КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 4 / 2005

ТЕХНИКА РЕАЛЬНОГО БАСА

САБВУФЕРЫ 15’’

Марк ГАСАНОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

В действительности, чтобы получить в машине реальный бас, конечно, не обязательно нужен 15-дюймовый сабвуфер. Но так оно проще. И конкретнее...

Soundstream EG-15X

MTX T5515-04

Hertz ES 380

Clarion XW 1500

Power Acoustik FUBR-15

VIBE Space 15

Art Sound Vulcan 15

Beyma Power 15

JL Audio 15W3v2-D4

Peerless R15

МЁД & ДЁГОТЬ

Самый внушительный с виду участник оказался и самым умелым в сабвуферном многоборье. Это — Power Acoustik FUBR. В своё время мы высоко оценили достоинства 10-дюймовой модели той же серии, теперь выяснилось, что в полтора раза большая по калибру — тоже изделие первостатейное. А может, это тот же самый, только с того времени подрос? Как бы там ни было: «Лидер», и несомненный. На роль «Фаворита» теста с очень близкой аргументацией претендуют три участника: VIBE, Art Sound и JL Audio. Для разруливания «тай-брейка» мы воспользовались критерием, который в наибольшей степени определяет качество звучания будущей установки — форму АЧХ в салоне. По этому критерию произведение классиков сабвуферного искусства JL Audio оказывается в наиболее выгодной позиции, поэтому и получает звание «Фаворита».
Что же касается рекомендованных компонентов, тут снова три заявки, но от совершенно непохожих персонажей. Традиционный по параметрам и отлично выполненный Hertz попал в компанию MTX, оказавшегося менее традиционным и совсем ни на что не похожей испанской Beyma, не скрывающей своего родства с профессиональной акустикой. Подходы к трём нужны совершенно разные, тут даже сравнивать трудно. Объединяет три рекомендованные компонента одно: они этого подхода заслуживают.

ЗНАЕМ, ВЫУЧИЛИ: РАЗМЕР ДИФФУЗОРА — это всего лишь звуковое давление. Но ведь не так уж мало среди нас вами людей, которым только это и нужно. Другим необходимо звуковое давление вкупе с низкими искажениями, что уже серьёзно, а для решения этой задачи опять надо брать большие динамики. И, кстати, чем больше их будет, тем лучше.

Не секрет также и то, что в этой простой жизни за всё принято платить. За конкретный бас в том числе. В данном случае — площадями и объёмами. Не раз и не два мы писали, что аппетиты басовых динамиков по части объёма оформления возрастают в весьма разорительной геометрической прогрессии, где площадь диффузора фигурирует в квадрате, а диаметр, стало быть, в четвёртой степени. Разработчики техники «реального баса» эту прогрессию знают не хуже нас с вами и пытаются, насколько возможно, смягчить удар, делая подвеску жёсткой, а диффузор — тяжёлым, что, вместе взятое, способно уменьшить величину эквивалентного объёма головки, а вслед за ней — потребный литраж оформления. Но против фундаментальных законов природы (акустика — это её часть) не попрешь. Автомобильные сабвуферные головки и так уже делаются предельно жёсткими, а расплата за это — к.п.д., или, по-нашему, SPL. Но раз уж «пятнашки» и берут чаще всего ради того самого SPL (звукового давления), то совсем уж гасить у них отдачу как-то не принято. Всё, приехали. Нужен конкретный бас — давай ему вполне реальный объём.

Какой объём мы будем считать в данном случае реальным? (Если помните, характерным объёмом мы считаем среднее геометрическое между объёмом ЗЯ (закрытого ящика) и ФИ (фазоинвертора)). Для «двенашек», опять же, если помните, критерий был такой: 20 л — это «компакт», 40 л и дальше — «некомпакт». У пятнадцатидюймовых сабов компакт — это ящик (средний, обратите внимание) объёмом до 56 л, «некомпакт» — это 74 л и дальше. Если сабвуфер может работать во фри-эйрном оформлении (акустический экран), то мы даём призовой балл за компактность — отсутствие ящика это же компактно, не так ли?

На тему конструкции сабвуферов можно рассуждать долго, если начинать с нуля. Но «с нуля» редко кто присматривает себе «пятнашку», так что оговорим лишь основное. Итак, диффузородержатель, он же «корзина», он же корпус. Штампованный или литой? По мнению автора, у динамика этого калибра корпус всё-таки должен быть литым — динамические нагрузки здесь исчисляются десятками кило, и штамповка (при всём уважении к привычным автомобильным технологиям) это как-то не совсем. Так что по умолчанию будем считать, что корпус саба изготовлен литьём из правильного алюминиевого сплава (в наставлениях пишут — из алюминия, но «крылатый металл» сам по себе материал довольно мягкий и, кстати, для литья мало пригодный). Диаметр звуковой катушки. Обычно по умолчанию мы принимаем, что он где-то около 51 мм (два дюйма, будь они трижды здоровы). К «пятнашкам» такое умолчание не подходит, здесь звуковая катушка меньше 65 мм (2,5 американских) — большая редкость. Так что если в тесте по этому поводу ничего не будет сказано, значит, катушка действительно такая, и ни центом меньше. Магниты, как правило, набираются из стандартных ферритовых колец высотой 20 мм. Конечно же, в этом калибре магнит одинарной высоты (20 мм) — тоже нечастое явление, поэтому в тесте (в большинстве случаев) так и будет сказано: магнит двойной или тройной высоты (впрочем, «тройной» — это так, для общности, чисто эспиэльных динамиков в сегодняшнем тесте не было, а тройные магниты, как правило, живут только там). Есть ещё такая штука, как уплотнительные кольца — изготовители динамиков монтируют их на внешний обод диффузородержателя, хотя и не всегда. При установке динамика «снаружи» они никак не используются, а таких установок, наверное, 99%. Впрочем, кольца совсем не бесполезны — они повышают прочность крепления подвеса к корпусу, так что пусть будут. Но надо понимать, что «переднее кольцо» — фактически дань технологическим традициям прошлого, и в этой связи не вредно будет отметить новую технологическую особенность, которая, надеюсь, тоже когда-нибудь станет традицией. Раз так уж надо прижать поле подвеса (а ведь надо!), то пусть этой цели служит жёсткое кольцо, металлическое и конкретное. Именно такая конструкция встретилась у двоих участников нынешнего теста, за что они и получили в соответствующей номинации повышенную оценку.

Как правило, нижняя шайба магнитной системы в современных сабвуферных головках делается с осевым отверстием — специальная форма керна позволяет отводить тепло от звуковой катушки. Мы указываем размер осевого отверстия из очень простых соображений: не раз и не два измерительный микрофон показывал присутствие шипящих призвуков, когда его диаметр был меньше 25 мм, и ни разу — когда этот размер был 30 мм и больше. Эту информацию (о диаметре осевого отверстия) можете использовать, если вы — один из ста и рассматриваете возможность монтажа сабвуфера «горшком вверх». При обычной установке присвисты гибнут в недрах ящика. И последнее по конструкции. Подвес. В большинстве современных динамиков он резиновый, в меньшинстве — вспененный. Какой материал лучше работает в условиях запредельных перемещений диффузора — тема для отдельного исследования. Серьёзного исследования. Может быть, таковое и было где-то проведено, но лично я точной информации по этому поводу не имею. Значит, будем считать, что резиновый подвес — это некий оптимум, раз уж так популярен. На осциллограмме, кстати, очень хорошо видно, когда подвес начинает вносить искажения, на самых низких басах именно он обычно является основным их источником. Заметьте, для «пятнашек» (и только для них) мы измеряем нелинейные искажения от частоты 40 Гц. Как говорится, конкретному кораблю — реальное плавание. По итогам измерений мы считаем, что, когда осреднённое значение коэффициента нелинейных искажений больше, чем 4%, это много. И отсюда выводим оценку. Вполне конкретную.

Теперь о некоторых изменениях, которые мы сочли своевременным внести в методику тестирования сабвуферных головок, вернее — в представление результатов. Раньше, если помните, мы приводили величину неравномерности АЧХ в салоне в наихудшем случае (из рекомендованных нами вариантов оформления), а кроме того, вычисляли величину максимально достижимого звукового давления в свободном поле. Последняя получалась из измеренной опорной чувствительности (опорной — значит вдали от резонансной частоты, где влияние акустического оформления минимально) и указанной изготовителем величины максимальной мощности. Получавшиеся значения уже некоторое время назад стали раздражать тем, что совершенно объективная, измеряемая и проверяемая характеристика (чувствительность) смешивалась с показателем максимальной мощности, который, как вы неоднократно замечали, указывается производителем достаточно произвольно. К тому же при этом совершенно не учитывались особенности поведения динамика в свойственном ему акустическом оформлении.

Поэтому теперь (и впредь) мы приводим две другие величины, на наш взгляд — более информативные для тех, кто в состоянии решить: баса поменьше, но поровнее или не поровнее, но побольше. Для первых мы указываем наименьшую неравномерность АЧХ в полосе частот 25 — 100 Гц, которой можно добиться в салоне, с пояснением, в каком оформлении это получается. Для вторых — максимальную реальную чувствительность с учётом акустического усиления оформления и передаточной функции салона, тоже с указанием типа оформления и частоты, на которой чувствительность максимальна. Тестовый пример: неравномерность АЧХ 4 дБ (ЗЯ), макс. чувствительность в салоне 96,6 дБ/Вт (ФИ, 47 Гц). Так, кстати, чаще всего и будет: наиболее ровная АЧХ — в закрытом ящике, наибольшая чувствительность — в фазике. Да и пример этот взят из показателей одного из испытуемых. То есть цифры не просто реальные, а конкретные...

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 4 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования