КОМПОНЕНТЫ
 
АУДИОСИСТЕМЫ

Audi

BMW

Chevrolet

Chrysler

Citroen

Daewoo

Dodge

Fiat

Ford

Honda

Hummer

Hyundai

Jaguar

Jeep

Kia

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

Nissan

Opel

Peugeot

Plymouth

Porsche

Range Rover

Renault

Skoda

Subaru

Suzuki

Toyota

Volkswagen

Volvo

Yamaha

    Лучшие системы  
 
Поиск по сайту
 
               
 
Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 10 / 2005

ПОЛНОТА СПЕЦИАЛИСТА

КОРПУСНЫЕ САБВУФЕРЫ

Марк ГАСАНОВ. Измерения Юрий ЕВТУШЕНКО

Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.

К.П. Прутков

Дело даже не в правоте классического афоризма, а в его многозначности применительно к корпусным сабвуферам (об иных приложениях умолчим, ибо не время). Это притом что, как точно установили историки, специализированной акустики во времена, когда рождались шедевры Козьмы Петровича, не было, а некоторые исследователи склоняются к мнению, что даже широкополосные динамики появились лишь через шесть десятков лет после сообщения о кончине великого провидца.

НАМ С ВАМИ ХОРОШО ИЗВЕСТНО, ЧТО ПЕРвые динамики (начиная с образца Келлога и Райса) были исключительно широкополосными, причём именно за широкополосность и шла борьба. Так было до рубежа пятидесятых годов, когда вместо измотавшей инженеров-акустиков лобовой атаки решено было применить обходной манёвр. Роль плана военных действий стали выполнять частотно-разделительные фильтры, а собственно динамики превратились в «специалистов». Специализация была поначалу довольно широкой: те головки, которые впоследствии были названы пищалками (твитерами), всё ещё оставались не очень высокочастотными, а у тех, что мы бы сейчас назвали мидбасами, с «мидом» дела обстояли лучше, чем с басом. Однако процесс пошёл, и теперь имеем то, что имеем: басовые, средне- и высокочастотные головки. И опять требования современных форматов привели к появлению ультравысокочастотных головок (проще говоря, супертвитеров). А там, где требуются хорошие звуковые давления, басовый диапазон тоже подвергается дальнейшему разделению. На эстраде нижним басом заведуют 15-ти и 18-дюймовые монстры, а с тем, что выше, отлично справляются «десятки» или «двенашки». У нас, как вы знаете, верхний бас возложен на мидбасы, а сабвуфер работает в низкочастотной полосе, иногда очень узкой.

Вот поэтому любой сабвуфер - это узкий специалист. Насколько подобна флюсу полнота его специализации? Если речь идёт о сабвуфере, выполненном на заказ в установочной студии, эта полнота абсолютна: под конкретную головку, для конкретной машины (и в акустическом, и, что чаще, в компоновочном отношении), под определённый усилитель, да и под конкретного слушателя. Готовый корпусной сабвуфер в акустическом отношении - тоже узкий специалист, но и только: в остальном он обязан обладать навыками затычки к каждой бочке («пробка универсального калибра», как говаривали в наши студенческие годы). В какую машину поместят «готовенького» - неизвестно, что за усилитель будет к нему подключен - тоже. Общим знаменателем остаётся: сабвуфер будет работать в некоем усреднённом автомобиле, воспроизводя с возможной точностью вечную и бесценную часть звукового диапазона от ста, скажем, герц и ниже. Так что у этого продукта сходства с флюсом меньше, чем у его заказных коллег по узкой частотной специальности.

Есть и другое понимание слова «полнота». Простое и лобовое: объём ящика. Применительно к автомобильным системам (а о других мы говорить больше не будем) стремление ограничить «полноту» оформления давно уже входит в число главных приоритетов разработчиков. И это притом что чувствительность, нижняя граница рабочего диапазона и объём ящика связаны физическим соглашением о неизбежных взаимных уступках. Чаще всего в автомобильной басовой технике в жертву приносится чувствительность, разработчики всё убеждённее делают ставку на использование более мощных усилителей. Продлить вниз рабочий частотный диапазон нам, слава богу, помогает малый объём салона, благодаря чему диффузор сабвуфера создаёт уже не звуковую волну, а просто изменение давления в ограниченном объёме (такой режим и называется компрессионным).

Триединство объём/нижняя частотная граница/отдача в полной мере относится лишь к басовым громкоговорителям с ровной частотной характеристикой. В сабвуферах ввиду их принципиально узкой специализации допускается (и даже приветствуется) умеренно-горбатая АЧХ, если этот горб более или менее равномерно покрывает рабочий диапазон. (У нас этот горб в знак особого уважения называется акустическим усилением.) Таким способом в некоторой мере удаётся обмануть природу.

Какой смысл в приобретении готового «ящичного» сабвуфера? Да примерно такой же, как и в приобретении готового платья (аналогия не поражает свежестью, но от этого и не становится менее верной). Вы получаете вещь, которая «пошита» в расчете на некоторую среднюю «фигуру» (средний салон) и в расчёте на некие средние стилистические (музыкальные) пристрастия. Если салон вашего авто сильно отличается от какого-то среднестатистического - к примеру, если у вас Cadillac «стретч», с одной стороны, или «Ока» - с другой, то готовое «платье» сидеть будет не совсем ожидаемым образом, здесь рецепт известен: с кошельком к портному (владельцу «Оки» воспользоваться этим рецептом будет труднее, чем знатному кадиллаководу, такова жизнь). То же самое можно сказать, если ваши вкусы отличаются экстремизмом. Если (с одной стороны) вы воспитаны на концертах Моцарта, Вивальди или вообще Малера или же, наоборот, вам хочется, чтобы от удара басового барабана ваш желудок подпрыгивал до темени, - вам с немалой вероятностью потребуется индивидуальный пошив сабвуфера. Хотя, как показали результаты этого теста, можно попасть (в буквальном и хорошем значении, а не в смысле «попасть») в нужную область свойств и с готовым изделием, мы в меру сил постараемся помочь.

Но ведь и этим не исчерпывается гениальность формулы Козьмы Петровича. Ящичные сабвуферы в большинстве случаев действительно «односторонни» в чисто геометрическом смысле - одна из стенок делается таким образом, чтобы она удобно сопрягалась со спинкой сиденья, в идеале - под углом 21 градус к вертикали. И хотя изредка попадаются ящики симметричного сечения, это те исключения, которые подтверждают факт существования правила.

От формы - к содержанию. В сегодняшний класс принимались участники с головками 10 и 12 дюймов как наиболее востребованные широкой автозвуковой общественностью. В линейках многих (но не всех, далеко не всех) есть «ящики» с 200-миллиметровыми головками, но наш потребитель им не сильно доверяет. Боксы с 380-миллиметровыми головками ещё большая редкость - там требуются столь нешуточные объёмы, что ящик будет куда разумнее скроить по индивидуальной мерке. И потом, ящик с «пятнашкой» внутри - вещь всё же не дешёвая, а корпусные сабвуферы по определению категория достаточно демократичная. Поэтому, кстати, в наших групповых тестах таких сабов верхняя ценовая планка не поднимается выше трёх сотен с чем-то. (Хотя справедливости ради надо сказать, что науке известны корпусные сабвуферы по цене 500 у.е. и выше, с одним таким изделием мы собираемся познакомиться в следующем номере.)

За последние три года набралась любопытная статистика по типам оформлений корпусных сабвуферов. Три года кряду число участников оказалось одинаковым (по 12 «учеников в классе»), что даёт нам возможность обойтись без нудных процентов и оперировать натуральными единицами, то есть сабвуферами.

Год
2003
2004
2005
ЗЯ
8
4
6
ФИ
3
2
2
БП
1
6
4

Сокращения, которые стоят в левой колонке, нашим постоянным читателям, разумеется, понятны. Для остальных поясняю: ЗЯ - это, понятно, закрытый ящик, самое простое и самое традиционное оформление, которое применительно к готовым корпусным изделиям в какой-то мере сдаёт свои позиции. Причем не ящикам с фазоинвертором (ФИ), как, можно было предположить, а оформлениям полосового типа, сиречь «бандпассам» (БП). «Фазиков» немного, но держатся они достаточно стабильно, с минимальным разбросом. Выборка у нас не массовая, и на основании этого я бы не решился утверждать, что золотой век бандпассов начался и закончился в 2004 году. Точнее будет сказать, что изготовители корпусных сабвуферов смелее стали использовать достоинства такого оформления. Какие? Во-первых, высокая отдача, достигаемая в обмен на узкополосность. Бандпассы нравятся не всем, но для тех, кому нужно, чтобы колбасило по-взрослому - это самое то. Конечно, если было «во-первых», должно быть и «во-вторых». А во-вторых - нелинейные искажения. Динамик, установленный внутрь корпуса, может воспроизводить уже сильно искажённый сигнал, но через выходное отверстие наружу будет выходить преимущественно базовая частота, а гармоники в большей мере заглохнут внутри. За такой шоколад приходится, правда, платить значительно высокими значениями времени групповой задержки и вообще куда худшими, чем, скажем, у ЗЯ, переходными характеристиками, но платить приходится всегда, пора привыкать...

Программа измерений готовых сабвуферов закономерно отличается от той, к которой мы привыкли при работе с сабвуферными головками. Во-первых, никаких параметров имени господ Тиля и Смолла. В принципе, это решаемая задача, уж отвёртку-то мы найдём. Вот только зачем? Вряд ли кому придёт в голову покупать готовый сабвуфер, дабы извлечь из него головку. Так что будем подходить к корпусному сабвуферу как к любому законченному изделию: есть вход (мощность в ваттах), есть выход (звуковое давление в децибелах, определённым образом расставленное вдоль оси частот). Можно, опять же, определить чувствительность в условиях безэховой камеры, но этот параметр будет характеризовать качество головки, а мы, как было сказано, имеем законченное изделие, рассчитанное на работу в конкретных акустических условиях. Поэтому и поместили его в такие условия - это был салон Opel Vectra B в кузове хетчбек, закономерно и ежедневно припаркованный у редакции в её рабочие часы. По геометрии салона эта машина ложится на границу двух самых популярных классов машин: С и D по европейской классификации. На улице (а значит, и у наших читателей) автомобилей такого размера - навалом.

Мы измеряли неравномерность АЧХ и реальную чувствительность в рабочем диапазоне 25 - 80 Гц. В качестве верхней границы на сей раз была выбрана частота 80 Гц (а не 100, как обычно), поскольку до 100 Гц дотягивают далеко не все бандпассы. (Кстати, этот факт не вредно иметь ввиду, если вы планируете сопрягать сабвуфер в полосном оформлении с мидбасами калибра меньше 6,5 дюйма.) Отдельного пояснения требует параметр максимального звукового давления. По определению, принятому многими специалистами при испытаниях подобной техники, это величина звукового давления, при которой нелинейные искажения достигают 5%. Как бы стандарт де-факто. Однако в оформлениях полосового типа искажения могут и не достичь этого уровня за счёт естественной акустической фильтрации гармоник. В этих случаях, а также когда рост звукового давления ограничивала тепловая компрессия, мы фиксировали величину звукового давления и сопровождающее его значение коэффициента нелинейных искажений. Естественно, чем выше первый показатель и ниже второй, тем качественнее сабвуфер с технической точки зрения. Измерения проводились в полузаглушенном помещении, и следует учесть, что в салоне авто максимальное давление будет на несколько децибел (3 - 6) выше.

По умолчанию будем предполагать, что корпус сабвуфера выполнен из всё ещё наиболее распространённых MDF, ДСП или фанеры (под карпетом их не различишь). Попадались корпуса и из более современных материалов, но об этом скажем особо. Точно так же будет оговорён единственный (кажется) случай, когда в конструкции сабвуфера использованы контактные зажимы пружинного типа. У всех прочих зажимы винтовые, и это будет подразумеваться само собой.

Pioneer TS-W306C • Ural SP-D10.4 • Rockford Fosgate Punch 10 • Oris ASW-1244SE • MRM NW-10BX •
Lightning Audio S4 Box 12 • Alpine SWS-1042-SB • Boss SBP-120L • Hertz EBX 250R • Phonocar 2/945 •
Earthquake DB-10R • Magnat Neo Force 1120 •

МЁД & ДЁГОТЬ

После подведения итогов стало ясно, что на славу и лавры обоснованно претендует каждый третий участник теста. Это (в порядке выступления) Pioneer, Lightning Audio, Hertz и Phonocar, которые набрали максимальное число баллов. Прибегнем к помощи испытанного правила буравчика, где в роли буравчика - неравномерность АЧХ в салоне. Тогда остаётся три «Лидера», что тоже немало, но тут уже ничего не поделаешь. Итак, победителями сегодняшнего теста становятся Pioneer, Lightning Audio и Hertz, а Phonocar единолично становится «Фаворитом». Всем - наши искренние поздравления и соответствующие званию награды. Интересно отметить, что четвёрка победителей довольно равномерно расположилась вдоль ценового строя участников (что, впрочем, бывает не так уж редко, ибо сказано: «Не надо мерить на деньги»). То, что одним из «Лидеров» стал самый доступный из участников, случается на порядок реже. Ну, как нас учит председатель Мао, «чтобы найти клад, мало иметь хорошую лопату, надо ещё знать, где копать». Видимо, специалисты фирмы Pioneer это знают.

Один-единственный балл уступил победителям участник из «фамилии» Magnat: если бы не довольно объёмистый корпус, к нему было бы вообще трудно придраться. Хотелось бы обратить внимание ещё на двоих участников, которые призваны решать диаметрально противоположные задачи. Это, во-первых, Earthquake, нешуточные размеры которого гармонируют с посильным ему звуковым давлением, правда ценой некоторой потери музыкальности. И, во-вторых, Oris, который как раз вряд ли сможет развить оглушительную громкость, но, судя по форме АЧХ, способен отыграть нетипичный для корпусных сабвуферов аудиофильски точный бас. Этим троим мы и даём нашу «Рекомендацию».

Рубрики • ОДНОКЛАССНИКИ Журнал "Автозвук" •  № 10 / 2005
   

 
     

Информационный партнер в Украине - журнал AZ&FOR'Z

АРХИВ | РУБРИКИ | ПОДПИСКА | МАГАЗИН | ПОНЯТИЯ | КОНТАКТЫ | АУДИО ДОМА
Copyright © Издательский Дом "Сигма"

Яндекс цитирования