КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2004

ГОЛОВЫ И ШЕИ

DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛИ • Цена от 150 до 799 у.е.

Олег ЛИХНИК. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Каждому, кому хоть однажды доводилось жениться по полному советскому обряду — с приглашением гостей и родственников за ломящийся стол, приходилось выслушивать пугающие своей новизной рассуждения умудрённых родичей на тему, что муж — голова, а жена — шея, и куда она повернёт, туда и голова глядеть будет. Если солидаризоваться с позицией желающей молодым только добра двоюродной тётушки, традиционное головное устройство — это и голова (откуда приходят все мысли, в виде музыки или видео), и шея, то есть средства, помогающие направить деятельность собственно мозгов в нужную сторону.

Alpine DVA-5210 • Challenger VXM 2000 • Panasonic CX-DVP292N • Phantom DVD-300
Power Acoustik PADVD-350 • Sony DVX-11B • Soundstream VDVD-160

МОЖНО СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ «ГОЛОВУ» БЕЗ «шеи»? Если без кавычек — элементарно. Берётся, например, генерал штабного достоинства, которому рубашки и фуражки кроят с одного замера. А в переносном смысле — это либо холостяк, либо такое головное устройство, которое ничем не управляет по причине отсутствия самой возможности чем-либо управлять.

Как раз такими и оказались участники сегодняшнего теста — «отдельно стоящие» (английское stand alone тут очень к месту) DVD-проигрыватели. По габаритным размерам, а зачастую и по виду — это типичные «головы», с мозгами дай бог каждому: DVD вообще предъявляет повышенные требования к «образованию», а нынешние аппараты, предназначенные для работы с различными форматами, отличаются особой сообразительностью. Кстати, когда будете знакомиться с тестом, обратите внимание на диалектику внешнего вида автомобильных DVD-проигрывателей. Если раньше наиболее доступные аппараты представляли собой лишь более компактную (и несколько упрощённую — за счёт дисплея) копию домашних устройств аналогичного назначения, то ныне почти все они имеют типично «автомобильный» вид, так что от настоящей «головы» (которая с «шеей») их отличить не так и просто. Раньше в тестах DVD-проигрывателей у нас было принято давать габаритные размеры, что было осмысленно: они все были разные. Теперь у большинства габариты отвечают известному стандарту DIN, поэтому в сегодняшнем тесте размеры указаны лишь для единственного аппарата, который не вписывается в стандарт. Основное внешнее отличие DVD-проигрывателей от классических головных устройств состоит в отсутствии дисплея (за редким исключением).

Думается, большинство читателей уже свели короткое знакомство с DVD-проигрывателями, так что особенно распространяться о возможностях формата, наверное, смысла нет. Но, с другой стороны, учитывая наше повальное увлечение «упрощёнными лицензиями» и (тоже несложными) «пиратками», наверное, есть смысл вспомнить, что мы теряем. Итак, стандарт DVD допускает запись субтитров на тридцати двух языках и до восьми «укладок» звукового сопровождения. Конечно, многочисленные субтитры это большая редкость, но когда на переводном DVD я не нахожу русских субтитров, сразу понимаю, что производитель элементарно сэкономил на нас с вами и на потребителя ему в высокой степени наплевать. (Замечу, что в Европе мне ни разу не попадались диски без субтитров на языке той страны, где они продаются.) Что же касается иноязычных субтитров, то это полезная опция, к примеру, для тех, кто хотел бы совершенствоваться в языке. Восемь вариантов звука — это тоже, конечно, крайность, но на нормальных дисках встречаются «треки», скажем, с английским Dolby Digital (DD), английским же Digital Theater Systems (DTS) и ещё испанским Dolby Pro Logic (DPL). На концертных записях часто присутствует вариант с «чистым» стерео. Между прочим, одновременно на DVD можно считывать два цифровых потока — на нормальных дисках эта опция используется для того, чтобы включить комментарий продюсера одновременно с основным «саундтреком», а на наших «упрощённых лицензиях» вместо комментария идёт актёрский перевод, который у нас называют «полным дублированным переводом». Что же касается меню, то красочность его оформления (или анимации) мало для кого имеет решающее значение, но на многих наших дисках оно выполняется попросту убого.

Итак, в меню диска вы выбираете языки или, в общем случае, саундтрек, язык титров и, при необходимости, заданный номер части (title). Кстати, если кто не знает, части подразделяются на более мелкие фрагменты, называемые главками (chapter). Нужный вариант звука (audio) или субтитров (subtitle) практически всегда можно выбрать, минуя меню — на пульте управления проигрывателем для этого предусматриваются соответствующие кнопки. Точно так же специальные кнопки позволяют увеличить изображение (в несколько ступеней — кнопка zoom) и выбрать угол просмотра (angle). И опять же для тех, кто пользуется только «пиратками», кнопка angle может показаться попросту лишней, в то время как на «настоящих» DVD встречаются материалы (чаще — музыкального плана), снятые одновременно четырьмя камерами. Я, конечно, понимаю, что призывать всех пользоваться только «правильными» дисками занятие неблагодарное, но, согласитесь, некоторые плюсы в этом всё-таки есть.

Впрочем, не подумайте, что автор такой вот правильный. Я, к примеру (наверное, как и все, кто не связан с дистрибуцией дисков), очень отрицательно отношусь к плодам соглашений DVD-консорциума, в результате которых весь мир оказался поделён на шесть регионов (или, как у нас говорят, «зон», что, наверное, даже более точно). Американцы, в частности, проживают в первой зоне, мы с вами — в зоне (или на зоне?) №5, а законопослушная Европа отнесена к региону за номером два. Спрашивается, почему я не могу смотреть у себя дома DVD, купленный в одном экземпляре, скажем, в Англии за кровные 20 фунтов (то есть за $36 — по дешёвке на распродаже), если у меня «правильный» DVD-проигрыватель, поддерживающий решения консорциума? К счастью, наши продавцы электроники давно уже осознали, что в России DVD-проигрыватель должен быть мультизонным, и проводят соответствующую предпродажную подготовку.

Меню настройки DVD-проигрывателя включает в себя несколько основных позиций, которые повторяются с минимальными вариациями и, соответственно, в ходе самого теста могут не обсуждаться. Первая позиция — меню предпочтений. Здесь вы выбираете языки диалогов и субтитров, которые будут заданы по умолчанию, если таковые присутствуют на диске. Можно установить и язык самого меню: тут чаще всего выбор невелик, и русский язык в этом перечне — редкость. Общие настройки — формат дисплея монитора/телевизора (16:9 или 4:3) и системы цветности (NTSC или PAL — дисков в системе SECAM, видимо, не существует). Преобразователь форматов обычно работает таким образом, что если диск записан в формате 4:3, то для сохранения правильной геометрии режим монитора должен быть «нормальным» (4:3), даже если он широкий, а в проигрывателе установлен режим Wide («широкий»). А вот если диск записан в широком формате, то какой формат кадра «назначен» в проигрывателе, таким же и должен быть монитор. Если разобраться, то так оно и должно быть, поскольку в любом «широком» мониторе есть режим Normal, а в «нормальном» мониторе (или телевизоре) режима Wide чаще всего и не бывает. Наличие в проигрывателе переключателя цветности означает и присутствие транскодера (NTSC в PAL и наоборот), и пользоваться ими следует только в том случае, если ваш монитор не поддерживает лишь один из стандартов. Почему? Потому, что преобразование стандартов неминуемо влечёт за собой как минимум возрастание шумов, а нередко и появление артефактов вроде характерной наклонной «сетки» с тактовой частотой транскодера и даже геометрические искажения, связанные с изменением размера по вертикали (в NTSC 585 строк против 625 в PAL).

Следующие позиции меню установок связаны со звуком. Здесь вы вольны выбрать вид сигнала на аналоговом выходе: стерео либо так называемый «даунмикс» (downmix), или, попросту говоря, «сборка» — такой сигнал потом можно «разобрать» аналоговым декодером DPL. На цифровом выходе можно получить цифровой поток (bitstream) для обработки декодером DD, либо ИКМ (PCM) сигнал для работы с внешним ЦАПом. Естественно, при воспроизведении обычных CD на цифровом выходе появляется только PCM. Если аппарат готов читать записи в DTS, то меню часто (но не всегда — зависит от используемого набора микросхем) предлагает вам решить, нужен ли вам на выходе соответствующий bitstream, или перекодировать его в PCM. Если проигрыватель снабжён собственным декодером 5.1, то прибавляются обычные настройки декодера — выбор конфигурации системы, относительных уровней для сабвуфера, центра и тылов, а также временных задержек. Как правило, вы ещё можете ввести компрессирование звука, чтобы удобнее было смотреть кино на малой громкости. Впрочем, я не думаю, что домашний (и тем более мобильный) театр придумывался для того, чтобы смотреть его «шёпотом». Есть ещё одна позиция — так называемые «родительские ограничения». Если задействовать эту опцию, то аппарат откажется воспроизводить диски, «родительский код» которых выше, чем тот, что установлен вами — по крайней мере, пока не будет введён соответствующий пароль. На наших DVD (и не только «амёбных») код PG отсутствует как класс, да и вообще, в машине детям без взрослых делать нечего, так что не будем об этом.

Есть ещё некоторые функции, которые являются непременным атрибутом DVD-проигрывателя, и мы будем подразумевать их наличие по умолчанию. Это так называемые адресные переходы — по номеру части и главки (переход по времени есть не у всех), а также режимы повтора. Повтор работает для треков/файлов (CD/mp3), а также для частей и главок (DVD).

Нынешний тест объединил аппараты довольно широкой ценовой категории — от вполне доступных до доступных «ограниченно», то есть очень доступных, но не для всех. Возможно, в будущем придётся вводить ценовые рамки, хотя, с другой стороны, гранды car audio/video в номинации «чистых» DVD-проигрывателей участвуют не очень охотно, оставляя эту позицию «молодым тиграм» из ЮВА. Программа теста включала обычные измерения звуковых характеристик (при воспроизведении тестовых CD), измерения разрешающей способности и уровня видеосигнала, а также субъективную оценку качества изображения и звука. Как и в прошлый раз, звучание оценивалось отдельно для CD, mp3 и DVD, эти оценки приведены в соответствующей графе рейтинга через дробь. Суммарный балл определялся по осреднённой оценке звучания, так что и на этот раз итоговая оценка включает дробную составляющую. Результаты прослушивания в mp3 приведены в сокращённом варианте, так, чтобы отметить только ключевые моменты — рамки группового теста накладывают свои ограничения. С недавних пор мы решили не оценивать качество звучания с внешним декодером — как показывает опыт, оно в наибольшей степени будет зависеть от качества самого декодера.

Распространение сжатых звуковых форматов (mp3 и WMA) привело к тому, что мы относительно свободно разбираемся в значениях, характеризующих скорость цифрового потока, и можем себе представить, к примеру, как звучит фонограмма в mp3 (MPEG-1 Audio Layer 3) с битрейтом 128 или 256 Кбит/с. Поэтому позволю себе привести небольшую табличку, которая характеризует форматы записи на VCD и DVD.

  VCD 2.0 DVD-Video
Аудио
Обозначение алгоритма MPEG1 Layer 2 MPEG2, DD, DTS, PCM
Битрейт, Кбит/с 224 32 — 912 (MPEG)
    64 — 448 (DD)
    64 — 1536 (DTS)
Допустимое число потоков 1 8
Число каналов в потоке 2 8 (max)
Видео
Обозначение алгоритма MPEG1 MPEG2
Битрейт, Кбит/с 1152 9800 (max)

Обратите внимание — скорость цифрового потока по звуку (особенно в DD) далеко не бесконечна, а значит, чем больше каналов, тем выше компрессия по каждому из них. Тогда можно задуматься — а действительно ли DD EX (7.1) сулит райское блаженство? Впрочем, этот вопрос ещё придёт пора исследовать, сейчас у нас более конкретные задачи...

МЁД & ДЁГОТЬ

«Лидером» по всему (в смысле — по сумме) оказывается Sony. Аппарат с хорошей эргономикой, стабильно высокими техническими характеристиками, и главное, гармоничный. Под гармонией понимается, что Sony не слишком выделяется ни по одному из качественных параметров, но зато и ни один из них не заслужил сниженной оценки. Похоже, это стиль фирмы.

У Alpine результаты несколько отличаются. Это аппарат с большими возможностями, который эффективно встраивается в сколь угодно сложную систему. Но при этом не свободен от некоторых проблем с эргономикой, а отсутствие в стандартной комплектации приёмника ДУ ничего, кроме досады, вызвать не может. Зато инженеры фирмы основательно разобрались с компрессированными форматами — звучание в mp3 и DD заслужило самую высокую оценку. Так что Alpine — несомненный «Фаворит».

Третий из «продвинутых» участников, Panasonic, по идеологии близок к «Алпайну», разве что по шине не управляется и качество звучания в mp3 нами было оценено чуть ниже, что и обусловило некоторое отставание от «Фаворита». И потом, за такие деньги, если по понятиям, можно было дать двухканальный декодер DTS, как у ближайших соседей по тесту.

Такой декодер неожиданно был обнаружен у гораздо более доступного аппарата Soundstream, так что его можно в первую очередь рекомендовать тем, кто владеет коллекцией «первозонников».

В компании доступных DVD-проигрывателей можно выделить Challenger, который отстал от тройки лидеров на доли балла. И это притом что присутствие DSP неминуемо сказалось на измеренных характеристиках, и здесь Challenger получил далеко не самую высокую оценку. Сложилось впечатление, что по качеству звучания этот аппарат вполне мог бы вмешаться в спор лидеров.

Power Acoustik привлекает внимание тем, что в нём есть и декодер, и цифровой выход. То, что в домашней технике норма, у нас почему-то считается чуть ли не эксклюзивом, но факт остаётся фактом — в нашей сегодняшней подборке такой аппарат представлен в единственном числе.

По сумме характеристик несколько меньше понравился Phantom, но у него тоже есть свой плюс — он дешевле любого другого из известных автомобильных аппаратов. А для кого-то этот плюс может перевесить всё остальное.

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 11 / 2004
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования