак иначе. Ряд ручек, протянувшийся вдоль лицевой панели F-3, выполняет функции довольно фундаментальных, в принципе, установок системы, хотя выглядит все как оперативные регулировки. Это, наверное, надо иметь в виду при установке, чтобы ненароком не попалось не в меру инициативному пассажиру под руку.

F-3 — полноценный (и с немалыми бонусами) активный трехполосный кроссовер. Конфигурация системы, которой он, в одиночку, может управлять — двухполосный фронт с поканальным усилением и сабвуфер, с усилением, надо думать ясно, своим, отдельным. По документам F-3 может делить полосы между сабвуфером и мидбасом фронта на частоте от примерно 50 — 60 (там пределы ФВЧ и ФНЧ разные) до 250 — 300 Гц, а мидбас с пищалкой — на частоте от 2,3 до 6,5 кГц. Для сабвуфера (он по терминологии Xetec называется Bass) есть отдельный фильтр-сабсоник, с частотой среза (Bass Highpass, по той же терминологии) от 22 до 160 Гц. Последний не отключается, но нижний частотный предел, по существу, эквивалентен полному изъятию сабсоника из тракта. Входы и выходы на задней панели, понятное дело, соответствуют полосовым каналам Bass, Woofer и Tweeter.

Структура регулировок, надо признать, весьма остроумная. Частота раздела «сабвуфер — мидбас» задается раздельными регуляторами (Woofer Highpass-Bass lowpass), а между мидбасом и пищалкой — общим, перестраивающим сразу два фильтра. Этот, один из главных, в сущности, регуляторов назван x-over frequency. Теперь, когда F-3 установлен во главе системы, появляется возможность с места слушателя менять все три фундаментальные частоты в поканальной системе с сабвуфером: раздел между сабом и мидбасом, между НЧ и ВЧ на фронте и установку инфразвукового фильтра. Все частотные регуляторы, что любопытно, выполнены с центральным фиксирующим «щелчком», значения частоты, ему соответствующие, сообщаются в описании: для раздела НЧ/ВЧ фронта, например, это 4,1 кГц, которые фирма характеризует как «наиболее типичное значение». Такое же типичное значение «отщелкивают» и регуляторы на границе сабвуферного диапазона: 90 Гц. Так что, даже не глядя на шкалы регуляторов, можно установить их в положение некоторой «печки» от которой начинаются танцы тонкой настройки системы. Более того (это не единственное «более того», готовьтесь), с панели F-3 можно регулировать как общий уровень сигнала, так и отдельно уровни на сабвуфере (что заменяет дистанционный регулятор баса, его теперь от усилителя можно не требовать, а места для лишнего регулятора на приборной панели не искать) и на пищалке (а здесь аналога в традиционной усилительной технике вообще нет). Получается, фактически независимая регулировка уровней всех полос системы с одного, очень просто управляемого пульта, при этом «печкой» уровня служит канал мидбасов.

Но и это не все, ведь предупреждали. Уникальная особенность F-3 — возможность регулировки фазы на... пищалках. Не на сабвфуере, это как раз в усилителях встречается теперь уже нередко, а на пищалках, причем раздельно для левой и правой.

Теперь понятно, что F-3 средствами аналоговой техники предоставляет возможности, традиционно (уже) ассоциирующиеся с техникой цифровой. Помимо частотного деления есть возможность изменять фазу на ВЧ-головках (в обе стороны, от -180 до +180 градусов, со «щелчком» в нулевом положении) как одновременно, так и по отдельности.

Полагаете, все? А вот и нет. Дополнительные возможности F-3 открываются, в буквальном смысле, вместе с верхней крышкой. Там, для начала, есть джампер, изменяющий конфигурацию общего провода с фиксированной на плавающую, необходимую, если используются балансные соединения. Два других джампера вводят фиксированную, но, по уверениям разработчиков, очень часто необходимую коррекцию АЧХ в канале мидбасов для подчеркивания (или неподчеркивания) составляющих верхнего баса — нижней середины. И наконец: на плате оставлен просторный участок с разъемом в центре, в состоянии поставки в него установлена плата-заглушка. Это дело предназначено для не имеющей аналогов, знакомой нам по усилителям Xetec Gravity системы предварительной коррекции АЧХ в салоне car EQ.

В разъем устанавливается плата из ассортимента фирмы для конкретного автомобиля. У нас вот от теста одного из Gravity остались два модуля: для Alfa Romeo 156 и минивэна Ford Galaxy. При установке соответствующего модуля АЧХ тракта F-3 изменяется запрограммированным образом: именно так, как, по исследованиям инженеров Xetec, требуется с учетом особенностей внутренней акустики этого автомобиля. О том, что внутри находится и работает модуль car EQ, сигнализирует светодиод на лицевой панели, а крайний правый переключатель Front/Rear перебрасывает установленный модуль в требуемое положение, в зависимости от того, какую акустику, фронтальную или тыловую, обслуживает F-3. Что, в принципе, означает возможность применения в системе двух F-3, если система по своему предназначению призвана создавать «звук вокруг» и для этого снабжена развитой тыловой акустикой.

МЁД & ДЁГОТЬ

Кто бы мог предположить, что в разгар цифровой лихорадки кто-то отважится предложить подобное средство аналоговой обработки сигнала? Возможности, предоставляемые F-3, нам показались совершенно несоразмерными стоимости устройства. В пользу возможностей. Можно придраться к тому, что такой ответственный многофункциональный регулятор в форме прибора с ручками-крутилками «на лице», приглашающими любого желающего реализовать свою концепцию звуковой сцены — это, конечно, рискованно. Но намерение Xetec в этом отношении остается ясным: дать возможность работать со сценой с места слушателя, просто и оперативно. А если что, так надо по рукам давать, мы не в игрушки играем...

* Кстати, название фирмы произносится «Зитек», романо-германские языки «кыс-кыс» в начале слова не выносят. Именно поэтому то, что у нас в офисах, называется «зирокс», а то, что в фарах — «зинон» и так далее. Вот чего не переношу — так это иностранцев и ксенофобию (у них — «зинофобиа»)...

Полный частотный диапазон
(+0/-1 дБ), Гц 27,5 — 42000
Максимальное выходное
напряжение, В 6,3
Отношение сигнал/шум, дБА 89
Переходное затухание, дБ 77,5
Коэффициент нелинейных
искажений, % 0,01
Габаритные размеры, мм 177 х 140 х 25

Графики АЧХ собственно кроссоверной части: все фильтры 2-го порядка, с характеристикой Линквица — Райли, выполнены прецизионно. Пределы регулировки частот среза фильтров таковы, что в двухполосной системе с сабвуфером ситуации, при которой чего-то может не хватить, в принципе быть не может. Сабвуферный фильтр можно гонять от 50 Гц снизу до 300 вверху, мидбас может быть подрезан на нижних частотах начиная с 55 Гц и до 300 с лишним, частота основного раздела «мидбас — пищалка» может быть выбрана от 2,3 до 8 кГц. Более того: вполне возможно применение F-3 и в трехполосном фронте. Фильтр, формально анонсированный как сабсоник, вместе с ФНЧ канала Bass (в обычном применении — сабвуферном) может обслуживать НЧ-головку трехполосного фронта, работающую до 300 Гц. Выше — диффузорная середина, подключенная к каналам Woofer, еще выше — пищалка. При этом уровень будет регулироваться независимо на НЧ и ВЧ-излучателях, со среднечастотниками в роли «печки».

Woofer EQ (перемычки внутри корпуса) при самой широкой полосе канала Woofer дает плавный подъем нижней середины и верхнего баса. Жаль, что это не с передней панели, видно, уже места не хватило. Черные линии выше 1 кГц — действие фазового регулятора каналов Tweeter. Все очень четко: практически независимый от частоты сдвиг фазы размахом 360 градусов. Кривые получены в положении самой широкой полосы на выходе ВЧ-каналов. Мы, кстати, послушали, как это воспринимается на слух. Несмотря на то, что по теории фазовые характеристики ВЧ-излучателей мало сказываются на локализации, на практике субъективное восприятие звуковой сцены менялось существенно, как при ее намеренном «перекосе», когда изменялась фаза на одной пищалке, так и при синхронной регулировке, сцену удавалось заметно деформировать по ширине и высоте. При этом одновременно менялся и общий тональный баланс: мидбас и пищалка по-другому взаимодействовали в полосе «общей ответственности». Увлекательное занятие, скажу вам...

А вот что происходит с АЧХ каналов Woofer при установке двух разных «персональных» модулей коррекции и при двух положениях переключателя Front/Rear. Надо полагать, у специалистов Xetec были основания вводить именно такую коррекцию. До сих пор все, что они делали, было предельно оправданно.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Активный кроссовер
КТО
Xetec F.A.C.T. F-3
ПОЧЕМ
$109
ЭТО — ПЛЮС
Предельно универсальный кроссовер
Уникальная возможность установки
фазы на ВЧ
Компактная и эргономичная конструкция
Совершенно не пугающая цена
ЭТО — МИНУС
Уязвимость регулировок для посторонних
ОДНИМ СЛОВОМ...
По существу — многофункциональный
аналоговый процессор сигнала
РЕЙТИНГ
Технические характеристики 8
Оснащённость 9
Интерфейс 8
Эргономика 9
Звук 8
Итог 42

Рубрики • НА КОВЕР! Журнал "Автозвук" •  № 5 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования