КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2005

... (холст, масло)

Mitsubishi Montero Sport, студия «CAC»

Листая подборку каталогов изделий высокохудожественного свойства, всегда натыкаешься на подписи, поясняющие природу и происхождение истраченных на них материалов. Скажем, «Натюрморт с фруктами», автор, год (холст, масло), «Женские украшения скифов», век до н.э., положение кургана (золото, драгоценные камни), «Журнальный столик», дизайнер такой-то (металл, акриловое стекло) - так и возникает желание самому взять подходящий холст с камнями и с помощью обрезков металла учинить какое-нибудь творческое откровение.

ТАКОЕ ЖЕ ЖЕЛАНИЕ ИСПЫТЫВАЮТ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТво самодельщиков и некоторые профессионалы звукового бизнеса, желающие раскрыть тему поведения музыкальных материй в окружении холодного металла. Что, кстати, убедительно доказывает не иссякающий уже который год поток новых мобильных систем. Иногда задуманное получается, иногда - нет, а в отдельных случаях выставленные на публике образчики народного и коммерческого промысла получают высокую оценку судейского корпуса и изрядную толику интереса зрителей. Как это, к примеру, случилось с внедорожным универсалом Mitsubishi на открытии сезона EMMA в 2005 году, который оказался первым в категории «Любитель звук». Хотя, пожалуй, в случае с Mitsubishi факторов случайных и непредсказуемых было немного, ведь по замыслу владельца этот автомобиль и создавался как чемпионский.

Первый раз Михаил, хозяин Mitsubishi, испытал спортивные волнения ещё вместе с предыдущей машиной, на благодатной почве которой состоялось много самодеятельных звуковых экспериментов, авторская работа, так сказать, принёсшая, тем не менее, 2-е место на соревнованиях в Санкт-Петербурге в 2004 году. Однако увлечение звуком так и осталось в разряде занятий для души, а профессиональная деятельность стала проглатывать почти все человеко-часы, отведённые в пределах традиционной семидневной недели. Поэтому уделить будущему чемпионскому автомобилю необходимое время Михаил поручил своему давнему знакомому, Алексею Хлебородову из установочного центра «САС».

«Центральной нервной системой» системы стал процессор Alpine PXA-H701, периферийной - усиление сигнала тоже отдельными для каждой полосы активными компонентами. В схему формулы «3-полосный фронт + сабвуфер» вошли, помимо процессора, источник сигнала марки Alpine CDA-7998R и четыре двухканальных усилителя, причём последний из них, сабвуферный, подобно своим более высокочастотным товарищам, работает в стереорежиме.

Первые два усилителя, Sinfoni 45.2X, загружены задачами ВЧ и СЧ-диапазонов, причём в силу полной обработки сигнала процессором кроссоверные модули были изъяты из их корпусов. И более верным было бы их обозначить как 45.2, что как раз и соответствует бескроссоверному варианту Sinfoni. Полоса высоких частот ограничена на 4,5 кГц (12 дБ/окт.), а средние частоты лежат в пределах между 630 Гц и 3,6 кГц, созданных 12-децибельными фильтрами. Нагрузкой для усилителей в каждой из полос служат, соответственно, твитеры Morel Supremo, которым вполне по силам и часть средних частот, и акустические изделия домашнего применения, мидрейнджи Vifa D75MX4108 с диаметром звуковой катушки ни много ни мало 7,5 сантиметра.

Вторая пара усилителей, Brax X 2000.2, также включена в узких полосах верхнего и нижнего баса. Мидбас в трактовке этой системы начинается на 56 Гц и заканчивается на 900 Гц. Крутизна спада АЧХ обоих фильтров составляет 12 дБ/окт. Уверенную работу в упомянутых границах показывают головки марки Dynaudio MW 160, коих включено последовательно по две в каждый канал. Суббас ограничен сверху фильтром НЧ второго порядка с частотой среза 80 Гц, а работу в стерео на столь низких частотах обеспечивают два 30-сантиметровых (308 мм, согласно заявке производителя) излучателя Peerless XLS SWR 308.

Оба нагруженных басом «Бракса» подкреплены по питанию однофарадными конденсаторами Helix. Питание в систему поступает по кабелю калибра 0 Ga до дистрибьютора, после которого «четвёрка» идёт на Brax, а восьмой гейдж - на Sinfoni.

Подготовка кузова Mitsubishi по высшему соревновательному разряду потребовала поистине титанических усилий как по части укрепления податливой автомобильной жести, так и придания ей необходимых акустических свойств. Листами разных сортов «шумки», кроме привычных нам дверей и, иногда, багажника, обработаны не только крыша, но и моторный щит и даже пятая дверь. Чтобы двери могли без звука выдержать совместную работу сдвоенных мидбасов, внутрь каждой из них вставлены по три алюминиевых трубы-распорки и одному стальному уголку, обеспечивающему жёсткое крепление подлокотника. Набравшие тяжесть конструкции с трудом удерживают дверные фиксаторы, и при небольшом усилии они легко закрываются под собственным весом.

Столь внушительные дверные инсталляции были лишь подготовительной частью для монтажа НЧ-динамиков на стальных кольцах сантиметровой(!) толщины. Наружный декоративный карман, разумеется, пришлось полностью переделать, чтобы не без изыска вписать корзины MW 160 диаметром куда больше 160 мм (на самом деле 175, многие уже ловились на этом).

Среднечастотники Vifa, по первым прикидкам, полагалось поместить в кикпанели, однако из соображений сугубо эстетических местом их окончательной дислокации стала верхняя полка торпедо. Установочные изделия, внедрённые в «тело» торпедо, дают небольшой наклон динамиков в сторону слушателей и в центр салона. Купола излучателей защищены от превратностей автомобильной жизни тремя проволочными дугами на каждый, выполненными по мотивам другого комплекта акустики.

Пара дужек марки Supremo ограничивает физический контакт с куполами твитеров, которые стоят у основания передних стоек кузова. Излучатели повёрнуты на середину салона, а фланцы немного уменьшены в диаметре, чтобы хоть как-то соразмерить их нешуточный калибр с толщиной, в общем-то, немаленькой передней стойки.

Большинство внутренних поверхностей салона, как тех, которых коснулась переделка, так и оставшихся в заводском виде, обтянуты тёмной кожей и светлой замшей. Пластиковая потолочная обшивка, изъятая из салона вместе с другими деталями во время вибродемпфирования и шумоизоляции кузова, установлена на место через специальные проставки, уберегающие её от самодеятельной вибрации. Окончательный монтаж потолка выполнялся с помощью специальной липкой ленты марки 3M сорта «хрен оторвёшь», которая используется в общественном транспорте для тех же целей.

Головное устройство помещено в стандартное заводское отверстие центральной консоли и закреплено «по-соревновательному», то есть с помощью болтов во всех доступных отверстиях корпуса. У основания консоли стоит передняя панель процессорного блока, которая заняла пустующий обычно карман возле рукоятки КПП. Декоративный пластик обрамления приборной панели, самой консоли и дверных органов управления покрыт чёрным «рояльным» лаком.

Все компоненты частотной и амплитудной обработки сигнала сгруппированы в отдельный модуль, который соединён с источником сигнала оптическим кабелем. Поскольку запасное колесо Mitsubishi прикручено снаружи, под полом кузова, естественным местом для четырёх усилителей, одного процессора и сопровождающих их кабелей с дистрибьюторами стал пол багажного отсека. На нём неподвижно закреплено фанерное основание, где в форме эмблемы автомобильной марки расположены все компоненты. Сверху модуль закрыт жёсткой крышкой с прозрачными окнами, подсвеченными гибкими линейками красных светодиодов. Торцевая планка крышки оборудована сеткой, через которую происходит принудительное проветривание усилителей с помощью четырёх вентиляторов.

Вместилищем для стереосуббаса стали два закрытых ящика объёмом 38 л каждый. Объём был выбран с некоторым запасом, так как Михаил собирался сам провести пару экспериментов с сабвуферами и их акустическим оформлением. Пока, на его взгляд, Peerless требуют примерно по 10 л вытесняющего заполнения.

Передние стенки ящиков выполнены из MDF-плиты, достигающей толщины 60 мм, задние - из стеклопластика, по внутренней форме крыльев. Вес и здесь, подобно передним дверям, оказался изрядным для заводских расчётов по жёсткости задних пружин. Поэтому не за горами их замена более приспособленными к чемпионскому звуку аналогами.

Продукты творчества скульпторов тоже зачастую измеряются весом на сотни, а то и тысячи килограммов, особенно если идёт речь об отливках из бронзы. Наши люди, творя мобильный звук, сумели поднатореть в своём деле так, чтобы всё-таки остаться в пределах категории «В - грузовые и транспортные средства до 3,5 тонны». Причём большая часть запаса уже бывает исчерпана к моменту поступления четырёхколёсного носителя в установочный бокс.

Нам представляется, что для издательств художественных каталогов настало время обратить свой взор и на творения автозвукового творчества. Чем плохо - «Mitsubishi Montero Sport», 2005, «САС» (металл, дерево, кожа). Попасть в буклеты, подготовленные к аукционным торгам, скажем, «Сотбис», было бы, наверное, тоже почётно, но ведь автомобиль нам нужен для того, чтобы ездить и слушать музыку, это ведь не какое-нибудь пасхальное яйцо Фаберже.

Обрамление приборной панели, центральной консоли и дверных рукояток покрыто чёрным «рояльным» лаком

CD-ресивер закреплён с помощью болтов во всех доступных отверстиях корпуса

Передняя панель процессора заняла пустующий карман возле рукоятки КПП

По мотивам проволочных дуг Supremo сделана защита для «домашних» динамиков Vifa

Защита аккумуляторных клемм и вентиляция бокса идут с опережением требований правил

Тяжеленные двери едва удерживают заводские фиксаторы

Монтаж сдвоенных мидбасов был подкреплён кольцами сантиметровой толщины

Пара сабвуферных ящиков чемпионского веса почти исчерпала запас жёсткости задних пружин

Главные компоненты уложены в форме эмблемы автомобильной марки

SQ
Отдавая ключи Алексею, Михаил сказал, что по-прежнему слушает любую музыку, часто электронную, но не классику. Поэтому знакомство с системой на слух состоялась с помощью сборников «Gothic party» и «Расскажи Чайковскому новости». Надо сказать, что оба довольно разных диска сыграли одинаково хорошо. Умеренная подача глубоких басовых аккордов, плотный мидбас, хотя и с несколько смазанной атакой, неплохая проработка среднечастотного диапазона. На отдельных композициях обнаружился избыток, а на других - некоторая нехватка самой верхушки диапазона, что выглядело как смена лёгкого и воздушного звучания излишне мягким и сглаженным. Стереопанораму можно назвать эталонной, но, на мой вкус, она была всё же довольно низкой.
Mitsubishi Montero Sport
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт +
сабвуфер
Источник: Alpine CDA-7998R
Процессор: Alpine PXA-H701
Усилители: Brax X 2000.2,
Sinfoni 45.2X
Акустика: Dynaudio MW 160,
Morel Supremo, Vifa D75MX4108
Сабвуферы: Peerless XLS SWR 308
Студия: «САС»

RTA
Удобно, конечно, трактовать особенности настройки системы из-за угла, задним числом, пользуясь средствами инструментального контроля. Ведь уже известно, что при выборе частот раздела конструктор пошёл на значительное перекрытие полос мидбаса и СЧ-головок, вот и на АЧХ видно, что между 600 и 1000 Гц полосные излучатели работают дружно и откровенно в фазе. Но ведь приборная настройка - это всегда первый этап, уточняемый потом слуховой, и так, значит, оказалось лучше. Откуда взялся пик на частоте 40 Гц, мы не знаем, как будто подкрутили бас-буст на усилителе (хотя его здесь и нет), впрочем, оказалось, что восприятие нижнего баса на слух это не портит.

Рубрики • СИСТЕМЫ Журнал "Автозвук" •  № 8 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования