КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2005

ИНСТРУМЕНТ ФЕМИДЫ

САБВУФЕРЫ 10''
Цена свыше 100 у.е.

Марк ГАСАНОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Популярная в некоторых общественных зданиях за рубежом скульптурная композиция: дама, изготовившаяся играть в жмурки, но при этом не расстающаяся с весами и мечом. Злые языки утверждают, что весы у неё от жадности - чтобы не продешевить, значит. А меч - из мстительности, если всё-таки продешевит.

Macrom M3W.10
Sony XS-LD105P5
MTX T5510-04
VIBE Blackair 10
Phoenix Gold Octane ZR10D4
Caliber CWX10
Kicker CVR10D2
Clarion SRM2593
JL Audio 10W3v2D4
Focal Access 27A
Alpine SWR-1042D
Earthquake Subzero 10

МЁД & ДЁГОТЬ

Единоличного лидера в этот раз не выявилось, и исход этот глубоко научен. Крепко взявшись за руки, на верхнюю ступеньку пьедестала вскарабкались сразу трое, и наши попытки их расцепить ни к чему не привели. Самые высокие суммарные оценки получили два японца и француз: Alpine, Clarion и Focal. Не выражая ни малейшего недоумения по поводу первого японца и единственного француза, не скрываем некоторого удивления успехами Clarion в области, к которой, как нам казалось, фирма дышит довольно ровно. Но факт остаётся фактом: Clarion - в числе победителей. Пути к победе каждого из них, однако, разные, как и привычки. У Clarion высокая чувствительность, низкие искажения и идеально ровная АЧХ в ЗЯ, но стойкое предубеждение к тесным оформлениям. У Focal тоже замечательная АЧХ в ЗЯ и высокая чувствительность, чуть проигрывая по искажениям, Focal выигрывает в компактности оформления. Ещё лучше с этим обстоят дела у Alpine, за что, правда, заплачено чувствительностью. Классический, из учебника, случай попадания в «область Парето», где улучшение одной характеристики не может пройти без ухудшения другой. Там же, в учебнике, говорится, что на этом процесс оптимизации и заканчивается. Вот почему «Лидеров» три, и меж собой они равны.
В «Фаворитах» у нас сегодня ходят Phoenix Gold и JL Audio. У первого из них тоже весьма достойная частотная характеристика в ЗЯ, у второго - выдающаяся чувствительность, а по набору характеристик тот и другой, можно сказать, заняли «круговую оборону», трудно сформулировать обоснованные претензии.
Хочется отметить «Рекомендацией» крайне интересное и нетипичное по характеристикам изделие Earthquake. Внешность и конструкция - мечта аудиолюбителя с фантазией, а сочетание параметров оказалось уникальным: динамик действительно способен работать в любом акустическом оформлении, это мы показали весьма наглядно.

КАКОЙ ПРЕДМЕТ ИЗ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ древнегреческой богини автор предлагает использовать? Повязку на глаза, весы или меч? Меч нам точно ни к чему: хотя отбиваться порой приходится, мы используем слово, как печатное, так и (реже) непечатное. Повязка на глаза - предмет, уже более полезный в нашем деле. Скажем, методики слепого (обратите внимание) прослушивания громкоговорителей предусматривают наличие акустически прозрачной (но непрозрачной визуально) занавеси, за которой должен находиться карусельный механизм, дабы прослушиваемые громкоговорители всегда стояли в одной позиции. Если бы стандарт предусматривал использование экспертами «индивидуальных средств защиты», на обустройстве помещения можно было бы сэкономить. Весы? Да, весы...

В фигуральном смысле, принимая решение о приобретении чего-либо, каждый из нас включает внутренние весы, на одной из чашек которых лежит сумма затрат (денежных, трудовых, а то и моральных), а на другой - количество и качество приобретений. Но применительно к сабвуферам весовой фактор можно учитывать и в буквальном смысле. Большой вес сабвуферной головки подразумевает присутствие: а) массивного и геометрически стабильного корпуса и б) крупного магнита. Крупный магнит означает повышенную чувствительность и/или увеличенный размер звуковой катушки, а значит, и соответствующие резервы мощности. Из практических соображений (даже не связанных с экономикой) размеры магнита (и силовой фактор) нельзя увеличивать беспредельно: уменьшенная электрическая добротность (в её определение входит силовой фактор в минус второй степени) потребует уменьшения объёма акустического оформления, что само по себе хорошо, но для этого понадобится тяжёлая подвижная система. А тяжёлая «подвижка» - это снижение чувствительности. Лазейка всё-таки остаётся: можно наращивать «мышцы» (магнит), не допуская возрастания силового фактора, то есть используя более длинную звуковую катушку. Именно потому длинноходовые эспиэльные головки имеют на своём «балансе» нешуточные магниты. Словом, при сравнении нескольких динамиков, как правило, получается, что более тяжёлый из них способен развить и большее звуковое давление - если все они, конечно, грамотно сконструированы. К такой расстановке сил давно привык потребитель, и, видимо, в этом кроется весьма скромный коммерческий успех басовых динамиков с неодимовыми магнитами - их исчезающе малая масса подсознательно вызывает сомнение в серьёзности намерений разработчиков.

Каждого, кто начинает для себя взвешивать доводы «за» и «против» приобретения сабвуфера продвинутой ценовой категории, естественно, занимает вопрос: что он приобретёт за дополнительные инвестиции в кассу магазина? О принципиальном различии в качестве изготовления говорить довольно трудно. Большинство заводов в КНР - это современные производства, сертифицированные по стандартам ISO, и качество изготовления и сборки остаётся стабильным. Должны быть различия в эксплуатационных и потребительских свойствах, и нам будет нетрудно их проследить, сравнивая статистику участников сегодняшнего теста и их «коллег из младшего класса» (тест прошлого номера). Во-первых, это допустимая мощность. Три из одиннадцати сабов прошлого теста имели полуторадюймовые звуковые катушки, и лишь один из участников (и то последний) смог похвастаться катушкой калибра 2,5 дюйма. Сегодня расклад иной: ни у одного из двенадцати сабвуферов в этом тесте не оказалось катушек меньше 50 мм, а катушками 65 мм был снабжён каждый третий. Во-вторых, подвесы стали жёстче (среднее значение эквивалентного объёма 32 л против 44 л), а значит, «десятки» повышенной ценовой группы могут работать в более компактном оформлении. Это актив. Но жёсткий подвес, как уже не раз было писано, требует и тяжёлой подвижной системы, дабы басовый динамик не превратился в среднечастотный. Средняя масса, по нашей статистике, возросла на четверть (с 96 до 119 г). Компенсировать такое возрастание за счёт использования более представительных магнитов в полной мере не удаётся, поскольку увеличенные звуковые катушки, как было сказано, не редкость. Значение силового фактора даже имеет тенденцию к снижению (3%, как для 2-х, так и для 4-омных головок). Понятно, что чувствительность от этого выше не становится, здесь у нас тоже есть статистика. Было 86,3 дБ, стало - 84,4 дБ.

Тут и в почте, и в Интернет-конференциях поднимали вопрос о том, что это за зверь такой, «опорная чувствительность», и как мы её определяем. Определяем (цитирую по одному из ответов):

Опорная чувствительность - осреднённое звуковое давление при подведенной мощности 1 Вт RMS на расстоянии 1 м от центра диффузора, измеренное достаточно далеко от резонансной частоты, где отсутствует влияние акустического оформления. Т.е. чувствительность (или к.п.д.) зависит только от параметров головки: площади диффузора, его массы, гибкости подвеса и силового фактора мотора.

Опорная чувствительность сабвуфера, измеренная на 200 - 300 Гц, характеризует собственно головку, а реальная - результат совместного действия головки, оформления и салона - может быть существенно иной. Пример: одна и та же головка в ЗЯ с ровной АЧХ и в фазике, заточенном под SPL (c горбищем на 60 - 80 Гц). Динамик один и тот же, реальная отдача при равной мощности будет различаться на 10 - 12 дБ.

Методика определения опорной чувствительности - лобовая, повторяющая её формальное определение, по измерениям в безэховом помещении или (как в нашем случае) - при эмуляции безэховых условий методом MLSSA.

Наиболее молодые и горячие читатели в этом месте задают вопрос: а зачем нужно знать чувствительность сабвуферной головки на частоте 200 или 300 Гц, если он реально будет работать ниже 100? Так вот именно для того, чтобы определить, как он будет играть ниже 100. Опорная чувствительность, зависящая только от динамика и никак - от его оформления, это уровень «0 дБ» на наших графиках. С ним сделать ничего нельзя, он у динамика «в генах». А на 100 Гц многое уже в ваших руках.

Изготовители сабвуферных головок нередко лукавят: под словом «чувствительность» они понимают реальную, в салоне, в им одним известном акустическом оформлении, а нам об этом никак не сообщают. Так в спецификациях появляются цифры 92 - 95, а то и 98 дБ/Вт/м, которые в вашем варианте реализации сабвуфера запросто могут оказаться на 10 дБ ниже. Так что опорная чувствительность (у наиболее сознательных зарубежных производителей она называется reference sensitivity) нужна как печка, от которой танцуют.

Наши «постоянные клиенты» без ущерба для себя могут пропустить оставшуюся часть «предисловия» и перейти непосредственно к тесту. Остальным (или забывчивым из постоянных) мы напомним о конструктивных решениях, которые в описательной части теста будут приняты по умолчанию. Корпус динамиков будем считать штампованным, хотя и участников с литыми корпусами в этой ценовой категории будет предостаточно. Резина в качестве материала для изготовления подвесов продолжает своё победное шествие, так что по умолчанию именно она и используется. Кольцевая проточка в нижней шайбе магнитной системы является типовым конструктивным решением, позволяющим предотвратить повреждение звуковой катушки. По умолчанию считаем, что она присутствует, как и осевое отверстие в шайбе. Ферритовые кольца высотой 20 мм по-прежнему имеют самое широкое хождение, поэтому, если в описании не указана высота магнита либо сказано, что он двойной высоты, значит, использованы кольца именно такой высоты - одно или два соответственно. Диаметр звуковой катушки принимаем равным 51 мм (2 дюйма, если угодно) - такие катушки всё же наиболее распространены в десятидюймовых сабах. Считаем, что центрирующая шайба плоская и с регулярными гофрами. Первым способом «укладки» подводящих проводов подразумеваем такой, при котором гибкий провод проникает сквозь конус диффузора и соединяется с выводами звуковой катушки внутри (под центральным колпачком). Второй способ не требует нарушения целостности диффузора, но требует применения прочного и долговечного клея: стыковка гибких проводов с выводами звуковой катушки происходит непосредственно на её каркасе.

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования