КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2005

ОТСЧЁТ В ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМЕ

САБВУФЕРЫ 10''
Цена до 100 у.е.

Марк ГАСАНОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Компьютеры умеют считать в разных системах - восьмеричной, шестнадцатиричной и двоичной, хотя любимой для них всегда была система двоичная. Специально обученные люди могут считать и в этих системах, но наиболее естественной для них (и для нас) остаётся десятичная.

Ural AS-D10.3
MTX T4510-04
Soundstream XS-10
Clarion SRW1043
MB Quart DWE 254
Oris DW-10
Caliber CWV 10
Hertz ES 250
Polk Audio DB 104
MRM Audio NW-10
Forsage C-03-10

МЁД & ДЁГОТЬ

Это что же получается, в самом деле, что ли, Россия затеяла возрождаться? Судя по результатам этого теста - что-то вроде. Начнём с того, что с хорошо видимым преимуществом первым к финишу пришёл участник, у которого иностранное - только имя, да и то на непонятном языке. Это, как вы догадались, Forsage. Русофобы и хулители всего отечественного имеют, конечно, козырь, мол, он фактически находится на границе ценовой категории. Так-то оно так, но какой категории? Демократичной, как... ну, в общем, не как страна происхождения. Дальше идёт плотная группа «Фаворитов», состоящая из пяти участников: Ural, Soundstream, MB Quart, Oris и MRM. И что мы видим? Возглавил группу откровенно российский брэнд, а из оставшихся два последних, конечно, американские, только английский у них с заметным московским выговором. Ну что же, Лефортово тоже немец строил, а теперь там одни наши... Так что с гордостью вручаем один золотой и целых пять серебряных знаков отличия, зная, что на четыре из них таможенных документов оформлять не придётся. Наготове ещё один почётный знак, этот, свидетельствующий о нашей «Рекомендации», точно пойдёт за кордон, поскольку достаётся сабвуферу Polk Audio. Избалованному американцу нелегко пришлось в этой ценовой группе, но он испытания выдержал.

ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ - КАЖДЫЙ школьник знает: по числу пальцев на руках (хотя и не совсем ясно, почему ноги отстранили от процедуры). Можно ли в этой связи считать, что выбор из всего множества типоразмеров именно сабвуфера размера 10 дюймов для нас наиболее естественный? В этой связи - конечно нет, хотя бы потому, что дюймы для нас не являются столь уж естественными мерами. А вот безотносительно к числу пальцев - очень может быть.

Не раз и не два было уже говорено о том, на какие из технических параметров влияют масштабные преобразования в сабвуферной технике и как именно влияют. Основное, можно сказать, принципиальное расхождение - это чувствительность. (Пока что мы имеем в виду так называемую опорную чувствительность, которой чаще всего и характеризуют эффективность динамической головки, но которая не в чести у создателей сабвуферов, а скорее всего у расположившегося рядом отдела маркетинга.) Итак, чем больше площадь диффузора, тем, при прочих равных, выше чувствительность. Правда, к счастью, «прочих равных» как раз и не получается. А «к счастью» - по причине того, что эквивалентный объём уменьшается пропорционально третьей-четвёртой степени диаметра диффузора - ближе всё-таки к третьей, но это с условием, что при масштабных преобразованиях сохраняется подобие геометрических размеров (причём учитывать надо не паспортный, а эффективный диаметр диффузора). В общем, расчёты показывают, что эквивалентный объём у 10-дюймовой головки должен быть почти ровно вдвое меньше, чем у её аналога следующего, 12-го типоразмера. То есть мы существенно выигрываем в объёме, а проигрываем, как было только что сказано, в чувствительности и/или в нелинейных искажениях. Точнее говоря, этот проигрыш - оборотная сторона выигрыша. Представьте себе: звуковое давление (выше компрессионной области) пропорционально так называемой объёмной скорости, каковая есть произведение площади диффузора на смещение и частоту сигнала. Внутри компрессионной области (которая для сабвуфера что дом родной) частота переходит из числителя дроби в знаменатель, но объёмное смещение остаётся. Естественно, чем меньше площадь диффузора, тем большее смещение потребуется для достижения того же звукового давления. А искажения на низких частотах по большей части пропорциональны смещению диффузора. Тем не менее, как вы увидите в ходе знакомства с тестом, при «обычных» звуковых давлениях (а 96 дБ «безэховых» - это совсем не мало), сабвуферы этого типоразмера обеспечивают достаточно низкий уровень искажений, так что не стоит думать, что значение к.н.и. для них столь уж критично.

Как вы знаете, при работе с сабвуфером мы обычно приводим вычисленные АЧХ, полученные по заводским рекомендациям и по нашим, которые вырабатываются на основе реально измеренных параметров Тиля - Смолла. Если изготовитель параметры Т - С не приводит, то мы показываем графики АЧХ, которые получаются по заводским рекомендациям, но уже с нашими параметрами. При работе над данным тестом сложилась довольно редкая ситуация: для всех участников без исключения были известны параметры Т - С, а вот рекомендациями по выбору оформления были снабжены не все. В этом случае мы давали наши советы по выбору оформления по заводским параметрам Т - С. Это на тот случай, если кто-то не знает, кому надо верить (мы-то, конечно, знаем). Кстати, забегая вперёд, отмечу, что наши и заводские рекомендации на этот раз очень неплохо согласуются. Исключений ровно два, и оба они относятся к сабвуферам российских марок. Думается, объяснение этого феномена кроется не в низком профессионализме разработчиков, а в обычном нашем бардаке при работе с бумагами. Даже (и тем более) если эти бумаги помещены в Интернет. Бумага, как известно, стерпит всё, а Интернет - вдвое больше.

Осталась теперь традиционная «пояснительная записка», которая повторяется из теста в тест, но которая, тем не менее, позволяет избежать повторений внутри самого теста. Договоримся о некоторых конструктивных особенностях, типичных для техники данного вида и данной ценовой категории и в ходе описания продукта принимающихся по умолчанию.

Корпуса сабвуферов, как мы с вами давно знаем, бывают штампованные и литые. Не факт, что вторые всегда и везде более уместны, чем первые, но принято считать, что штампованные лучше, чем литые. Ну а раз уж так принято, что корпус (он же диффузородержатель) динамика штампованный - похвалить (за литьё) всегда приятнее, нежели покритиковать. Следующий по «заметности» элемент конструкции любого диффузорного излучателя это сам диффузор. Здесь уже никаких умолчаний нет и не может быть, поскольку материал диффузора используется самый разный - порой даже в ущерб чисто технической целесообразности, но в угоду соображениям маркетинга. Что, впрочем, естественно - любая серийная продукция делается для продажи, а в данном случае материал диффузора это один из немногих «крючков», которым можно «зацепить» покупателя, не слишком искушённого в технических тонкостях. Дальше идёт подвес. В большинстве случаев он резиновый и таковым будет предполагаться по умолчанию. Ширину подвеса мы тоже по традиции (доброй, надеюсь) указываем - на самом низком басе нелинейные свойства подвеса в первую очередь начинают вызывать рост нелинейных искажений. Соответственно, чем шире подвес, тем лучше, хотя, как показывает наш опыт, многое ещё зависит и от его геометрии, то есть угла, под которым гофр сопрягается с диффузором. С другой стороны, как гласит теория, в создании звуковой волны участвует примерно половина ширины подвеса, а стало быть, чем шире подвес, тем меньше эффективный диаметр диффузора.

Центрирующие шайбы по форме сечения подразделяют на плоские, вогнутые, с регулярным гофром и с прогрессивным. Доподлинно не известно, действительно ли прогрессивный гофр является признаком прогресса, но кто-то где-то посчитал, что шайба с шириной гофра, уменьшающейся от периферии к центру, обладает большей линейностью возвращающей силы. В малом. Насколько важна для сабов линейность малых перемещений - тоже вопрос не бесспорный. Шайбы с вогнутым профилем принципиально нелинейны (с доминированием чётных гармоник), но зато они надёжно предотвращают соударение звуковой катушки и нижней шайбы магнитной системы. В общем, предполагаем, что центрирующая шайба плоская и с регулярными гофрами, а разносолы будут упомянуты отдельно.

Задаче предотвращения удара катушки о шайбу служит также кольцевая проточка в шайбе, о её присутствии можно судить по характерной ступенчатой форме внешней поверхности шайбы, которая в этом случае перестаёт быть похожей на шайбу и может носить гордое имя магнитопровода. По умолчанию мы будем считать, что в сабвуфере не шайба, а магнитопровод, и, значит, вышеназванная проточка присутствует.

Одной из характерных отличительных особенностей «наших» сабвуферных головок в последнее время становится резиновый обод с сечением в форме буквы «C» - он способен выполнять функции уплотнительного кольца как в наиболее употребительном варианте инсталляции «снаружи» и «горшком внутрь», так и при экзотическом - «изнутри» или «вверх горшком». Присутствие такого внешнего обода будет подразумеваться, за что, между прочим, позвольте от вашего имени поблагодарить разработчиков новых моделей. Диаметры звуковых катушек (точнее - каркасов катушек) давно стандартизованы: начиная с дюйма они кратны 1/2 этой архаичной единицы. В «наших» сабвуферах используются катушки калибром от 1,5 до 3 этих почти условных (потому что тоже американских) единиц, в пределах нынешнего теста по умолчанию будем предполагать, что катушка имеет диаметр 51 мм (сиречь 2 дюйма).

В конструкции постоянных магнитов по-прежнему наиболее распространены ферритовые кольца высотой 20 мм. Поэтому если в тексте указан только внешний диаметр такого магнита, стало быть, использовано кольцо самой ходовой высоты; если таких кольца два, то будет сказано, что магнит «двойной высоты». Как всегда, мы указываем диаметр осевого отверстия в нижней шайбе магнитной системы. Во-первых, при последующем анализе результатов расчёта силового фактора этот размер позволит нам ориентироваться во внутренней геометрии зазора. А во-вторых, при определённом сочетании геометрии катушки и зазора узкое отверстие (20 мм и меньше) является источником акустического шума.

При прокладке соединительных проводов от контактных зажимов к звуковой катушке общеупотребительны два основных способа. «Первым» мы называем такой её вариант, когда провода прошивают сквозь нижнюю часть диффузора и на его внутренней поверхности (под центральным колпачком) соединяют с выводами звуковой катушки. С таким же успехом диффузор можно сохранить в целости, а стыковку проводов осуществить на наружной стороне каркаса катушки (второй способ). Только тут необходимо принять адекватные меры по фиксации соединительных проводов на каркасе либо на конусе диффузора.

Таково основание десятичной системы. Теперь начинаем считать. Один...

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 7 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования