ПРИКОСНОВЕНИЕ
Студия: SF-Audio
Руководители проекта: Дмитрий и Роман Расторгуевы, Павел Дымшиц
Коснетесь лиры — и тотчас
По ней пройдет негодованье!
Пьер-Жан Беранже
(Перевод Вс. Рождественского)
Просьба «не трогать интерьер» звучит в установочных студиях всё чаще, к ней уже привыкли. Чаще других — от владельцев BMW.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: OEM
- Процессор: Alpine PXA-H800
- Усилители: Audison LRx 4.5, LRx 4.1k
- Акустика: Focal Utopia Be 6W3, Utopia Be 3W2, Hertz ML 280.1
- Сабвуфер: Hertz HX 250
Эти машины — особенные, дело не только в выверенной эстетике интерьера, к которой надо подходить с осторожностью и умением (или не подходить вовсе), а в очень высокой степени интеграции бортовых систем. Здесь только тронь что-нибудь, и разбросанные по всей машине полушария её головного мозга завалят сообщениями об ошибках, а то и вовсе забастуют. Однако было решено тронуть. Осмотрительно, но кардинально…
Основным требованием, естественно, было аудиофильское звучание. Поэтому начали с выбора соответствующей акустики — как ни крути, а формирует звучание главным образом она. Современные усилители по большому счёту различаются только макро- и микродинамикой, а на средних уровнях ведут себя примерно одинаково. Так что большую часть времени мы из всего тракта слышим именно динамики, а не усилители.
Связку для трёхполосного фронта (других в этой многонациональной студии студии уже давно не делают) выбрали не совсем обычную: шестидюймовый мидбас 6W3 и трёхдюймовый среднечастотник 3W2- из комплекта Focal Utopia Be. А бериллиевую пищалку, давшую имя всему комплекту, использовать не стали — по техзаданию воспроизведение верхних частот должно было быть «мягким и шелковистым». Как дома.
По мнению некоторых сотрудников (реально — сотрудниц, не подумайте) редакции, наиболее сильным эффектом такого рода обладает шампунь Nature’s Arga с аргановым маслом, но так далеко мастера заходить не стали. Они знают другое средство. Называется Hertz ML 280.1 — пищалка с шёлковым куполом недюжинного разбора, из топовой системы Hertz Mille. Цена и топовость, однако, мастерам студии не указ, руководствуясь собственными соображениями, пищалки тронули довольно решительно: удалили «спицу» и снабдили специально выточенным широким «домашним» фланцем. Не то чтобы это непосредственно влияло на мягкость и шелковистость, но, как было сказано, имелись соображения.
Установлена акустика вполне традиционно: среднечастотники и пищалки в стойках лобового стекла, мидбасы — в доработанных штатных местах в дверях. Хотя вернее будет сказать «в доработанных штатных местах доработанных дверей», для снижения вибраций тронули и внешние панели, закрепив на них нечто вроде традиционных для авиастроения стрингеров.
Вернёмся всё же к привычному порядку изложения — от истоков к устью. Источник сигнала — штатный OEM-ресивер, неизвлекаемый, как умело поставленная мина. Линейных выходов в нём нет, цифровой сигнал выдаётся в шину MOST и циркулирует там в смеси со служебной информацией всего автомобиля. Из этого цифрового потока штатный усилитель выбирает то, что относится к его компетенции, регулирует «в цифре» громкость, тембр и баланс, преобразует в аналог и усиливает. И рапортует обо всём головному устройству. После такой серии преобразований качество сигнала остаётся ещё вполне приличным, но если извлечь «цифру» из шины, то результат станет существенно лучше. Идеальным решением в такой ситуации было бы исключить штатный усилитель из процесса совсем, одновременно извлечь аудиосигнал из шины MOST и как-то обмануть головное устройство, создав у него иллюзию, что штатный усилитель по-прежнему штатно пыхтит и старается.
Тут простым резистором-обманкой не отделаешься, нужно что-то с мозгами. Такие мозги есть — это конвертор ТРИОМА, который делает всё вышеперечисленное и выдаёт сигнал в стандартном цифровом формате S/PDIF, а дальше за него принимается цифровой звуковой процессор Alpine PXA-H800. Дополнительным источником сигнала для процессора стал iPhone с подключением «по воздуху» — через Wi-Fi-роутер Airport.
Аналоговый сигнал с выходов процессора поступает на канальные усилители. Усилители тоже аудиофильские — как же иначе? Четырёхканальные Audison LRx предназначены для работы в системах высочайшего класса, а посему возможность обхода всех «лишних» каскадов в них заложена изначально. Поэтому кроссоверы и прочие «архитектурные излишества» отключили. Предельно короткий тракт сигнала «вход RCA — регулятор чувствительности — усилитель мощности» всегда идёт на пользу качеству звучания.
Пищалки Hertz ML 280.2 и среднечастотники Focal Utopia Be 3W2 обслуживает четырёхканальный Audison LRx 4.5. Выходная мощность каждого канала 75 Вт на 4 Ом обеспечивает немалый запас по перегрузке, а правильно подобранный режим с большим током покоя гарантирует минимальные искажения и максимальную микродинамику. Более мощный Audison LRx 4.1k (130 Вт на канал) работает на мидбасы Focal Utopia Be 6W3, вторая пара каналов в мостовом включении — сабвуфер Hertz HX 250 в закрытом корпусе объёмом 15 л. Грамотное «разделение труда» между усилителями исключило даже малейший риск интермодуляционных помех.
Усилители и сабвуфер симметрично установлены по бокам багажного отсека и закрыты фальшпанелями: сабвуфер у левого борта, а напротив него на правом борту — круглый люк такого же размера для доступа к предохранителям. Через прозрачные окна фальшпанелей видны подсвеченные внутренности усилителей.
На фоне этого перемены в отделке интерьера лишь внешне выглядят радикальными, но именно они наиболее заметны, поэтому естественно, что в ключевых точках салона появились логотипы студии. Кто трогал, тот и расписывается…
Изготовление стоек под СЧ и подросшие в размерах ВЧ
Штатная «голова» может играть очень даже хорошо. Если по-умному выдернуть из неё сигнал
Динамики решено было ставить без грилей. Так лучше, хотя и требует осторожности
Первый шаг: установка стрингеров на внешние панели дверей
Зашивка окон
Виброизоляция
Шумо-теплоизоляция
Формирование наружных частей подиумов
Подготовка под обтяжку
На крышке одного из усилителей расписалась студия…
На другой дали поставить подпись создателям «вибры» и «шумки». Заслужили…
Круглая (для гармонии) заглушка открывает доступ к блоку предохранителей
Корпус сабвуфера под левой крышкой
Крышка закроет и сабвфуер, и один из усилителей
Справа — платформа для второго усилителя
SQ
Звучание системы можно назвать безукоризненным — просидел я в машине долго, и помимо «обязательной программы» открутил ещё и произвольную. Тональный баланс очень приятен — баса в меру, он не долбит и не отвлекает на себя внимание. По локализации бас — абсолютно и постоянно передний, рельеф бас-гитары прекрасен, как и работа ударных. Мидбас выразительный, середина ровная, верх чистый. Как заказывали, по-домашнему. Детальность на средних и высоких частотах отличная, поводов придраться я не нашёл. Сцена — высокая, ровная и стабильная, достаточно глубокая. Единственный недостаток — немного размытый центральный образ.
RTA
Интересно, что «по-домашнему» выглядит и низкочастотная часть АЧХ, без привычного в наших системах сабвуферного «плато» той или иной степени решительности. Здесь аккуратно и без излишеств приподнята часть спектра от самого низа до примерно 400 Гц, а это уже далеко не сабвуфер. Вся середина и все верха отыграны как по линейке, о том, что всё это происходит в реальности, напоминают лишь крошечные отклонения на 1,25 и на 3,15 кГц. И только на самом верху, на 20 кГц, уровень спадает мягко и шелковисто…
A PROPOS
Тест процессора Alpine PXA-H800
Тест усилителя Audison LRx 4.5 (в поединке с Xtant)
Компоненты Focal Utopia Be в составе системы Kit №7
Пищалка Hertz ML 280 в составе трёхполосной системы
Тест сабвуфера Hertz HX 250